Скачать 88.61 Kb.
|
ДОУ СКО школа-интернат 3-4 вида ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА Программа развития полисенсорного восприятия окружающего пространства у незрячих дошкольников 3-6 лет. Автор: Соколова О.В., тифлопедагог ДОУ СКО школы-интерната 3-4 вида Липецк 2008 г. Аннотация. Программа «Развитие полисенсорного восприятия окружающего пространства…» предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей среды тёмной и светлой сенсорных комнат. Адресована педагогам и воспитателям, работающим с незрячими детьми и детьми со значительным уровнем снижения зрения. Предисловие. Отсутствие или значительное снижение зрения у детей в целом отрицательно сказывается на их развитии, особенно в сензитивный период (от 3 до 7 лет). Это проявляется как затруднения в формировании мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; речевого и психоэмоционального общения; психомоторных и двигательных функций, что приводит к общей задержке психического развития. Программа является дополнительной и обеспечивает формирование у незрячих детей приёмов и навыков полисенсорного восприятия окружающего пространства. Программа рассчитана на 3 года, 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего года, 4 часа-резервное время. Проводятся занятия тифлопедагогом, психологом или воспитателем, прошедшим специальную подготовку для работы с незрячими детьми в предметно-развивающей среде тёмной и светлой сенсорных комнат, индивидуально (предпочтительно) или в малых группах (2-3 человека). Цель: Создание целостных представлений о мире на основе формирования, развития и коррекции полисенсорного восприятия окружающего пространства у незрячих дошкольников 3-6 лет в условиях предметно-развивающей среды тёмной и светлой сенсорных комнат с использованием интерактивного оборудования, выпускаемого ООО «ПКФ «Альма»». Задачи:
Направления коррекционно-развивающей работы:
Предполагаемый коррекционно-развивающий эффект: Формирование навыков восприятия пространства на полисенсорной основе и их автоматизация. Основные разделы программы:
Примерная структура коррекционных занятий:
Творческие занятия чаще проводятся как самостоятельная структурная единица (творческие мастерские). Требования, предъявляемые к умениям и навыкам воспитанников:
Предполагаемые результаты 1-го года обучения:
Содержание программного материала 1-й год Знакомство с «Волшебной страной» и её обитателями (2ч). Оборудование тёмной сенсорной комнаты, его функциональные возможности, пространственное расположение оборудования и приборов. Тема 1. Развитие осязания и тактильного чувства (8ч). Восприятие формы: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, овал. Узнавание и называние предметов данных форм в окружающем пространстве. Восприятие величины: большой, маленький. Сравнение предметов по размеру - больше, меньше, самый большой, самый маленький, средний. Индентификация предметов по форме, их классификация и сериация. Ориентировка в зоне действия руки, манипуляции с предметами. Тема 2. Развитие кинестетического чувства, вестибулярного аппарата, общей моторики (8ч). Восприятие пространственных отношений: направлений, расстояний между объектами, их удалённости. Понимание и употребление в речи терминов: близко, далеко, около, рядом, напротив, между, слева, справа, сзади, впереди, налево, направо, вперёд, назад. Тема 3. Развитие зрительного восприятия: волшебство цвета (4ч из резервного времени, по 2ч из других тем). Узнавание и называние эталонных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Поиск и идентификация объектов по цвету, выделение его в окружающей среде. Тема вводится индивидуально с учётом наличия остаточного зрения или способности тактильно определять цвета. Тема 4. Восприятие признаков объектов в пространстве (6ч). Определение, различение и словесное описание структуры поверхности, температуры, массы, запаха, вкуса, звука, цвета и других признаков предметов. Дифференциация объектов по различным признакам. Примечание. Развитие слухового, обонятельного, вкусового анализаторов не выделяется в отдельную тему, а происходит в ходе всех занятий как один из этапов. Тема 5. Восприятие целостного предмета, конструирование и творческая деятельность (6ч). Узнавание предметов, определение их свойств. Самостоятельная характеристика объектов по алгоритму, их сравнение. Моделирование целого предмета или его изображения из частей. Конструирование. Изобразительная деятельность: рисунок, аппликация, лепка. Творческие мастерские: придумывание сказочных сюжетов, игр и их реализация. Состав экспериментальной группы. Воспитанники средней группы ДОУ 4-5 лет.
Ретинопатия недоношенных 5 степени, афакия ОD, вторичная глаукома, отслоение сетчатки OD, OS. Острота зрения: светоощущение OD, OS. Резидуальная эцефалопатия, дислалия.
Частичная атрофия зрительного нерва. Светоощущение OD,OS. Органическое поражение ЦНС, задержка психоречевого развития.
Ретинопатия недоношенных 5 степени (рубцовая стадия), дистрофия роговицы, вторичная глаукома. Светоощущение. Органическое поражение ЦНС, снижение интеллекта, РЭП.
Ретролентальная фиброплазия 5 степени (рубцовая стадия), отслоение сетчатки, афакия, авитрия, заращение зрачка OS. Общее поражение ЦНС, задержка психического развития.
Ретролентальная фиброплазия 4 степени (рубцовая стадия), афакия, авитрия. Острота зрения ROU Hm 0,02, очки. Раннее органическое поражение ЦНС.
Ретинопатия недоношенных 5 степени. Светоощущение OD, OS. Общее поражение ЦНС. Рекомендации тифлопедагога для работы с детьми экспериментальной группы:
Литература.
|