Скачать 39.72 Kb.
|
Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Воспитание индивидуальности у учащихся на уроках» Приготовила Бугаева Елена Федоровна Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Оно приобретается от рождения, «дается судьбой» и развивается искренностью. Д.С.Лихачев Сегодня все больше говорят о творческой активности ребенка. Педагога все больше интересует творчески активная личность учащихся, которая чаще проявляется не вообще, а по отношению к определенному предмету. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь учащимся найти себя и раскрыть свои способности в той сфере, в которой он проявляет максимальную активность. Предмет русского языка и литературы вносит существенный вклад в формирование образованной, гармонично развитой личности, и, как творческий процесс, он необходим ребенку для самораскрытия и самопонимания. А творчество рождается в такой обстановке, которая вдохновляет и учителя, и учащихся. Созданию такой атмосферы помогают интересные уроки. Особое место, на мой взгляд, занимает «Творческая мастерская». Она позволяет учащимся личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего, которые затронут их самих. Например, урок литературы в 11 классе на тему «Сам ищу выход» по роману М.Шолохова «Тихий Дон». Перед ребятами стоят вопросы: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор? Работая в группах, учащиеся шаг за шагом вместе с главным героем романа Григорием Мелеховым стараются разрешить эту проблему, проблему выбора. И тут же задумываются и над своим выбором, ведь им вступать в новую жизнь, не раз придется самостоятельно принимать какое-то решение. А главное: не ошибиться. Но здесь очень важна роль учителя: руководить самостоятельной познавательной деятельностью своих учеников. А учащиеся сами выбирают и нужный темп и парную, индивидуальную и групповую работу. На уроке-мастерской также очень важна и атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личностному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!». Например, урок русского языка в 6 классе: написание миниатюры «Осень в родном городе». Цель урока – остановиться на мгновенье и постараться открыть для себя и своих учеников торжественность парковых аллей, многоликость городских улиц, тихую гладь пруда – все такое знакомое и до боли родное. В подготовке к этому уроку принимают участие все учащиеся: одни отбирают стихи известных Воскресенских поэтов об осени, другие – фотографии, сделанные фотохудожниками, которые с любовью и нежностью изобразили красоту нашего родного города, третьи – подбирают к видеоряду музыку. Ребята, которые хорошо рисуют, готовят прекрасный осенний пейзаж. На уроке работают 3 группы: «художники» - при просмотре видеоряда должны увидеть цветопись – краски осени; «композиторы» - услышать звуки, которыми наполнены наши улицы, дворы, парки; «лирики» - уловить образы. Используя полученный материал, ребята индивидуально составляют миниатюру в виде синквейна. Это задание выполняется на листьях, сделанных из цветной бумаги. В итоге получается осенний коллаж, каждый ученик вложил в него свою любовь, частичку своего тепла, проявил мастерство. Такой вид работы требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные и творческие. Я вижу: каждый ребенок – индивидуальность, личность. Неплохой результат в моем опыте использования мастерских достигается за счет того, что, формируя личность учащегося на уроке, я концентрирую свои усилия на его индивидуальных особенностях и способностях, отыскиваю духовно-нравственные и творческие ресурсы для его развития. Учащиеся получают литературное образование и становятся личностями, способными к самосовершенствованию, саморазвитию. В 5-6 классах при изучении басен И.А.Крылова провожу уроки-концерты, которые ребятам очень нравятся. Они самостоятельно выбирают басню для инсценирования, готовят костюмы, декорации. Всегда находятся желающие самостоятельно написать басню, превратившись в баснописца. С каким желанием приступают к этой работе! Им хочется испытать себя, создать оригинальное произведение. Другие – составляют литературную викторину по басням Крылова. Здесь проявляются способности и поэтов, и художников, и писателей. Цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ученике обостренное внимание к слову, самостоятельность мышления, а самое главное – индивидуальность. Каждый год в 10 классе провожу урок-суд над Раскольниковым, главным героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Учащиеся сами составляют сценарий, распределяют роли, готовят афишу, костюмы, репетируют. Такие уроки помогают учащимся проникать в духовный мир героев, постигать их чувства, формировать и воспитывать свои. Ребята пытаются объяснить жизнь и ее явления. И мои ученики ежедневно убеждают меня в том, что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Большинство детей являются одаренными. А учитель должен помочь ребенку обнаружить в себе соответствующие задатки и создать условия, способствующие развитию их способностей, талантов. Задача учителя - подобрать каждому школьнику свою «номинацию», в которой он может быть победителем. Именно при таком подходе у ученика появляется чувство самоуважения, самозначимости, именно тогда начинает развиваться индивидуальность в личности. |
Анализ работы шмо классных руководителей мбоу зсош №4 за 2011-2012год Руководствуясь целью обобщения, распространения опыта классных руководителей в воспитательном процессе, шмо было ориентировано на... | Выступление учителя биологии Суздалевой Екатерины Александровны на... Провести 23-30 марта 2012 года соревнования Камчатского края по баскетболу памяти В. А. Корячихина | ||
Программа «здоровье» на 2012- 2013 учебный год. Руководитель шмо... Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей | План работы шмо классных руководителей моу мпл №2 на 2011-2012 учебный год Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Информация для классных руководителей о проведении классных часов и участия в конкурсах Координатор Сергей Львович Островский, исполнительный директор ид первое сентября | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Леон Галина Сергеевна, председатель шмо классных руководителей, учитель русского языка и литературы Открытой (сменной) общеобразовательной... | ||
Работа мо классных руководителей МО, где рассматривались текущие вопросы по планированию работы, анализ воспитательной деятельности по четвертям, мониторинга качества... | Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,... Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ддт им. В. П. Чкалова и предназначен для руководителей оу, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей,... | Методическое объединение классных руководителей По плану | ||
Методические рекомендации по организации работы школьного методического... Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коллегией Минобразования Ростовской области №5/1 от 16. 06. 2000г, приложения №2 к приказу №510/1627 от 20. 07. 2001 г. Гувд ро и... | ||
Подборка электронных адресов, материалов необходимых для работы классных руководителей | «В мире профессий» Семинар классных руководителей по проблеме профессиональной ориентации выпускников | ||
Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила... Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных... | Классный час как «единица» Годовой цикл учебных занятий классных руководителей с |