Скачать 0.5 Mb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для обучения в 10 классе общеобразовательного учреждения «МБОУ Саклов-Башская СОШ» и составлена на основе Федерального компонента среднего(полного)общего образования по литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения , программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы (базовый уровень) под ред. М.Г.Ахметзянова – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Казань: Магариф, 2009. – 142с. (Программа рекомендована Министерством образования и науки РТ) и учебного плана МБОУ «Саклов-Башская СОШ» Согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения Российской Федерации ,утвержденному приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.и учебному плану школы ,при изучении литературы на базовом уровне минимальная нагрузка составляет 3 часа в неделю Рабочая программа реализуется через использование УМК который включает: Русская литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2009. Русская литература в 10 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии. – Казань: Магариф, 2010. Количество часов в году: 102 Количество часов в неделю: 3 Количество плановых уроков: 82 по развитию речи:14 внеклассного чтения: 7 контрольных работ:2 Примечание: На основании приказа по школе от 31 августа 2011 №79 в случае совпадения уроков с праздничными днями программу выполнить: -за счет объединения уроков по данной теме; -за счет часов, выделенных на повторение материала; -за счет самостоятельного изучения материала учащимися Общая характеристика и структура учебного предмета Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом с учетом педагогических условий татарских школ республики. Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволяет осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. Программа по русской литературе 10 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Она предполагает изучение больших по объёму произведений в сокращении. Часы распределены так, чтобы учащиеся получили максимально полное представление о биографии авторов, истории создания, особенностях стиля и содержания произведений. Планируется подготовка докладов по отдельным темам, тестирование по содержанию малых форм, индивидуальные и групповые задания творческого характера. Отдельные уроки выделены на развитие речи, на контроль знаний и умений учащихся. Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. В 10 классе изучается литература второй половины XIX века. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров: -выразительное чтение; -различные виды пересказа; -заучивание наизусть стихотворных текстов; -определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; -анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; -выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; -участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; -подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Основные теоретико - литературные понятия: -художественная литература как искусство слова; -художественный образ; -содержание и форма; -художественный вымысел. Фантастика; -историко-литературный процесс. -авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. -деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм; -трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Стиль; -проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа; -литературная критика. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезисов, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, развитие культуры устной и письменной речи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций: - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде; - осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезисов, конспекта; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; - сравнение сопоставление, классификация; - подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне сохраняются все факторы, которые определяют специфику содержания предмета «Литература» в основной школе. Кроме того, выпускники должны выходить на диалог русской и родной литературы и культуры, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом реализуется принцип единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале родной и русской литературы. Спецификой изучения русской литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения является также вынужденная необходимость изучать в сокращении или во фрагментах большие по объему произведения. Основные цели: Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся: - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), - умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями, - владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров), - определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды, - осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны уметь: - прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; - определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; - определять идейную и эстетическую позицию писателя; - анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики; - оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого; - анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей; - различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; - осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; - сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; - использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации. В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос. Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся. Межпредметные связи Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание. Особенности организации учебного процесса Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. Прогнозирование результатов:
подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации Содержание программы |
Рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного... Рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на... | Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного... Рабочая программа предназначена для обучения в 8 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на... | ||
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного... Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников на этапе полного (среднего) образования в условиях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для 3 класса мбоу «Средняя общеобразовательная школа №14» исоставлена на основе федерального компонента... | Рабочая программа учебного курса история, за 11 класс мбоу «елховская сош» Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного среднего (полного) общего образования. Нормативной... | ||
Рабочая программа по биологиии в 11классе мбоу «Верхне-Колчуринская сош» Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа учебного курса история, за 10 класс мбоу «елховская сош» Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... | ||
Рабочая программа по обществознанию 11 класс Рф (ст. 7,9,32), на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утвержденного... | Конспект занятия в 1 г/х классе «В гостях у зимующих птиц» Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа учебного предмета муниципального образовательного... Рабочая программа для для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе... Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального... Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного... | Конспект урока русского языка в 4-м классе (1-4) Сочинение по теме «Весна пришла» Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Образовательная программа среднего (полного) общего образования на... Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового... | Пояснительная записка Программа предназначена для 10 класса общеобразовательного... Программа предназначена для 10 класса общеобразовательного учебного учреждения, разработана на основе «Примерной программы среднего(полного)... |