Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика





НазваниеМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика
страница1/5
Дата публикации17.02.2015
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
логотип_гбоу_рц

Отдел сопровождения

профессиональной карьеры



Методические рекомендации для руководителей ОУ, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ППС ППП

СПЕЦИФИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

г.о.Новокуйбышевск

2012 год



Утверждено решением научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск


Составитель: О.Е. Зайчикова, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Рецензенты: Д.А. Воронков, заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск, Дахина Т.М., руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

«Специфика педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников»:

методические рекомендации для руководителей ОУ, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ППС ППП. – г.о. Новокуйбышевск, 2012 г., 51 стр.

В данных методических рекомендациях раскрываются теоретические основы процесса профессионального самоопределения, рассматривается специфика социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении и технологии организации и проведения профориентационных мероприятий с учащимися среднего звена школы и старшеклассниками. Комплекс коррекционно-развивающих процедур, представленный в пособии, будет весомым подспорьем в работе учителя по формированию необходимых личностных качеств у будущих профессионалов. Размещенный в приложении диагностический инструментарий поможет педагогу определить степень готовности учащихся к выбору дальнейшего направления образования и сферы профессиональной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Пояснительная записка. 4 – 5

Содержание

  1. Педагогическая поддержка профессионального 6 - 7

самоопределения обучающихся.

  1. Понятие «профессиональное самоопределение» как 8 - 10

социально-педагогическая проблема.

  1. Содержание социально-педагогической деятельности

учителя в рамках работы по профессиональному само-

определению обучающихся.

    1. Основные функции и направления социально- 11

педагогической деятельности учителя.

    1. Информационное обеспечение среды самоопределения 11-12

школьников.

    1. Содержание социально-педагогической деятельности 12-17 учителя по профессиональному самоопределению

подростков.

    1. Содержание социально-педагогической деятельности 17-19

учителя по профессиональному самоопределению

старшеклассников.

4. Факторы и принципы, влияющие на профессиональное 20-21 . самоопределение школьников.

5. Методы определения степени готовности учащихся к 22-27 . выбору профессиональной деятельности.

6. Технология применения активизирующих методик в . 28-36 развитии профессионально важных качеств личности

Заключение 37-38

Литература 39

Приложения 40-51

Пояснительная записка Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека; здесь возникают серьезные нарушения его внутреннего мира, так как в жизни большинства людей это первый нормативный выбор, т.е. обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить). Этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Проблема в том, что необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность ложится на собственные плечи человека. Одним из важнейших факторов самоопределения подростков и старшеклассников в педагогической деятельности учителя является психолого-педагогическое сопровождение, предусматривающее изучение следующих основных аспектов:¹ 1) профессиональной направленности личности и ее формирования в школьные годы; 2) интересов к определенной профессии; 3)психологических предпосылок профессионального самоопределения); 4) возможностей построения путей жизненной программы В этой связи ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Знания об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Актуальность данной темы обозначена наличием противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста в решении этого вопроса. В основном же планы на будущее многие выпускники связывают с поступлением в вуз. Обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора: три четверти выпускников вузов трудоустраиваются чаще всего в далекой от своей специальности сфере, и чаще всего не самостоятельно, а, в основном, при помощи родственников, друзей и т.п. Для предотвращения возможных негативных последствий в профессиональном самоопределении подростков и старшеклассников руководство школы должно постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации школьников, изучать научную и методическую литературу, учитывать данные в них рекомендации в своей работе, в частности при планировании соответствующих разделов общешкольного плана. Целью составления данных методических рекомендаций является обозначение задач, функций и технологий организации и проведения профориентационных мероприятий с учащимися среднего звена школы и старшеклассниками. К задачам классного руководителя относится, прежде всего, глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом ему могут помочь беседы с учителями-предметниками, родителями, психологом, анкетирование и систематически проводимое наблюдение с заполнением карточки-характеристики школьника. В функции классного руководителя также входит обеспечение посещения всеми

¹ Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и соц. педагога/С.Н.Чистякова. М., 2004. С. 97.

учащимися профориентационных мероприятий, проводимых школой и городскими службами. Ведущая роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит учителю технологии и школьному психологу. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый учащийся научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и ее результатов. Одна из важнейших сторон работы школьного психолога - участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит выявление интересов и склонностей школьников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании; участие в проведении профориентационных мероприятий и занятий с обучающимися по курсу «Основы выбора профессии»; привлечение к работе по профориентации специалистов профориентационных служб. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и послешкольных жизненных планов. По утверждению психологов, при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Важнейшая составляющая предпрофильной подготовки – профильная ориентация. Это специально организованная деятельность, направленная на оказание помощи учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, а также в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.¹ В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует: - целенаправленная, систематическая психолого-педагогическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; - система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; - подготовка специалистов для оказания качественных психолого-педагогических профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). Изложение в предлагаемых методических материалах широкого спектра методов содействия процессу самоопределения обучающихся с использованием разнообразных педагогических средств во взаимосвязи с психолого-педагогическими технологиями и является обоснованием их новизны.


_____________________

¹ Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: кн. для учителя и соц. педагога/С.Н.Чистякова. М., 2004. С. 103.

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся

Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства. . Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка со стороны педагога - учителя-предметника, классного руководителя, тьютора, куратора, педагога-психолога, социального педагога - направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. . Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок). Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения, в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Ученик должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека. . На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учреждения оказывают влияние многочисленные факторы. . Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем. ¹ Перед педагогами стоят следующие задачи. . 1. В основной школе: .  развитие умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение у обучающихся как значимую часть жизненного

_____________________

¹ Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-мет. пособие/Т.В.Черникова. М., 2006. С. 48.

самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; развитие интересов, склонностей и способностей обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами; . расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, о средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона;  создание положительных установок на интересующие  виды деятельности. 2. В старшей школе: .  развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в  формировании положительной адекватной самооценки; . поддержка активности обучающихся, направленная на: . а) развитие своих познавательных и профессиональных интересов; . б)определение жизненных перспектив в намерении продолжения      образования; в) создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению; г) продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной      подготовки      в      избранной  сфере      деятельности; . д) формирование профессионально значимых качеств. . Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников — комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами:¹ .      управлением образования и молодежной политики; .      учреждениями дополнительного образования; .      учебными заведениями профессионального образования; .      управлением социальной защиты; .      управлением   культуры   и   спорта,   общественными объединениями; .      территориальными отделами и службами занятости; .      городским военкоматом, ГУВД, ОВД; .      межшкольным учебным комбинатом; .      центрами профориентации; .      средствами массовой информации. Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательных  учреждениях   осуществляют   классные   руководители   (тьюторы, кураторы),  школьные психологи,  учителя-предметники,  социальные  педагоги,  медицинские работники. . Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников. Координацию его деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. . Реализация данных направлений работы позволяет организовать педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся таким образом, чтобы выбор профиля не был случайным,  т.к. это ведет к ненужным затратам времени и средств. Еще древний философ Луций Сенека утверждал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».



¹ Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-мет. пособие/Т.В.Черникова. М., 2006. С. 50.

Понятие «Профессиональное самоопределение» как социально- педагогическая проблем а Природа далеко не каждому и не сразу открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. В оказании помощи по выявлению способностей, наклонностей и интересов, в формировании устойчивых мотивов выбора профессии, в соотнесении личностных желаний с потребностями общества и заключается основная цель профориентационных мероприятий. Считается, что на процесс профессионального самоопределения  наиболее сильное влияние оказывают следующие группы факторов: - во-первых, интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии (статистический анализ анкетирования, проводимый среди учащихся выпускных классов, показал, что 48 % из них при выборе профессионального пути воспользовались специальной информацией о профессии, в которой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся  сведения о  содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов); - во-вторых, индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы; . - в-третьих, уровень подготовки, который включает в себя широту эрудиции и кругозор, школьную успеваемость, мировоззрение; . - в-четвертых, состояние здоровья и уровень физической подготовки; . - наконец, ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы  родителей, рекомендации учителей, друзей, средства массовой информации.   Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития и дать одно типовое определение его результата и средств, пригодное для всех возрастов и этапов. Если рассматривать вопрос в общем виде, то предметная область профессионального самоопределения предполагает ориентировку в четырех блоках явлений:¹ . 1 блок – многолетний процесс возрастного (физического и психологического) развития человека на всем протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала); 2 блок – множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно реально оказывается подрастающий человек); 3 блок – возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа (хотя бы тип профессии) к человеку; . 4 блок – своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах (включая длительную «допрофессиональную» фазу этого процесса и еще более длительную собственно профессиональную- овладение профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высоких уровней мастерства или приход к разочарованию, перемене труда – профессиональной переориентации и др.). . Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок,  взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку, она требует разностороннего информационного и организованного обеспечения. И здесь роль школы, семьи, социального окружения, как формирующих систем особенно высока. .

_____________________

¹ Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996, С. 6.

Что касается семьи, то она является той системой, которая оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи и не только в форме прямых воздействий – требований родителей, родственников, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Как нет двух совершенно одинаковых людей, так нет и одинаковых семей. Это различие еще более усилилось в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей. Но в одном еще по-прежнему работает стереотип – в семье проблема профессионального самоопределения осознается и становится предметом серьезных разговоров обычно к старшему школьному возрасту. Следует обратить внимание и на то, что в неправильном выборе профессии нередко виновны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание своего ребенка, а на приходящие ценности: заработок, преемственность профессии в семье, доступность получения профессии, престижность и т.д. Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Существует и большая доля случайного выбора профессии: по совету друзей, знакомых, по причине престижности и привлекательности профессии и т.д. . С точки зрения интересов развития нашего общества идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям различных отраслей в кадрах. А именно, случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство – в наименее массовые; когда  профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям). В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. И наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной и с психологической точек зрения картина несоответствия, рассогласования профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах. . Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором ему предстоит жить.                Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает  свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом.  В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный. . Самоопределение в рамках конкретного общеобразовательного учебного учреждения предполагает человека, рассматривающего себя в качестве перспективного кандидата на поступление в перспективное учебное профессиональное заведение или в качестве перспективного кандидата на престижную и оплачиваемую работу после окончания вуза, колледжа или училища. Помощь в таком самоопределение предполагает установление реальных связей школы с соответствующими учебно-профессиональными заведениями и производственными организациями. . Итак, профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.                                    

Содержание социально-педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению обучающихся

Основные функции и направления социально-педагогической деятельности учителя Система профессионального самоопределения подростков и старшеклассников  - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы и семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. Общая цель системы профессионального самоопределения - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной   степени зависит от качества работы по следующим направлениям: -профессиональное  просвещение,  включающее  профинформацию, профпропаганду и профагитацию; . -предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;      -профессиональная консультация, нацеленная в основном   на оказание индивидуальной   помощи   в   выборе   профессии   со   стороны специалистов-консультантов; .-социально-профессиональная адаптация; .     -профессиональное   воспитание,   которое   ставит   своей   целью формирование у учащихся       чувства       долга,       ответственности, профессиональной чести и достоинства. Наиболее распространенными формами и методами профессионального самоопределения подростков и старшеклассников являются рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой-либо области на урок. . Основными функциями социально-педагогической деятельности являются:¹ . – диагностическая, предполагающая сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению; . – тактическая, состоящая в выявлении возможностей и ресурсов педагогического сопровождения и разработке программы его реализации в воспитательно-образовательном процессе, т.е. составляет процессуальную сторону решения поставленных задач; – практическая, обеспечивающая реализацию разработанной программы – конкретное содержание, формы, методы, комплекс условий (организационных, научно-методических, дидактических, кадровых, правовых, научно-технических); – аналитическая, включающая в себя всесторонний анализ результатов выполнения программы, в том числе коррекцию, подготовку дополнительных материалов, отчет и осмысление проблем, возникающих в ходе осуществления программы. Итак, специфика социально-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении подростков и старших школьников заключается  в обучении творческому поиску, способности принимать взвешенное решение относительно предполагаемого пути продолжения образования, соответственно понимания себя, особенности будущей профессиональной деятельности, рынка труда и социокультурных отношений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconОрганизация и методика проведения профессиональных проб
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей,...
Еделения молодежи. Они дадут небесполезное стартовое представление об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconФестиваль педагогических идее «Открытый урок»
Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconЛаборант ицш моу многопрофильная гимназия №12 г. Твери
Памятка по использованию аис школа для учителей-предметников и классных руководителей
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconАнализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных...
Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПротокол № от Положение о работе педагогов общеобразовательной школы 1-3 ступеней
Положение регулирует деятельность учителей предметников, классных руководителей, воспитателей и других педагогических работников...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ддт им. В. П. Чкалова и предназначен для руководителей оу, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей,...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации по организации работы школьного методического...
Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе был проведен медико-педагогический всеобуч классных руководителей, учителей – предметников. Прошла декада по профилактике...
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, консультантов ппс ппп специфика iconМетодические рекомендации по реализации регионального этапа проекта...
ФокееваИльсияМансуровна, научный сотрудник лаборатории социализации личности, заслуженный учитель школы рт, почетный работник общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск