Отдел гуманитарных наук





Скачать 90.88 Kb.
НазваниеОтдел гуманитарных наук
Дата публикации09.10.2014
Размер90.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

(Составитель Коленченко В.В.)

КОММУНИКАТИВНО-СИТУАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

12 класс



Часть этих заданий вошла в «Сборник ситуативно-коммуникативных упражнений по развитию ключевых компетентностей школьников. Русская литература. 5-12 классы», составители Король Г.Н., Плыс Л.Н. – Донецк: ООО «Лебедь». – 2006, - 200с.

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

НА РУБЕЖЕ ΧIΧ И ΧΧ ВЕКОВ

Ваш друг увлечен творчеством группы «Агата Кристи», он услышал в альбоме «Опиум для никого» строки из стихотворения:

О, декаданс! Случайные встречи.

Стол, преферанс, горящие свечи...,

и просит объяснить вас что такое «декаданс». Что вы ему ответите?
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Бэкон говорил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». Вы прочли этот афоризм и решили предложить одноклассникам изучить тему «Русская литература конца ΧIΧ – начала ΧΧ веков» в соответствии с его смыслом. Что вы предложите прочесть, о чем побеседовать, а что записать?

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Вас пригласили выступить на заседании школьного НОУ с интересным докладом по литературе. Вы решили написать доклад на тему «Русские и советские писатели – нобелевские лауреаты». Тезисно расскажите руководителю НОУ о чем и о ком пойдем речь в вашем выступлении.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

На уроке литературы во время обсуждения повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» одноклассники начали дискутировать. Одни утверждали, что автор описывает в своем произведении, скорее, манию «маленького» человека, чем большое и светлое чувство. Недаром же у главного героя совсем не возвышенная фамилия Желтков, которая ассоциируется с желтым домом для умалишенных.

Другие же утверждали, что финал произведения, и вторая соната Бетховена ясно показывают стремление Куприна убедить читателя в силе и красоте чувств Желткова.

Поддержите одну из точек зрения.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

1911год. Петербург. Представьте, что на первое собрание «Цеха поэтов», где присутствовали Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, З.Гиппиус… и даже А.Блок, пришел В.В.Маяковский. Несомненно, будет дискуссия о поэзии, ее основном содержании и предназначении.

Выступите на этом собрании от имени представителя какого-либо поэтического направления (символизма, акмеизма или футуризма), которое вам ближе и интереснее.
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

Представьте, что именно к вам В.Я. Брюсов обратился со словами стихотворения «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

15 июля 1896

Что вы ответите поэту? Принимаете и понимаете вы ли его заветы?

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ

Ваш друг увлечен поэзией серебряного века, но не читал произведений Н.С.Гумилева. Расскажите другу о поэте и его творчестве, так, чтобы стихи Гумилева заинтересовали товарища. Обязательно для этого используйте отрывок из стихотворения «Мои читатели» из книги «Огненный столб»

Я не оскорбляю их неврастенией,

Не унижаю душевной теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать, что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,

Единственно дорогим во вселенной,

Скажет: «Я не люблю вас», -

Я учу их, как улыбнуться,

И уйти, и не возвращаться больше.

А когда придет их последний час,

Ровный, красный туман застелет взоры,

Я научу их сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную землю

И, представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно его суда.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

Представьте, что вы оказались в Стране Поэтов. Здесь живет и Цветаева. Она счастлива, пишет стихи, беседует с А.С.Пушкиным и А.А.Ахматовой, общается с друзьями: М.Волошиным, Б.Пастернаком. О чем бы вы хотели поговорить с Мариной? Какие стихи попросили бы прочесть? Ведь известно, что свои стихи Цветаева читала с одной ей свойственной завораживающей интонацией, которая глубоко проникала в души тех, кто ее слушал. Как это было на триумфальном персональном вечере в Париже 6 февраля 1926 года, о котором Сергее Эфрон сообщал в Прагу: «…за два часа до начала вечера толпа осаждала несчастного кассира, как на Шаляпина…До трехсот человек не смогли достать билетов и ушли…Это был не успех, а триумф. Марина прочла около сорока стихов. Публика требовала еще и еще…»
МАКСИМ ГОРЬКИЙ

В 20-е годы ΧΧ века в определенных литературных кругах на сакраментальный вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» любили отвечать:

- Максиму Горькому в Сорренто.

Возразите литераторам.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

Вам предложили выступить на факультативном занятии и рассказать о том, как вы понимаете символический смысл поэмы Блока «Двенадцать». Готовясь к выступлению, вы прочли несколько отзывов о произведении.

«Варварское разрушение поэзии и культуры, шарж на Христа, возглавляющего шайку грабителей и убийц» (круг Гиппиус и Мережковского). «Христос говорит о большевистских симпатиях автора» (В.Короленко).

«Интеллигентский гимн Октябрьской революции» (большевик Н.Осинский).

«…самая злая сатира на все, что происходило в те дни» (М.Горький).

Что вы скажете о символах поэмы «Двенадцать» и о том, как Блок относился к революции?
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ФРАНЦ КАФКА

Планируется снять фильм по произведению Франца Кафки «Превращение». Кинокомпания приглашает вас в качестве консультанта по зарубежной литературе и творчеству Кафки. Какие советы вы дадите режиссеру перед съемками фильма?
РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ

Май 1926 года. Швейцария. В маленьком кафе встречаются трое. Они влюблены в поэзию, живут ею. Они долго переписывались, потому что не могли не делиться друг с другом своими мыслями. Это Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева.

Сидя за соседним столиком, вы случайно оказались свидетелем их беседы. Передайте ее содержание в своей дневниковой записи.
ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА

Вы – журналист советской газеты, в 1935 году побывали в Испании, чтобы написать статью о политической ситуации в стране и взять интервью у известного испанского поэта Гарсиа Лорка. Поделитесь своими впечатлениями от поездки в Испанию и от беседы с Гарсиа Лорка со своим другом.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

Ваш дедушка очень любит стихи Есенина, много знает наизусть: «Вот уж вечер…», «Сыплет черемуха снегом…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др. Дедушка считает, что то, как Сергей Есенин мог передать в своих стихах любовь к Родине, не удавалось никому ни до, ни после поэта.

Согласны ли вы с этим мнением?
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

Представьте, что вы – В.В. Маяковский. Вас пригласили выступить перед любителями поэзии. Расскажите им «о времени и о себе», о том, как следует читать ваши стихи. Начните словами автобиографии: «Я – поэт. Этим и интересен…
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-х – НАЧАЛА 40-х ГОДОВ
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

На уроке литературы вам предложили написать сочинение по роману «Мастер и Маргарита» на одну из тем: «Почему Мастер заслужил покой?», «Рукописи не горят!», «История любви Мастера и Маргариты». Порассуждайте, какую тему вы выберете и почему? Предложите свои темы сочинений.
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Вы - молодой, начинающий писатель. И о, радость! вам удается познакомиться с Андреем Платоновым. Представил вас писателю Юрий Нагибин. Вы, конечно, просите Андрея Платоновича стать для вас учителем, подкорректировать ваши рукописи.

Платонов с иронией вам ответил:

- Какой я учитель! У меня учиться нельзя. Как стал на меня чуть-чуть похожим, так … и сгинул!

- Подражание Чехову, или Бунину, или другому классику не так опасно, как подражание Андрею Платонову. Крепкая кислота его фразы выжжет робкие возможности новичка, - предостерег Юрий Нагибин.

Согласитесь с писателями или возразите им.
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Учитель истории предложил классу прочесть литературные произведения, в которых бы нашли отражение следующие исторические события начала ΧΧ века: подъем рабочего движения, Первая мировая война, свержение самодержавия в марте 1917 года, октябрьский переворот 1917 года, гражданская война, крах интервенции, победа большевиков. Докажите учителю, что для этого достаточно прочесть роман М.Шолохова «Тихий Дон».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 50-х ГОДОВ
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Пригласите ваших знакомых на школьный вечер «Я люблю вас, я вас любила…», посвященный любовной лирике А.А. Ахматовой. Расскажите, что интересное им предстоит услышать, какие стихи и какая музыка будут звучать.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

Представьте, что вы – Эрнест Хемингуэй. Вы только что закончили работу над повестью «Старик и море». С удовлетворением вы говорите своему издателю: «Похоже, что я, в конце концов, добился того, над чем работал всю мою жизнь. Мне повезло, что у меня был хороший старик и хороший мальчик, а за последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того, океан заслуживает, чтобы о нем писали так же, как о человеке. Так что и в этом мне повезло…»

Продолжите мысль.
АЛЬБЕР КАМЮ

Ваши родители не читали повесть А.Камю «Посторонний». Расскажите об этом произведении так, чтобы им захотелось обязательно прочесть. Не забудьте объяснить, что такое экзистенциализм.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-х – НАЧАЛА 90-х ГОДОВ
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

Вас попросили подобрать музыкальное оформление к уроку литературы по лирике Б.Л.Пастернака. Предложите музыкальные произведения, обоснуйте свой выбор.


АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

Приближается годовщина победы в Великой Отечественной войне. На классный час были приглашены ветераны. Ваш класс решил подготовить для них литературно-музыкальную композицию, куда войдут и стихи А.Твардовского. Какие стихи вы предложите включить в сценарий? Отрывки из поэмы «Василий Теркин» или «По праву памяти» предпочтительнее?

ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

Представьте, что вы – герой романа Ф.Абрамова «Братья и сестры», Михаил. На заседании комитета комсомола перед вступлением в комсомол вам предстоит рассказать о себе и о своей семье. Что вы скажете?
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

Прочитав «Царь-рыбу» В.Астафьева, ваш друг сказал, что проблемы этого произведения созвучны «Реплике (из экологической дискуссии)» А.Вознесенского:

Поглядишь, как несметно

разрастается зло –

слава богу, мы смертны,

не увидим всего.

Поглядишь, как несмелы

табунки васильков –

слава богу, мы смертны,

не испортим всего.

Выразите свое согласие или несогласие с мнением друга.
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

На уроке этики зашла речь о вечной проблеме «отцов и детей». Вы решили поделиться впечатлениями от прочитанной повести В.Распутина «Последний срок». Какие нравственные уроки вы вынесли из повести?
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ

Представьте, что вы попали в Лондон 1984 года. На Трафальгарской площади собрались люди, чтобы отметить странный юбилей: год, обозначавший время действия романа Оруэлла. Выступите перед собравшимися, рассуждая о том, что для вас самое страшное в ангсоце, в жутком мире тоталитарной лжи.
ЯСУНАРИ КАВАБАТА

В вашем городе открылся музей восточного искусства. Рассматривая живописное полотно «Ветка сакуры», любуясь нежно-розовым оттенком цветов, вы вспомнили «Тень на сино» из повести «Тысячекрылый журавль» Ясунари Кавабата. И как Кикудзи начинает постигать прекрасное, когда он смотрел на «белое с розоватым отсветом сино», на то, как «розы, гвоздики и керамика растворялись друг в друге», даря друг другу белый и розовый цвета. Так и вы начали постигать красоту японского искусства. Поделитесь своими ощущениями со спутником.

Коммуникативно-ситуативные упражнения. Литература. 11(12) класс. Коленченко В.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел гуманитарных наук iconДекада гуманитарных наук. С 3 по 14 февраля в школе проводилась декада...
«Арифметические действия над числами» -урок математики в 4 классе –учитель Яцко В. Д
Отдел гуманитарных наук iconИ воспитание гражданина россии
Под общей редакцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук Н. И. Элиасберг
Отдел гуманитарных наук iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
Отдел гуманитарных наук iconФилософия (часть 2-ая систематический курс) Учебно-методическое пособие
Рецензенты: Головных Г. Я., д-р философских наук, профессор, зав кафедрой гуманитарных наук сгу
Отдел гуманитарных наук icon1. Место психологии религии в системе наук
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Отдел гуманитарных наук iconОбеспечение дисциплины основная литература: № п/п
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Учеб для асп и соиск ученой степени канд...
Отдел гуманитарных наук iconЮ. Н. Тазьмин меценатство и благотворительность в россии: к вопросу о мотивациях
...
Отдел гуманитарных наук iconЗаманская Валентина Викторовна доктор филологических наук, профессор...
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
Отдел гуманитарных наук iconМеждународная научно-практическая конференция «xiv международная...
«xiv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»
Отдел гуманитарных наук iconАвтор: Жиряков И. Г
Автор: Жиряков И. Г. доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Москов­ской академии экономики и...
Отдел гуманитарных наук iconИстория в системе гуманитарных наук
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Отдел гуманитарных наук iconБбк88. 4 Е27 Рецензенты: Хасан Борис Иосифович, заведующий кафедрой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Отдел гуманитарных наук iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Отдел гуманитарных наук iconПрограмма 15 сентября
Чебоксары, пр-т Московский, д. 29, корпус Чувашский государственный институт гуманитарных наук
Отдел гуманитарных наук iconПлан проведения недели гуманитарных наук в начальной школе и гпд с 18 по 22 ноября 2013 года

Отдел гуманитарных наук iconРекомендуемые темы рефератов по дисциплине
Естественнонаучные основы психологии. (Психология на стыке естественных и гуманитарных наук)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск