Скачать 1.67 Mb.
|
Утверждено решением научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. о. Новокуйбышевск.Составитель: Зайчикова О.Е, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск Рецензенты: Воронков Д.А., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск, Дахина Т.М., руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск «Оценка готовности школьников к выбору профессии»: методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов – г.о. Новокуйбышевск, 2012 г., 67 стр. Данные учебно-методические рекомендации могут служить пособием для подготовки и самообразования педагогов, занятых вопросами профессионального самоопределения молодежи. Они дадут небесполезное стартовое представление об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности и конкретных механизмах улучшения учебно-воспитательной работы, окажут помощь в обозначении программы действий по самоопределению профессионального и жизненного выбора. Представленные в предлагаемом издании тесты, упражнения, опросники и сценарии профессионально-технологических проб помогут школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам в работе по формированию правильной профориентации школьников. ОГЛАВЛЕНИЕ СТР. Пояснительная записка 4-5 Cодержание
профориентации в выборе профессии.
2.2. Место диагностики в образовательном процессе. 9-12 2.3. Диагностика мотивационно-потребностной сферы 12-13 ценностных ориентаций. 2.4. Выявление интересов и склонностей личности. 13 2.5. Выявление свойств личности. 13-14 2.6. Изучение особенностей интеллектуальной деятельности. 14 2.7. Изучение самооценки. 14-15
ционно-значимой информации.
пришкольного участка.
поля разумения.
гической практике. Заключение 29 Литература 30 Приложения 31-67 Пояснительная записка Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы учения и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Этим и объясняется актуальность рассматриваемой в данных методических рекомендациях проблемы. В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья непосредственно связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Именно поэтому создание института ранней профилизации школьников – профильной школы – обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи. Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный (ранний юношеский) возраст, 14 – 17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Работа с молодежью на пороге вступления в самостоятельную жизнь необходима и чрезвычайно важна. По проводимым опросам старшеклассников ряда школ выяснилось, что более 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать. Около 30% выпускников в начале 11-го класса еще не определились с выбором учебного заведения и, следовательно, своей будущей профессии или не уверены в правильности собственного выбора.¹ В современном обществе профессий необозримо много (десятки тысяч). И каждая работа предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Одно дело выращивать молодняк животных, другое – составлять балансовый бухгалтерский отчет, третье – монтировать технологический комплекс и т.д. Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы. Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению. Средство, с помощью которого можно одолеть трудности обсуждаемого рода, - осведомленность (информированность) человека. Каждый, учившийся в школе, осведомлен об очень многом. Но знание о современном обществе нельзя признать добротным, если у человека не сформировались ясные, расчлененные, упорядоченные представления о многомиллионном ядре общества – о людях-«деятелях», о профессиях и профессионалах. Положение, когда подрастающий человек в ходе образования не получает достаточно _______________________ ¹ Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007, С. 41 полных и систематических сведений о путях своего возможного профессионального развития, препятствует ему в жизненном самоопределении. В частности, необходимы сведения из области научного психологического профессиоведения, предполагающего ориентировку во множестве разнообразных сфер приложения сил. Одна из важных составляющих этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых и могущих самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития. В этом деле роль личностных качеств человека, его психики очень велики. Миссия педагогов, занятых вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь, - помочь подрастающему поколению правильно выбрать свою профессиональную стезю, поэтому целью составления методических рекомендаций является повышение осведомленности педагогических работников об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности в обозначении программы действий по самоопределению профессионального и жизненного выбора. Для того, чтобы помощь была действенной, учителю нельзя выступать в качестве «урокодателя». Он должен:
В данном пособии отражены все выше перечисленные факторы. К сожалению, многие методические разработки прошлых лет по профессиональной ориентации школьников сильно устарели. Другие нуждаются в корректировке исходных положений и принципов разработки технологий. Третьи носят явно выраженный развлекательный характер, диссонируя с серьезностью момента. Данное обстоятельство служит обоснованием новизны представленного методического издания. Секреты выбора профессии Содержание профориентационной работы и роль профориентации в выборе профессии Что означает правильный выбор профессии? Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, выраженными в физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. Правильный выбор – это совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать требования, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Вот здесь как раз и выступает на первый план школьная профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз, решить проблему профессионального выбора учащегося. Профессиональная ориентация – это оказание помощи школьнику в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей его склонностям и способностям, профессии, которая соответствует его потребностям, возможностям и запросам рынка труда. Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и включающий в себя:
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, поскольку именно подростковый и ранний юношеский возраст отличаются ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору сферы труда. В связи с этим профориентационную работу в школе нужно проводить в два этапа: 1-й этап – это профессиональное просвещение. Главная цель на этом этапе – знания о мире профессий, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку. 2-й этап – это выбор профессии. Главная цель здесь – это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессиональной среды затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным социологических исследований, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Период выбора профессии и профессионального становления у человека, приходящегося на возраст от 14 до 25 лет, характеризуется тем, что он пробует свои силы в разных сферах деятельности при ориентации на свои профессиональные возможности. В периодизация Е.А.Климова выделены следующие стадии:
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Мотивы и основные условия выбора профессии Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Каждый человек, выбирая себе профессиональный путь, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, хорошими условиями труда, указаниям родителей и т.д. Анализ статистических данных показывает, что на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем – интересное содержание труда.¹ А ведь интерес – это один из наиболее существенных мотивов, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Кроме этого существуют еще внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. К внешним социальным факторам можно отнести советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние, престижность, популярность. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. Внешние мотивы бывают положительными и отрицательными. Положительные – это материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Отрицательные – оказывающие воздействие на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. К внутренним факторам относится так называемый «образ профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и последующим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Для того чтобы сделать правильный выбор, надо знать условия такого выбора. Существуют три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Во-первых, она должна быть интересной. Во-вторых, она должна быть востребованной на рынке труда. В-третьих, она должна соответствовать возможностям. _______________________ ¹ Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. С. 19. Следовательно, для того чтобы правильно выбрать профессию, человеку необходимо учитывать три составляющих:
Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показывают исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача будет равняться 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то ограничится лишь 30%. Иными словами, задача для выбирающего профессию заключается в том, чтобы найти себе работу, которая интересна и привлекательна для него, соответствует его способностям и пользуется спросом на рынке труда. И тогда его выбор будет удачным. |
Организация и методика проведения профессиональных проб Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов | Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,... Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков... Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого... | ||
Фестиваль педагогических идее «Открытый урок» Обж, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, украинского языка и литературы, а также материалы... | Методическое пособие самара 2010 Центр профессионального образования Самарской области Методическое пособие предназначено для педагогических работников образовательных учреждений всех типов: заместителей директора по... | ||
Анализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных... Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось... | Методические рекомендации социальным педагогам и школьным психологам... Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Практический семинар для победителей окружного этапа педагогических... Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей | ||
Методические рекомендации по организации работы школьного методического... Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей | Институт развития образования республики башкортостан Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации системы образования руководителей, педагогов,... |