Скачать 71.9 Kb.
|
Использование возможностей социальной сети «Дневник» для организации дистанционного обучения и воспитания. Парунина И.В. Учитель русского языка и литературы МОУ «Каргапольская средняя общеобразовательная школа №4» В текущем учебном году я являюсь классным руководителем 10А класса. Многие ребята моего класса проявляют большой интерес к знаниям и стараются добиться успеха в учении. Интеллектуальный уровень класса высокий, подтверждением тому служат победы в олимпиадах и интеллектуальных марафонах. Но несколько лет назад, в 8 классе, анализ успеваемости показал снижение качества обучения. Диагностики, позволяющие узнать мотивацию учащихся показывают, что дети стремятся к получению хороших оценок, но мотивация на содержание учебной деятельности находится на среднем уровне. Наблюдается в классе не всегда качественная подготовка домашнего задания, имеет место и недостаток контроля со стороны родителей. Динамика посещений родительских собраний показывает, что родители интересуются проблемами детьми, уровнем их успеваемости и воспитанности. Но всё-таки не у всех родителей есть возможность быть в курсе школьных дел своего ребёнка и событий класса. Дети являются уверенными пользователями ПК, однако умение работать с информацией сформировано слабо. Большинство семей имеют домашний выход в Интернет, но дети редко используют сеть в учебных целях. От младшего звена к старшему снижается количество часов для изучения русского языка, но при этом учащихся необходимо подготовить качественно к сдаче экзаменов. В зимний период теряются уроки во время карантина и отмены занятий по метеоусловиям. Указанные выше недостатки и имеющиеся условия явились мотивом для поиска формы работы, которая могла бы оптимизировать деятельность учителя. Инструментом, позволяющим улучшить оценки учащихся и выполнение домашнего задания, общаться с родителями и учащимися в неформальной обстановке, использовать новые формы воспитательных мероприятий и уроков, является социальная сеть «Дневник» (http://dnevnik.ru/), реализующая принципы дистанционности в обучении и образовании. Школьная социальная сеть «Дневник» - Интернет-проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса. «Дневник» представляет разнообразные функции для школьников, учителей и родителей. Сочетаясь между собой, они и создают возможность дистанционного воспитания и обучения. Деятельность классного руководителя осуществляется в проекте в следующих направлениях: ведение электронного журнала, воспитательная работа в дистанционной форме (проведение классных часов, конкурсов, викторин, анкетирований), взаимодействие с родителями (родительские собрания в дистанционной форме). Указанные формы работы реализуются в «Дневнике» при помощи функции Группа. У каждой группы есть страница с различными необходимыми функциями: новости, страницы, стена, файлы, форум. Помимо возможностей, которые предоставляет сайт «Дневник» классному руководителю, существуют и функции, которые можно использовать для организации дистанционного обучения. Деятельность учителя осуществляется мною на сайте в следующих направлениях:
Во время карантина и отмены занятий по погодным условиям уроки русского языка и литературы были проведены дистанционно с использованием сайта «Дневник». Работа осуществлялась с помощью функции Группа. Мною были созданы группы «Уроки русского языка в 8а классе» и «Уроки литературы в 8а классе». В проведении дистанционного урока использовались разные разделы Группы: Страницы, Новости, Форум, Файлы. Основным инструментом является раздел Страницы. Страница, имеющая название с датой проведения урока по расписанию, является для учащихся руководством к действию, так как именно Страница содержит все этапы урока. Этапы урока могут быть традиционными: проверка домашнего задания, изучение нового материла, закрепление, домашнее задание. Но и на традиционном уроке, и на дистанционном дети нуждаются в смене деятельности. При кажущейся трудности в разнообразии форм подачи учебного материала возможности сайта позволяют это сделать. На уроке используется учебник как основной источник информации. Но с использованием возможности добавления ссылок значительно расширяются рамки подачи материала. В уроках мною создавались ссылки на словари и энциклопедии, сайты журналов, страницы сайта «Дневник» для простоты перехода к следующему этапу работы. Очень полезным в данной работе являются материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Помещение ссылки на Страницу урока позволяет ученику сразу открывать интерактивную таблицу для усвоения и закрепления материала, либо интерактивное задание. Активно используется раздел Файлы, в который может загружаться материал для изучения: текстовые документы, мультимедийные презентации, аудио- и видеофайлы, иллюстрации. Особенно эффективно использование этого раздела на уроке литературы. Но дистанционное обучение – это не только получение материала учащимися, необходима обратная связь и оценка результатов работы. Все учащиеся ведут записи в тетради. Некоторые задания даются для выполнения в электронном виде и затем отсылаются учителю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе Файлы. Также один из вариантов выполнения задания – ответ на вопрос в разделе Форум. Контроль может быть осуществлён с помощью раздела сайта «Дневник» Тесты. Учитель может создать тест по любой теме, самостоятельно настраивая функции теста. Также важно то, что учитель видит результат работы с тестом каждого ученика через функцию Отчёт. Дистанционный урок предполагает работу с компьютером, что ведёт к зрительной нагрузке. Поэтому на каждом уроке необходима гимнастика для глаз, для которой предложены разные упражнения. Одним из направлений работы с сайтом «Дневник» является подготовка учащихся к итоговому контролю по теме, а также проведение контрольных и самостоятельных работ через сеть Интернет. Это возможно с использованием раздела Тесты. Цель любого итогового контроля – не только проверить усвоение учениками определённой темы, но и выявить слабые места, чтобы затем провести коррекцию. В разделе Тесты я создаю аналогичную работу и предлагаю учащимся пройти тест дома. Ученик, естественно, проходя тест дома, пользуется учебником, а значит, закрепляет материал. Также сайт «Дневник» даёт возможность осуществлять дополнительную подготовку к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Созданы группы «Подготовка к ГИА по русскому языку» и «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», участниками которой являются учащиеся 9-х и 10-х классов. В данной группе можно получить информацию о процедуре проведения экзамена, скачать варианты экзаменационных заданий, а также выполнить задания учителя и получить анализ выполненной работы, рекомендации по повторению материала. Одна из моих учениц по медицинским показаниям была переведена на домашнее обучение. Дистанционное обучение этой девочки проводилось в группе «Уроки русского языка в 8а классе», для неё создавались Страницы урока, количество часов не было сокращено. Когда девочка вернулась в школу, материалом она владела наравне со всеми. Одним из направлений работы учителя, где может использоваться сайт, является внеклассная работа по предмету. В рамках участия в конкурсе дистанционных мероприятий на сайте «Курган – Вики» в «Дневнике» мною был разработан дистанционный конкурс любителей русской словесности, который пройдёт в ходе декады русского языка и литературы в нашей школе. Во время карантина и отмены занятий из-за низкой температуры учебный материал был выдан полностью. Учащиеся получили оценки за работу на уроках и за контрольную работу. Результативность данной контрольной работы по теме, часть материала которой изучалась дистанционно, оказалась выше. Ученики и их родители дают положительные отзывы о дистанционных уроках с помощью этого сайта, хотя есть и те, кому было трудно изучать материал самостоятельно. Это неизбежно, так как одним из принципов дистанционного образования становится преобладание самоконтроля ученика над контролем учителя. В 9-х классах были проведены самостоятельные работы, которые ребята могли предварительно выполнить в сети «Дневник». Результаты этих работ лучше, чем за предыдущие самостоятельные работы. В марте 2011 года ГлавУО была проведена рубежная диагностика учебных достижений обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, где дети показали хорошие результаты.
Также результаты ГИА по русскому языку выше показателей по району и области. Следует отметить, что созданные к урокам тесты проходит большое количество пользователей «Дневника». Так, тест по подготовке к ГИА за 3 недели прошли 97 пользователей сайта, просмотрели задания 347 человек. В результате использования возможностей сайта «Дневник» в воспитательной и учебной деятельности в 9 классе удалось добиться положительной динамики итоговых результатов по сравнению с 8 классом, где наблюдалось снижение качества обучения. Названные результаты и выделенные особенности воспитательной и учебной деятельности в сети «Дневник» позволяют сделать вывод о перспективности использования школьной социальной сети «Дневник», так как в соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе, в рамках дистанционного образования. |
Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | Проекта Реализовавший проектную идею в виде проекта: Первушина Наталья Михайловна, учитель начальных классов моу каргапольская начальная... | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | ||
Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,... | Образовательная программа начального общего образования муниципального... «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной... | ||
Программа информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан | Протокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя... Приказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»» от «30» августа 2011г | ||
Протокол заседания педагогического приказом по моу «Воскресенская... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | Публичный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская... «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной... | ||
Мо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области | Моу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал) «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Номенклатура дел моу «средняя общеобразовательная школа №4» Г. Сорочинска Методические указания по применению примерной номенклатуры дел моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сорочинска | Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | ||
Г. Барнаул, ул. Новосибирская, 8Б тел.: 8(3852) 313-565, 313-615 Моу «Средняя общеобразовательная школа №50» как средняя общеобразовательная школа была основана в 1988 году | Публичный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики... |