Скачать 243.58 Kb.
|
Методические рекомендациисоциальным педагогам и школьным психологампо работе с агрессивными детьми.Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировках насилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страниц газет и экранов телевидения – с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии, проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» (психологический словарь) Методы исследования и диагностики агрессии в условиях школыНаиболее приемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности школьника являются методы наблюдения, экспертных оценок и анкетирования. Метод наблюдения является ведущим. Наблюдения психолога и педагога за поведением детей на уроках и во время внешкольных мероприятий дает богатые данные. При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М.Алворд и П.Бейкер. Если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен. Признаки наличия агрессии у ребенка: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Метод экспертных оценок позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными экспертами. Экспертами могут являться люди, работающие с ребенком или тесно общающиеся с ним и имеющие возможность наблюдать за его поведением в различных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классный руководитель, тренер спортивной секции, руководитель кружка, родители, старшие братья и сестры и т.д. Экспертам выдается «Карта наблюдения» (по типу карты Стотта), в которой перечислен ряд поведенческих реакций ребенка, по которым можно судить об агрессивном поведении, а также приведена шкала для их оценки. Например: «Использует физическую силу против сверстников и других лиц» постоянно – 3 балла ситуативно – 2 балла редко – 1 балл никогда – 0 баллов Каждый эксперт оценивает частоту проявления агрессии в баллах. Затем выводится средний показатель для каждого наблюдаемого. Метод экспертных оценок позволяет оценить агрессивное поведение ребенка не только в школе, но и в другом социальном окружении, что позволяет более точно говорить о тенденциях того или иного ребенка к агрессивному поведению. Кроме того, можно в процессе наблюдения за ребенком использовать анкету для педагогов, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(1992) Критерии агрессивности ребенка(анкета для педагога, Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М.(1992)
Ключ: Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл, высокая агрессивность 15-20 баллов, средняя 7-14, низкая 1 – 6. Вербальные методы предполагают использование анкет, опросников, личностных тестов. Среди последних наиболее популярен тест враждебности Басса – Дарки, Фрейбургская анкета. Метод анкетирования наиболее распространен. Быстрота проведения, массовость процедуры тестирования, количественное выражение получаемых параметров, возможность провести корреляционный анализ относятся к преимуществам метода. Недостатком является то, что из соображений социальной желательности дети могут неправдиво отвечать на вопросы анкеты. Поэтому психолог должен владеть навыками проведения психодиагностических процедур: правильно информировать учащихся о предстоящем тестировании, его целях, корректно вводить инструкцию, корректно информировать о результатах тестирования. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. (адаптация А.К.Осницкого) Данная методика является простой в обработке данных и наиболее информативной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики агрессивного поведения школьников. Методика диагностики показателей и форм агрессии включает в себя несколько шкал:
ИА – индекс агрессии (обобщенный показатель агрессии). ИВ – индекс враждебности (обобщенный показатель враждебности), показывающий насколько индивид враждебно относится к своему окружению.
Ключ к методике А.Басса и А.Дарки: Возможно четыре варианта ответов, которые суммируются по парам: «да» + «пожалуй да», «пожалуй нет» + «нет». Ответ на вопрос со знаком «-» регистрируется с противоположным знаком. Сумму баллов по шкале необходимо умножить на коэффициент (К) для данной шкалы. «1» - физическая агрессия. 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ (К=11) «2» - вербальная агрессия 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- (К=8) «3» - косвенная агрессия. 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ (К=13) «4» - негативизм 4+, 12+, 20+, 28+, 36- (К=20) «5» - раздражение 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+ (К=9) «6» - подозрительность 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- (К=11) «7» - обида 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58 (К=13) «8» - чувство вины 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+ (К=11) Индекс агрессивности (ИА): Сумму баллов по шкалам («1», «2», «3») разделить на 3. Индекс враждебности (ИВ): Сумму баллов по шкалам («6», «7») разделить на 2. Фрейбургская анкетаАнкета выявляет склонность подростков к агрессивному поведению. Инструкция к анкете предлагает ребенку ответить либо «да», либо «нет» на данное предложение.
Тест склонности к рискуДанный тест несет информацию о склонности подростков к рискованному поведению. Психологам и педагогам необходимо помнить, что эта группа школьников может иметь тенденции к агрессивному поведению.
Ключ к методике: Ответы оцениваются в баллах: «Да» - 5 баллов «Скорее да, чем нет» - 4 балла «Трудно сказать, как бы поступил» - 3 балла «Скорее нет, чем да» - 2 балла «Нет» - 1 балл Оценка результатов: 25 баллов и менее – осторожные люди 26 – 59 баллов – норма 60 баллов и более – повышенная склонность к риску «Шкала враждебности» Кука-МедлейДанная методика позволяет оценивать уровень выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Необходимо отметить степень согласия со следующими суждениями, на которые могут быть даны ответы: обычно, часто, иногда, случайно, редко, никогда. 1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются. 2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я. 3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении. 4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь. 5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы. 6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны. 7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте. 8. Люди часто разочаровывали меня. 9. Обычно люди требуют большого уважения своих прав, чем стремятся уважать права других. 10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными. 11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды. 12. Я считаю, что многие люди используют ложь, чтобы двигаться дальше. 13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи. 14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника. 15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа. 16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения. 17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают. 18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими. 19. Никого не заботит то, что с тобой происходит. 20. Более безопасно никому не верить. 21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно. 22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим. 23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно. 24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать. 25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела. 26. Мне бы определенно понравилось, если преступника наказали его же преступлением. 27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение по поводу других людей. Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей«Шкала цинизма»: 1 2 3 4 6 7 9 10 11 12 19 20 22 «Шкала агрессивности»: 5 14 15 16 21 23 24 26 27 «Шкала враждебности»: 8 13 17 18 25 Вариант ответа: Балл 1 – обычно 6 2 – часто 5 3 – иногда 4 4 – случайно 3 5 – редко 2 6 – никогда 1 Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма» 65 баллов и больше – высокий показатель 40 – 65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому 25 – 40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому 25 баллов и меньше – низкий показатель Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности» 45 баллов и больше – высокий показатель 30 - 45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому 15 – 30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому 15 баллов и меньше – низкий показатель Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности» 25 баллов и больше – высокий показатель 18 – 25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому 10 – 18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому 10 баллов и меньше – низкий показатель Методика экспресс-диагностики невроза(К.Хек и Х.Хесс) Данная методика позволяет быстро определить наличие неврозоподобного состояния у подростков, которое может проявляться в том числе в агрессивном и аутоагрессивном поведении.
Ключ к методике. За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Можно говорить о наличие невроза, если подросток набрал 24 и более баллов. Опросник Спилбергера по оценке агрессии. Данный опросник предназначен для определения уровня агрессии, диагностируется агрессия как состояние, как черта, как темперамент, как реакция, а также аутоагрессия, гетороагрессия и контроль агрессии. Инструкция предлагает испытуемому ответить на вопрос следующими выражениями: «совершенно верно», «немного», «умеренно» или «очень». Часть1. Как Я себя чувствую СЕЙЧАС.
Часть 2. Как Я себя ОБЫЧНО чувствую.
Часть 3. Когда я зол или разъярен.
Нормы: Агрессия – состояние 10,84+2,27 Агрессия – черта 18,52+3,75 Агрессия – темперамент 7,67+2,58 Агрессия – реакция 9,02+2,91 Аутоагрессия 15,18+4,24 Гетероагрессия 15,75+3,71 Контроль агрессии 21,9+4,93 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3, или 4 в соответствии с тем, насколько испытуемому обычно характерны эти утверждения. Самооценка тревожности: 1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 1 2 3 4 2. Вы часто из-за пустяков краснеете 1 2 3 4 3. Ваш сон беспокоен 1 2 3 4 4. Вы легко впадаете в уныние 1 2 3 4 5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях 1 2 3 4 6. Вас пугают трудности 1 2 3 4 7. Вы любите копаться в своих недостатках 1 2 3 4 8. Вас легко убедить 1 2 3 4 9. Вы мнительный человек 1 2 3 4 10. Вы с трудом переносите время ожидания 1 2 3 4 Самооценка фрустрированности: 1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход 1 2 3 4 2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом 1 2 3 4 3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя 1 2 3 4 4. Несчастия и неудачи ничему меня не учат 1 2 3 4 5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 1 2 3 4 6. Я нередко чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 1 2 3 4 8. Чувствую растерянность перед трудностями 1 2 3 4 9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели 1 2 3 4 10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми 1 2 3 4 Самооценка агрессивности. 1. Оставляю за собой последнее слово 1 2 3 4 2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1 2 3 4 3. Меня легко рассердить 1 2 3 4 4. Люблю делать замечания другим 1 2 3 4 5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1 2 3 4 6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего 1 2 3 4 7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1 2 3 4 8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1 2 3 4 9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1 2 3 4 10. Я мстителен 1 2 3 4 Самооценка ригидности. 1. Мне трудно менять привычки 1 2 3 4 2. Нелегко переключаю внимание 1 2 3 4 3. Очень настороженно отношусь ко всему новому 1 2 3 4 4. Меня трудно переубедить 1 2 3 4 5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться 1 2 3 4 6. Нелегко сближаюсь с людьми 1 2 3 4 7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана 1 2 3 4 8. Неохотно иду на риск 1 2 3 4 9. Нередко я проявляю упрямство 1 2 3 4 10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня 1 2 3 4 Ключ: По каждому из четырех предложенных свойств личности вычисляется сумма баллов и умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80. Предлагаются следующие нормы: 20 – 30 баллов – низкий уровень 31 – 45 баллов – средний уровень 46 и выше – высокий уровень Среди проективных методов наиболее популярны ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга, несуществующее животное, тест руки Вагнера, вербальный фрустрационный тест Л.Собчик. Они привлекательны, но проводить их и анализировать их результаты должен только опытный психолог, поскольку в оценке их проявляется субъективный элемент. Следует помнить, что по данным исследований от 60 до 80 % учащихся показывают наличие какого-либо вида агрессивности, однако не все эти дети в реальном поведении демонстрируют агрессивные проявления. Следовательно, агрессивность нужно рассматривать лишь как предпосылку агрессии. Однако ее появление в поведении зависит от реальной конкретной социальной ситуации, в которой оказывается ребенок. Основные подходы к коррекции агрессивного поведения.Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации. Как видно из предшествующего обзора проблемы становления агрессивного поведения, коррекционная работа требует деятельности педагога и психолога не только с самим подростком, но и изучения и иногда и работы с его социальным окружением. Итак, значимыми фигурами для анализа являются следующие: 1. Родители подростка. Необходимо изучить жизненную историю и сложившийся к настоящему моменту стиль их взаимоотношений с ребенком, между собой, их собственное состояние и стереотипы реагирования на жизненные проблемы, ценностно-оценочное отношение к агрессии как способу разрешения проблем, конфликтов, достижения желаемого, проявления собственного состояния. Считают ли они своего ребенка агрессивным? Видят ли в этом проблему? Какова семейная ситуация: кто живет вместе, материальное состояние семьи, уровень образования, социальный статус. 2. Учителя. Необходимо выяснить, не являются ли действия учителей провокационными. Как разные педагоги оценивают данного ребенка? 3. Подросток. Исследование его личности, агрессивности, ее причин различными методами. 4. Одноклассники и другие значимые сверстники. Взаимодействие с ними поможет понять некоторые причины агрессивного поведения ребенка. Кому нужно оказывать помощь? Правило психологической работы гласит: тому, кто обратился к психологу. Кто может обратиться к психологу? 1.Учителя и администрация школы. В этом случае прежде всего следует рассмотреть вопрос о том, в чем их проблема в общении с данным подростком. В число мероприятий также следует включить прежде всего лекции, семинары и тренинги для учителей. 2.