Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности





НазваниеМетодические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности
страница1/10
Дата публикации20.03.2015
Размер1.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Отдел сопровождения

профессиональной карьеры



Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

г.о.Новокуйбышевск

2012 год

Утверждено решением научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. о. Новокуйбышевск.


Составитель: Зайчикова О.Е, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск

Рецензенты: Воронков Д.А., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск, Дахина Т.М., руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск


«Оценка готовности школьников к выбору профессии»:

методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов – г.о. Новокуйбышевск, 2012 г., 67 стр.
Данные учебно-методические рекомендации могут служить пособием для подготовки и самообразования педагогов, занятых вопросами профессионального самоопределения молодежи. Они дадут небесполезное стартовое представление об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности и конкретных механизмах улучшения учебно-воспитательной работы, окажут помощь в обозначении программы действий по самоопределению профессионального и жизненного выбора.

Представленные в предлагаемом издании тесты, упражнения, опросники и сценарии профессионально-технологических проб помогут школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам в работе по формированию правильной профориентации школьников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

Пояснительная записка 4-5

Cодержание

  1. Секреты выбора профессии.



    1. Содержание профориентационной работы и роль 6-7

профориентации в выборе профессии.

    1. Мотивы и основные условия выбора профессии. 7-8



  1. Методы комплексной диагностики готовности к выбору профессии.

2.2. Место диагностики в образовательном процессе. 9-12

2.3. Диагностика мотивационно-потребностной сферы 12-13

ценностных ориентаций.

2.4. Выявление интересов и склонностей личности. 13

2.5. Выявление свойств личности. 13-14

2.6. Изучение особенностей интеллектуальной деятельности. 14

2.7. Изучение самооценки. 14-15


  1. Выявление сформированности деятельностно-практического компонента готовности к выбору профессии.




    1. Умение подростка работать с источниками профориента- 16-17

ционно-значимой информации.

    1. Профессиональная проба по исследованию экосистемы 17-24

пришкольного участка.

  1. Диагностика общеучебных умений и информационного 25-28

поля разумения.

    1. Использование полученных данных диагностики в педаго- 28

гической практике.

Заключение 29

Литература 30

Приложения 31-67

Пояснительная записка

Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы учения и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Этим и объясняется актуальность рассматриваемой в данных методических рекомендациях проблемы.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Именно поэтому создание института ранней профилизации школьников – профильной школы – обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи.

Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный (ранний юношеский) возраст, 14 – 17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Работа с молодежью на пороге вступления в самостоятельную жизнь необходима и чрезвычайно важна. По проводимым опросам старшеклассников ряда школ выяснилось, что более 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать. Около 30% выпускников в начале 11-го класса еще не определились с выбором учебного заведения и, следовательно, своей будущей профессии или не уверены в правильности собственного выбора.¹

В современном обществе профессий необозримо много (десятки тысяч). И каждая работа предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Одно дело выращивать молодняк животных, другое – составлять балансовый бухгалтерский отчет, третье – монтировать технологический комплекс и т.д. Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы.

Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению. Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода, - осведомленность (информированность) человека. Каждый, учившийся в школе, осведомлен об очень многом. Но знание о современном обществе нельзя признать добротным, если у человека не сформировались ясные, расчлененные, упорядоченные представления о многомиллионном ядре общества – о людях-«деятелях», о профессиях и профессионалах.

Положение, когда подрастающий человек в ходе образования не получает достаточно

_______________________

¹ Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007, С. 41

полных и систематических сведений о путях своего возможного профессионального

развития, препятствует ему в жизненном самоопределении. В частности, необходимы сведения из области научного психологического профессиоведения, предполагающего ориентировку во множестве разнообразных сфер приложения сил. Одна из важных составляющих этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых и могущих самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития. В этом деле роль личностных качеств человека, его психики очень велики.

Миссия педагогов, занятых вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь, - помочь подрастающему поколению правильно выбрать свою профессиональную стезю, поэтому целью составления методических рекомендаций является повышение осведомленности педагогических работников об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности в обозначении программы действий по самоопределению профессионального и жизненного выбора. Для того, чтобы помощь была действенной, учителю нельзя выступать в качестве «урокодателя». Он должен:

  • во-первых, постепенно вникнуть в область знания «Психологии профессионального самоопределения»;

  • во-вторых, ориентироваться в мире профессий (в противном случае, как он сможет помочь школьнику выбрать наиболее подходящую именно ему профессию?);

  • в-третьих, иметь хотя бы обзорное представление о вариантах развития человека в труде.

В данном пособии отражены все выше перечисленные факторы.

К сожалению, многие методические разработки прошлых лет по профессиональной ориентации школьников сильно устарели. Другие нуждаются в корректировке исходных положений и принципов разработки технологий. Третьи носят явно выраженный развлекательный характер, диссонируя с серьезностью момента. Данное обстоятельство служит обоснованием новизны представленного методического издания.


Секреты выбора профессии

Содержание профориентационной работы и роль профориентации в выборе профессии

Что означает правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, выраженными в физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. Правильный выбор – это совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать требования, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план школьная профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз, решить проблему профессионального выбора учащегося.

Профессиональная ориентация – это оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей его склонностям и способностям, профессии, которая соответствует его потребностям, возможностям и запросам рынка труда.

Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и включающий в себя:

  • самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;

  • сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;

  • выбор профессии и образа жизни.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, поскольку именно подростковый и ранний юношеский возраст отличаются ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору сферы труда.

В связи с этим профориентационную работу в школе нужно проводить в два этапа:

1-й этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку.

2-й этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессиональной среды затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным социологических исследований, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Период выбора профессии и профессионального становления у человека, приходящегося на возраст от 14 до 25 лет, характеризуется тем, что он пробует свои силы в разных сферах деятельности при ориентации на свои профессиональные возможности.

В периодизация Е.А.Климова выделены следующие стадии:

  1. стадия предыгры (0 – 3 года);

  2. стадия игры (6 – 8 лет);

  3. стадия овладения учебной деятельностью (от 6 – 8 до 11 – 12 лет);

  4. стадия оптации – желание, выбор (от 11 – 12 до 14 – 18 лет);

  5. стадия профессиональной подготовки (от 15 – 18 до 16 – 23 лет);

  6. стадия развития профессионала ( от 16 – 23 лет до пенсии).

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Мотивы и основные условия выбора профессии

Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.

Каждый человек, выбирая себе профессиональный путь, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, хорошими условиями труда, указаниям родителей и т.д.

Анализ статистических данных показывает, что на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем – интересное содержание труда.¹

А ведь интерес – это один из наиболее существенных мотивов, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Кроме этого существуют еще внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.

К внешним социальным факторам можно отнести советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние, престижность, популярность. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время.

Внешние мотивы бывают положительными и отрицательными. Положительные – это материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Отрицательные – оказывающие воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. К внутренним факторам относится так называемый «образ профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и последующим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Для того чтобы сделать правильный выбор, надо знать условия такого выбора.

Существуют три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Во-первых, она должна быть интересной. Во-вторых, она должна быть

востребованной на рынке труда. В-третьих, она должна соответствовать возможностям.

_______________________

¹ Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. С. 19.
Следовательно, для того чтобы правильно выбрать профессию, человеку необходимо учитывать три составляющих:

  • определить свои профессиональные интересы и склонности (условно это можно назвать «я хочу»);

  • оценить свои профессионально важные качества – здоровье, квалификацию и способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности (условно это можно назвать «я могу»);

  • узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, т.е. что сегодня «надо» обществу.

Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показывают исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача будет равняться 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то ограничится лишь 30%. Иными словами, задача для выбирающего профессию заключается в том, чтобы найти себе работу, которая интересна и привлекательна для него, соответствует его способностям и пользуется спросом на рынке труда. И тогда его выбор будет удачным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconОрганизация и методика проведения профессиональных проб
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,...
Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconФестиваль педагогических идее «Открытый урок»
Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области
Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconАнализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных...
Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам...
Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconМетодические рекомендации по организации работы школьного методического...
Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов оценка готовности iconИнститут развития образования республики башкортостан
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск