Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.11.2013
Размер88.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
ДОУ СКО школа-интернат 3-4 вида

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА

Программа развития полисенсорного восприятия окружающего пространства у незрячих дошкольников 3-6 лет.

Автор: Соколова О.В.,

тифлопедагог ДОУ СКО

школы-интерната 3-4 вида

Липецк

2008 г.

Аннотация.

Программа «Развитие полисенсорного восприятия окружающего пространства…» предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей среды тёмной и светлой сенсорных комнат. Адресована педагогам и воспитателям, работающим с незрячими детьми и детьми со значительным уровнем снижения зрения.

Предисловие.

Отсутствие или значительное снижение зрения у детей в целом отрицательно сказывается на их развитии, особенно в сензитивный период (от 3 до 7 лет). Это проявляется как затруднения в формировании мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; речевого и психоэмоционального общения; психомоторных и двигательных функций, что приводит к общей задержке психического развития.

Программа является дополнительной и обеспечивает формирование у незрячих детей приёмов и навыков полисенсорного восприятия окружающего пространства. Программа рассчитана на 3 года, 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего года, 4 часа-резервное время. Проводятся занятия тифлопедагогом, психологом или воспитателем, прошедшим специальную подготовку для работы с незрячими детьми в предметно-развивающей среде тёмной и светлой сенсорных комнат, индивидуально (предпочтительно) или в малых группах (2-3 человека).

Цель: Создание целостных представлений о мире на основе формирования, развития и коррекции полисенсорного восприятия окружающего пространства у незрячих дошкольников 3-6 лет в условиях предметно-развивающей среды тёмной и светлой сенсорных комнат с использованием интерактивного оборудования, выпускаемого ООО «ПКФ «Альма»».

Задачи:

  • Стимуляция аудиальных, тактильных, кинестетических ощущений с целью полного восприятия окружающего пространства;

  • Развитие предметного восприятия, формирование алгоритмов дифференциации предметов окружающего пространства;

  • Развитие способности ориентировки в пространстве на основе мелкой и общей моторики, коррекция двигательных нарушений;

  • Осознание себя как части окружающего мира, развитие воображения и творческих способностей.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  1. Стимуляция и активизация сенсорных функций: сохранного зрения, слуха, осязания, тактильного, кинестетического чувства.

  2. Релаксация с целью снижения тревожности, агрессии (в т.ч. аутоагрессии у аутичных детей) и освоение навыков саморегуляции.

  3. Общение с педагогом и членами малой группы, осознание себя как личности, раскрытие творческого потенциала.

Предполагаемый коррекционно-развивающий эффект:

Формирование навыков восприятия пространства на полисенсорной основе и их автоматизация.

Основные разделы программы:

  1. Методы сенсорного обследования предметов.

  2. Формирование сенсорных эталонов.

  3. Идентификация и классификация предметов в пространстве по характерным признакам.

  4. Конструктивная и творческая деятельность.

  5. Формирование двигательной активности.

Примерная структура коррекционных занятий:

  1. Приветствие, дыхательная гимнастика.

  2. Создание игровой ситуации.

  3. Ознакомление с методами и алгоритмами восприятия пространства, их отработка и закрепление.

  4. Отдых, расслабление.

  5. Творческая и конструктивная деятельность.

  6. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

Творческие занятия чаще проводятся как самостоятельная структурная единица (творческие мастерские).

Требования, предъявляемые к умениям и навыкам воспитанников:

  • Различать, узнавать и называть предметы окружающего пространства.

  • Давать характеристику объектам окружающего пространства по алгоритмам, используя знания о свойствах объектов.

  • Свободно и самостоятельно ориентироваться в знакомом пространстве, ощущая себя частью его.

  • Самостоятельно осваивать незнакомое пространство, опираясь на прошлый опыт.

  • Самостоятельно принимать решения, проявлять творческую активность в нестандартных ситуациях.

Предполагаемые результаты 1-го года обучения:

  • Совершать соотносящие действия с предметами: прикладывание друг к другу, наложение одного на другой, выделение контура и основных частей предмета;

  • Узнавать и называть основные сенсорные эталоны, соотносить их с предметами в замкнутом и свободном пространствах;

  • Самостоятельно выполнять мануальные действия с предметами по определению формы, размера, цвета;

  • Различать свойства предметов по алгоритму с помощью всех сохранных анализаторов;

  • Совершать точные предметно-мануальные действия: попадать в отверстие, прорезь, углубление, завязывать узелки, дифференцировать мелкие предметы с помощью осязания;

  • Определять направление движения и расстояние до предметов;

  • Ориентироваться в пространстве, используя все сохранные анализаторы;

  • Сохранять прав ильную позу при выполнении различных действий, исключить стереотипные движения.

Содержание программного материала

1-й год

Знакомство с «Волшебной страной» и её обитателями (2ч).

Оборудование тёмной сенсорной комнаты, его функциональные возможности, пространственное расположение оборудования и приборов.

Тема 1. Развитие осязания и тактильного чувства (8ч).

Восприятие формы: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, овал. Узнавание и называние предметов данных форм в окружающем пространстве.

Восприятие величины: большой, маленький. Сравнение предметов по размеру - больше, меньше, самый большой, самый маленький, средний. Индентификация предметов по форме, их классификация и сериация.

Ориентировка в зоне действия руки, манипуляции с предметами.

Тема 2. Развитие кинестетического чувства, вестибулярного аппарата, общей моторики (8ч).

Восприятие пространственных отношений: направлений, расстояний между объектами, их удалённости. Понимание и употребление в речи терминов: близко, далеко, около, рядом, напротив, между, слева, справа, сзади, впереди, налево, направо, вперёд, назад.

Тема 3. Развитие зрительного восприятия: волшебство цвета (4ч из резервного времени, по 2ч из других тем).

Узнавание и называние эталонных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Поиск и идентификация объектов по цвету, выделение его в окружающей среде.

Тема вводится индивидуально с учётом наличия остаточного зрения или способности тактильно определять цвета.

Тема 4. Восприятие признаков объектов в пространстве (6ч).

Определение, различение и словесное описание структуры поверхности, температуры, массы, запаха, вкуса, звука, цвета и других признаков предметов. Дифференциация объектов по различным признакам.

Примечание. Развитие слухового, обонятельного, вкусового анализаторов не выделяется в отдельную тему, а происходит в ходе всех занятий как один из этапов.

Тема 5. Восприятие целостного предмета, конструирование и творческая деятельность (6ч).

Узнавание предметов, определение их свойств. Самостоятельная характеристика объектов по алгоритму, их сравнение. Моделирование целого предмета или его изображения из частей. Конструирование.

Изобразительная деятельность: рисунок, аппликация, лепка.

Творческие мастерские: придумывание сказочных сюжетов, игр и их реализация.

Состав экспериментальной группы.

Воспитанники средней группы ДОУ 4-5 лет.

  1. Голосова Кристина (06.02.2004).

Ретинопатия недоношенных 5 степени, афакия ОD, вторичная глаукома, отслоение сетчатки OD, OS. Острота зрения: светоощущение OD, OS. Резидуальная эцефалопатия, дислалия.

  1. Коротаев Артём (02.03.2004).

Частичная атрофия зрительного нерва. Светоощущение OD,OS.

Органическое поражение ЦНС, задержка психоречевого развития.

  1. Болдырева Диана (22.08.2004).

Ретинопатия недоношенных 5 степени (рубцовая стадия), дистрофия роговицы, вторичная глаукома. Светоощущение.

Органическое поражение ЦНС, снижение интеллекта, РЭП.

  1. Басов Павел (02.11.2004).

Ретролентальная фиброплазия 5 степени (рубцовая стадия), отслоение сетчатки, афакия, авитрия, заращение зрачка OS.

Общее поражение ЦНС, задержка психического развития.

  1. Басов Саша (02.11.2004).

Ретролентальная фиброплазия 4 степени (рубцовая стадия), афакия, авитрия. Острота зрения ROU Hm 0,02, очки.

Раннее органическое поражение ЦНС.

  1. Матыцин Дима (01.03.2005).

Ретинопатия недоношенных 5 степени. Светоощущение OD, OS.

Общее поражение ЦНС.

Рекомендации тифлопедагога для работы с детьми экспериментальной группы:

  1. Голосова К., Коротаев А., Болдырева Д., Матыцин Д, Басов П.

  • Подготовка к обучению шрифту Брайля – работа с колодками;

  • Игры с объёмными игрушками, отражающими реальные размеры и свойства предметов, с озвученными игрушками и книгами, рельефными пособиями, не перегруженными мелкими деталями;

  • Работа преимущественно с натуральными объектами;

  • Развитие мелкой моторики, осязания, кинестетического чувства с помощью различных видов гимнастики, игровой и обучающей деятельности;

  • Формирование физической выносливости и общей двигательной активности;

  • Выработка чётких алгоритмов в работе;

  • Чередование умственной и физической нагрузки, расслабляющие паузы (1-2 минуты);

  • Избегать общих перегрузок и переутомления.

  1. Басов Саша

  • Подготовка к обучению шрифту Брайля – работа с колодками;

  • Высокая освещённость рабочего места ( примерно 1000 люкс);

  • Зрительная нагрузка не более 10-15 минут, частые паузы 1-2 минуты;

  • Физическая нагрузка с осторожностью (наклоны, прыжки, кувырки);

  • Игры и занятия предпочтительно с натуральными объектами или контрастными пособиями с крупными изображениями без второстепенных деталей, лучше рельефными.

Литература.

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред.В.Л.Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой.-СПб.: ХОКА, 2007.-Ч. 1: Тёмная сенсорная комната.-416 с.

  2. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения/ Под ред. В.А.Феоктистовой, Л.М.Шипицыной.-СПб.: Образование, 1995.-162с.

  3. В.П.Ермаков, Г.А.Якунин.- Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-240с.

  4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие/ под ред. Л.М.Шипицыной, В.А.Феоктистовой.-СПб.: Образование, 1995.-130с.

  5. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.-Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.-М.: Баласс, 2006.-304с.

  6. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий)/ Под ред. Е.Н.Подколзиной.-М.: Город Детства, 2007.-256с.

  7. А.В.Гришвина, Е.Я.Пузыревская, Е.В.Сочеванова – Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития.-М.: Просвещение, 1988.-96с.

  8. Практикум по обучению и развитию умственно отсталых дошкольников: Дидактические игры и упражнения/ Под ред. В.К.Елисеева.-Липецк: ЛГПИ, 1999.-77с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск