Скачать 0.58 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1904 ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ школьным объединением педагогов Директор школы №______ от ______________ Савельева С.Н. Пред.МО Мозжилова Н.В. 31 августа 2013 28 августа 2013 Рабочая программа предмета «Русский язык» для 8 А класса на 2013-2014 учебный год Составитель: Рындина Людмила Леонидовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Москва 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9 классы), 2009 г., учебника М.М. Разумовской « Русский язык 8 класс», «Дрофа», 2009г и соответствует федеральному стандарту основного среднего образования 2004г. Русский язык входит в образовательную область «Филология», и на его изучение выделено 3 часа по базисному учебному плану в соответствии с годовым календарным графиком ОУ (102 часа в год) . Главная цель занятий русским языком в 8 классе, речевое и языковое развитие школьников, решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная -„Простое предложение". Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации. Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста. Задачи курса:
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам. Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, комплексный анализ текста, контрольные диктанты. Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент. На уроках обобщающего повторения используются мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты. Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса: знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; - фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа; -определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; -рецензировать устный ответ учащихся; - задавать вопросы по прослушанному тексту; - слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения; ЧТЕНИЕ: -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста; -используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; - при необходимости переходить на изучающее чтение; - читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; ГОВОРЕНИЕ: - пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; - вести репортаж о школьной жизни; -строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; - создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; - составлять инструкцию по применению того или иного правила; - принимать участие в диалогах различных видов; -адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.; ПИСЬМО: - пересказать фрагмент прослушанного текста; - пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; - создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии; - писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.); - составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ: - находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок; - распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя; ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; - разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; - пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: - разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять, - пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.); - оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания; - находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; МОРФОЛОГИЯ; - распознать части речи и их формы; - соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей; - опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа; ОРФОГРАФИЯ: - применять орфографические правила; - объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; - правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами; - правильно строить предложения с обособленными членами; - проводить интонационный анализ простого предложения; - выразительно читать простые предложения изученных конструкций; - проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Повторение изученного в 5-7 классах (10 часов ) Синтаксис (73 ч). Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Предложение Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи. Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.). Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.). Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков. Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Словари и справочники:
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова Мультимедийные пособия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
|
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2013 2014 учебный год составлена на основе | ||
Рабочая программа по курсу «Русский язык» ... | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М. Т. Баранов,... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М. Т. Баранов,... | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для среднего(полного) общего образования Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. А.... | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» «Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» «Русский язык» для 10-го класса средней общеобразовательной школы составлена на основе рекомендованной Министерством образования... | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» / Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. –... | ||
Программа по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных... Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа Наименование учебного предмета русский язык Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для средних общеобразовательных учреждений. Русский язык5-11 классы... | ||
Рабочая программа предмета «Русский язык» Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной программы начального общего образования... | Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | ||
Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... |