Родители подростка. Аналогично, следует выяснить прежде всего в чем их проблема в общении с их ребенком и предложить занятия и тренинг для них. 3. Подросток. В этом случае психолог выясняет, в чем он сам видит проблему, изучает ситуацию в семье и в школе и предлагает систему мер для подростка, но также проводит необходимые, возможные и целесообразные мероприятия с педагогами и с родителями, а возможно, и с классом в целом. 4. Запрос класса. Звучит как «у нас класс недружный», «мы все время ссоримся» или «уберите от нас этого Иванова, он всем жить мешает». Работа начинается с групповых обсуждений в классе, социометрии, социальных упражнений, наблюдений, а также бесед с учителями. 5. Задача поставлена самим психологом школы. Психолог наблюдает детей, и может самостоятельно сделать вывод о том, что тот или иной подросток нуждается в его помощи. Какие формы и средства коррекционной работы есть у психолога? Наиболее распространенным является психоаналитический взгляд на агрессию и агрессивное поведение как выражение внутреннего ситуативного дискомфорта или наличия глубинных личностных проблем. Соответственно, коррекция агрессивного поведения строится как индивидуальная терапия. Основными компонентами такой терапии становятся осознание и отреагирование агрессии в воображаемом плане, игровой ситуации или на неживых объектах. Однако в настоящее время уже существуют факты, которые говорят о том, что уровень агрессии не снижает, а скорее усиливает вымещение гнева на неодушевленных предметах, вербальные атаки. Снижению общего уровня тревожности и раздражения способствуют следующие практические занятия: работа с глиной, песком, водой рисование активное физическое движение релаксация К.Фоппель предлагает различные групповые упражнения для снятия напряжения, повышения доверия ребенка к группе, снятия агрессии, развития навыков сотрудничества и т.п. Эти упражнения могут использоваться как отдельные, а могут быть частью тренинговой программы. Для подростков разработаны и рекомендуются тренинговые программы по управлению своим гневом, формированию навыков общения и сотрудничества и т.п. Их можно использовать в зависимости от того, какие конкретные причины агрессивного поведения подростка удалось установить. При проведении тренинговой работы по социализации агрессии психологу необходимо помнить о необходимости разделения ответственности за результаты тренинговой работы с подростками. Такая позиция взрослого мобилизует школьников на плодотворную работу. Сделать это наиболее оптимально на первом занятии во время принятия правил и высказывания ожиданий от тренинговой работы. Примеры упражнений, применяемых на тренинге по социализазии агресии подростков
ЛИТЕРАТУРА 1. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург, Евразия, 2000. 2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 1998. 3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, Просвещение, 1991. 4. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Санкт-Петербург, Академический проект, 2000. 5. Зографова Й. Проблемы агрессивности человека. С. 126 - 127. Реферат ИНИОН, М., 1990 г. 6. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». М, Генезис, 1997. 7. Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М, Генезис, 1997. 8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.Генезис, 2000. 9. Подросток на перекрестке эпох. М, Генезис, 1997. 10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М, Просвещение, 2002. 11. Реан А. Социальная педагогическая психология. М, 1997. 12. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. Ж. «Вопросы психологии», январь-февраль 2002 г. 13. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. 14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать, 4 части. М, Генезис, 1998. 15. Холличер В. Человек и агрессия. М, 1973 . 16. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия. Санкт-Петербург, 2002. |
Программа профессионального тренинга Московского Института Гештальт-Терапии и Консультирования Программа адресована: практикующим психологам, психотерапевтам, медицинским и социальным работникам, педагогам, студентам старших... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Странства… предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей... | ||
Методические рекомендации по работе с детьми раннего возраста (Стр. 36) Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста» Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Программа деятельности по работе со слабоуспевающими детьми Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ – это работа со слабоуспевающими учащимися | ||
Методические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения ... | Доклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические... «Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми» | ||
Пояснительная записка Теоретические основы работы с агрессивными детьми Агрессивность Солтанали проявлялась более чем в течение 6 месяцев. В его поведении проявлялись следующие признаки | Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предлагаемый вниманию читателя проект представляет собой попытку автора создать такой материал. Методические рекомендации адресованы... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплина сд. Страховой маркетинг Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика» | Программа детской организации имени Саши Лысянского «Восхождение»... «Саморазвитие в самоуправлении». Особое место в каждом разделе программы отводится заданиям самому себе. Программа предлагается воспитателям... |