Скачать 68.23 Kb.
|
Разработка урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное; отличать доброе от злого, развивать мышление, речь. Оборудование: карточки с отрывками из сказок, книги А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина. Ход урока.
Чтение стихотворения. (Читают 2 учащихся). У лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо песнь заводит, Налево сказку говорит Там чудеса, там леший бродит Русалка на ветвях сидит. Та м на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей, Избушка там, на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. Кто написал эти строки? Но А.С. Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат сказки народные. На какие группы делятся сказки?
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Енисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу … (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях). Дал гонцу такой приказ: «Ждать царёва возвращенья Для законного решенья». Едет с грамотой гонец И приехал, наконец. (Сказка о царе Салтане). Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает. ( Сказка о рыбаке и рыбке). Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся К той сторонке обернётся И кричит: «Кири – ку –ку: Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).
Всего А.С. Пушкин написал шесть сказок, но одна из них – «Сказка о медведике» - сохранилась лишь в черновой неоконченной рукописи. Сегодня мы будем говорить, и работать по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
А.С. Пушкин родился 6 июня в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернатов – французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. В 12 лет родители определили сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. Он был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А. С. Пушкин не писал специально для детей. Однако в круг детского чтения вошли его всемирно известные сказки.
А) Объяснить значение слов: аршин (длина меры равная 71 см), сватья (мать жены), перенять (задержать, остановить), гульлива (игрива), дело лихо ( дело плохо), зыбь ( мелкое волнение на поверхности воды), колымага ( старинная одежда), нарёкся (назвался). Б) Необходимо подобрать синонимы к словам: тешиться (забавляться, развлекаться), грезить (мечтать, воображать), наяву (в действительности) и составить предложения с этми словами.
Физкультминутка.
О чём это сказка? Чему она учит? Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в их отношении к третьей сестре и дочери? Чем, по – вашему мнению, объясняется их поведение? ( обратить внимание на разрушительное чувство зависти как для человека, испытывающего его так и для окружающих).
Найдите в сказке строки, которые можно подписать под иллюстрацией на с. 95, 100, 101.
Задание: написать синонимы к словам. III. Итог урока. Чему учит эта сказка? Что запомнилось вам больше всего? Чтобы вы ещё хотели выполнить на уроке? Домашнее задание: в тетради с. 17 № 5, найти и прочитать всю сказку. «Об УМК «Планета знаний». (Сообщение на Педагогическом Совете) Новый комплект учебников «Планета знаний» даёт детям возможность проявить себя с творческой стороны. Учебник «Литературное чтение» начинается каждый урок со словарной разминки, в учебнике есть «Толковый словарь», где после своего толкования слов, дети могут уточнить их значение и смысл. К каждому произведению даны типовые задания. Дети с 1 класса учатся составлению проектов. Сначала это проекты в виде рисунков. Во втором классе учимся составлять и оформлять проекты. В учебнике есть тренинговые задания в «Читальном зале». Со 2 класса вводиться работа с картинами. Задача учителя научить рассматривать картины. Что можно почувствовать, увидеть. Услышать в картине. Так же интересно построен и оформлен учебник «русского языка». Материал урока разделён на инвариативную часть и вариативную, где предусмотрены задания усложнённые. В заданиях предусмотрен информационный поиск, должны найти нужную информацию самостоятельно. Очень много творческих заданий. Большое внимание уделяется работа в парах. Начиная, с 1 класса больше часов дано по теме «Текст», что важно при переходе в среднее звено. Так же есть «Толковый» и «Этимологический» словарики. После каждой темы предусмотрена «Мастерская слова». В ней мы учимся пересказывать и создавать тексты, писать сочинения и письма. Например, задание прочитай письмо мальчика в редакцию детского журнала. Привет редакция! У меня сеструха выписывает журнальчик ваш. Ничего – мне нравиться. Рассказики – угоришь. Не могли бы вы написать мне пару строк. Друзей у меня нет, и писем я не получаю. Валера. Беседа по заданию. Понравилось ли вам письмо мальчика? Чем не понравилось? Почему в своём письме редакция посоветовала мальчику дружить со словом. Сценарий проведения классного часа в 1 классе. Тема: Край родной, любимый. Задачи: дать знания о происхождении названия области – Иркутская, познакомить с символами области. Ход классного часа. Звучит песня « С чего начинается Родина?» Беседа по вопросам. А что такое родина? (Высказывания детей). Вывод: Родина – это место где человек родился, растёт, живёт. Как называется наша с вами Родина? А где мы с вами живём? Запись на доске: страна - Россия Область – Иркутская Район – Казачинско – Ленский Село – Казачинское. Сегодня – 4 октября. Вам о чём – нибудь говорит эта дата? 4 октября - День Иркутской области. Кто из вас знает, почему наша область так называется? (Областной город Иркутск). А что означает название «Иркутск»? Рассказ учителя. Иркутск – центр иркутской области, возникший в 1661 году у устья реки Иркут на Ангаре, имел другое название – «Яндашский острог», по имени местного князька Яндаша Дороги, по просьбе которого был выстроен острог. Но это название за острогом не закрепилось, и во всех последующих документах он стал называться по месту положения острога у устья реки Иркут – Иркутским. По поводу происхождения названия реки Иркут существует много толкований. Одни считают, что название произошло от имени племени Эрху, обитавшего в 8 – 9 веке в Прибайкалье, другие производят от монгольского слова «эркэу» или «эрше» - сила, энергия. Мы с вами уже познакомились с символами России. Что является Государственными символами? У каждой области есть свои символы. Есть символы и у нашей области. В соответствии с Уставом Иркутская область имеет свой герб и флаг. В 1690 году Петр 1 утвердил герб города со следующим описанием: « Бегущий бабр, в а во рту у него соболь». На гербе два зверя: бабр и соболь. Бабром тогда называли уссурийского тигра – мощь края, соболь – символ богатства. Геральдические цвета герба означают: серебряный – правдивость, невинность, чистота; чёрный – благоразумие. Смирение , скромность,; червлёный – храбрость, мужество, неустрашимость. Флаг иркутской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящего из 3 вертикально расположенных полос: крайние – синие, в середине – белая, в центре помещается изображение основного элемента герб: бегущего в левую сторону бабра, держащего в пасти червлёного соболя, обрамлённого стилизованными ветвями кедра. Синий цвет флага означает символ чистой воды, белый – символ добра, зелёный – радость, надежду. А теперь попробуйте разгадать кроссворд.
|
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | П. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике... | ||
Урок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе... «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | ||
Классный час во 2-3 классах «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил... | План-конспект урока а. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» фио (полностью) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5 урок в теме «Чудесный мир классики» | ||
Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о его сыне Иване-царевиче, о хитростях Кощея | План-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ... | ||
Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» Вход в класс под музыку Н. А. Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса | Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика... ... | План конспект урока по литературному чтению Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями) | ||
Закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности Фонохрестоматия Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римского-Корсакого Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке | ||
Конспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |