МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ /Л.М. Волосникова/
__________ _____________ 2011 г.
Страноведение
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)»
(очная форма обучения)
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/В.Н. Сушкова/
«______»___________2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы_11.04.2011_
Протокол № 10
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Завкафедрой ______________________________/В.Н. Сушкова/
«______»___________ 2011г.
Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011. Протокол № 1.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/
«______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/
«______»_____________2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт гуманитарных наук
Кафедра зарубежной литературы Сушкова В.Н.
Страноведение
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология
(русский язык и литература)» (очная форма обучения)
Тюменский государственный университет
2011 Сушкова В.Н. Страноведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки – «Отечественная филология (русский язык и литература)» (очная форма обучения). Тюмень, 2011, стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины «Страноведение» опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы В.Н.Сушкова
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Сушкова В.Н., 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Страноведение – научная дисциплина, изучающая историю и культуру страны изучаемого языка в динамике ее последовательного, поэтапного развития как единый исторический и историко-культурный процесс. Данный курс охватывает многовековое развитие английской, американской и русской культур с учетом их национальной значимости. Особое внимание уделяется изучению межкультурных общностей присущих культуре Великобритании, США и России.
Цель курса «Страноведение» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний по овладению страноведческой компетенцией в области культуры Англии, США и России. ФГОС ВПО предусматривает достижение выпускниками общей страноведческой компетенции и обучение студентов навыкам систематической работы со страноведческими материалами по всем вопросам культуры страны изучаемого языка. Основными задачами учебного курса являются:
- ознакомление с системами английской, американской и русской культур, включая основные положения из географии, истории, политики, языковых особенностей, экономического развития, общественной жизни, искусства, института семьи, образования, национального мировоззрения и особенностей национального характера, системы ценностей, религии и т.д.;
- достижение студентами умения ориентироваться в различных вопросах, связанных с культурой Англии, США и России, способности критически анализировать и понимать процессы, происходящие в этих странах, и применять свои знания и умения в профессиональной практике. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, Блок Б.1, Вариативная часть. Курс «Страноведение» предъявляет следующие требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):
Знание особенностей географического положения, климатических зон, основных горных массивов, рек, озёр. Знания и умения, связанные с пониманием политического устройства стран мира; понимание особенностей партийных систем и выборов, работы правительственных органов; навыки работы с политической картой. Знания основных исторических событий в англоязычном мире. Умение дать оценку основных исторических событий в истории изучаемых стран. Знание систем образования Российской Федерации, Великобритании и США на всех уровнях, включая начальное, среднее и высшее образование. Знания и умения, связанные с системой права и системы судопроизводства в Российской Федерации, Великобритании и США. Компетенции в области особенностей национальных культур народов Российской Федерации, Великобритании и США: знание основных черт национального характера. Знания и умения, связанные с экономической деятельностью России, Великобритании и США: ведущие отрасли экономики, финансы, торговля. Знания, связанные с вкладом России, Великобритании и США в мировую культуру, включая литературу, музыку и кино. Знания, связанные с развитием спорта в России, Великобритании и США. Умение ориентироваться в системе средств массовой информации, включая газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Страноведение»
В результате освоения данного курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);
владение нормами русского литературного языка (ОК-2);
готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-3);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранение последних (ОК-7);
осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки, информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13).
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии в перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
по видам деятельности с учетом профиля подготовки:
в научно-исследовательской деятельности:
способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального представления материалов собственного исследования (ПК-8);
владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14).
СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр второй. Формы промежуточной аттестации: зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Таблица 1
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 16
| 16
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 16
| 16
| Самостоятельная работа (всего)
| 56
| 56
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| контрольная работа, зачет
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
| 72
| 2
| 2
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 2
№
|
Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме, в час
| Итого количество баллов
| Лекции*
| Семинарские (практические) занятия*
| Лабораторные занятия*
| Самостоятельная работа*
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Географический и исторический очерки Великобритании, США и России
| 11
|
2
|
|
|
4
|
6
|
2
|
0-10
| 22.
| Политические системы Великобритании, США и России
|
3
|
2
|
|
|
6
|
8
|
3
|
0-10
| 33.
| Образование в Великобритании, США и России
|
5
|
2
|
|
|
6
|
8
|
3
|
0-10
|
| Всего:
|
3
|
6
|
|
|
16
|
22
|
8
|
0-30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 71.
| Система правосудия в Англии, США и России
|
7
|
2
|
|
|
4
|
6
|
2
|
0-10
| 82.
| Английский дом. Особенности английского и русского национальных характеров: «английская душа» и «русская душа». Американский образ жизни.
|
9
|
2
|
|
|
6
|
8
|
2
|
0-10
| 93.
| Спорт в США, Англии и России
|
11
|
2
|
|
|
8
|
10
|
2
|
0-10
|
| Всего
|
2
|
6
|
|
|
18
|
24
|
6
|
0-30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| СМИ в Англии, США и России
| 113
|
2
|
|
|
8
|
12
|
4
|
0-20
| 12.
| Искусство и литература в Англии, США и России
| 115
|
2
|
|
|
10
|
14
|
4
|
0-20
|
| Всего:
|
2
|
4
|
|
|
22
|
26
|
8
|
0-40
|
| Итого (часов, баллов):
| 1
|
16
|
|
|
56
|
72
|
22
|
0 – 100
|
| Из них в интерактивной форме, в час
|
|
4
|
|
|
18
|
|
22
|
|
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информационные системы и технологии
| Итого количество баллов
| коллоквиумы
| собеседование
| диспут
| тест
| контрольная работа
| глоссарий
| реферат
| конспект
| программы
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикум
| другие формы
| Модуль 1
| 1.
|
| 0-1
| 0-3
|
| 0-4
|
|
|
|
|
|
|
| 0-8
| 2.
|
| 0-1
| 0-3
| 0-3
|
|
|
| 0-1
|
| 0-2
|
|
| 0-10
| 3.
| 0-3
| 0-1
| 0-3
| 0-3
|
|
|
|
|
| 0-2
|
|
| 0-12
| Всего
| 0-3
| 0-3
| 0-9
| 0-6
| 0-4
|
|
| 0-1
|
| 0-4
|
|
| 0-30
| Модуль 2
| 1.
| 0-3
| 0-1
|
| 0-3
| 0-4
|
|
|
|
|
|
|
| 0-10
| 2.
|
|
|
|
| 0-4
|
| 0-3
|
|
| 0-2
|
|
| 0-9
| 3.
| 0-3
| 0-1
| 0-3
| 0-3
|
|
|
|
|
|
|
| 0-1
| 0-11
| Всего
| 0-6
| 0-2
| 0-3
| 0-6
| 0-8
|
| 0-3
|
|
| 0-2
|
| 0-1
| 0-30
| Модуль 3
| 1.
| 0-3
| 0-1
|
| 0-3
| 0-4
| 0-6
|
| 0-1
|
| 0-2
|
|
| 0-20
| 2.
| 0-3
| 0-1
| 0-3
| 0-3
| 0-4
|
| 0-3
| 0-1
|
| 0-2
|
|
| 0-20
| Всего:
| 0-6
| 0-2
| 0-3
| 0-6
| 0-8
| 0-6
| 0-3
| 0-2
|
| 0-4
|
|
| 0-40
| Итого:
| 0-15
| 0-7
| 0-15
| 0-18
| 0-20
| 0-6
| 0-6
| 0-3
|
| 0-10
|
|
| 0 – 100
|
Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.
| Географический и исторический очерки Великобритании, США и России.
| Проработка лекционных записей; формирование понятийного аппарата курса; конспектирование теоретических источников, программных документов; чтение обязательной и дополнительной литературы; подготовка к контрольному экспресс-опросу, подготовка к коллоквиуму.
| Самостоятельное изучение заданного материала; собеседование по теме: «Английский климат и английский сплин». Контрольная работа - составление географических карт Англии, США и России.
| 1
| 4
| 0-10
| 2.
| Политические системы Великобритании, США и России.
| Знакомство с содержанием электронных источников; диспут: Сравнение политических систем Англии и США и России; тест: Английский парламент и Российская Государственная Дума.
| 3
| 6
| 0-10
| 3.
| Образование в Великобритании, США и России.
| Составление глоссария; тестовые задания по пройденному материалу; письменная работа на тему: Современная система высшего образования в Англии, США и России.
| 5
| 6
| 0-10
|
| Всего по модулю 1:
|
|
| 3
| 16
| 0-30
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 4.
| Система правосудия в Англии, США и России.
| Проработка лекционных записей; дополнение глоссария; конспектирование теоретических источников, программных документов; чтение обязательной и дополнительной литературы; подготовка к контрольному экспресс-опросу, подготовка к коллоквиуму.
| Контрольная работа: «Особенности романо-германской правовой традиции»
| 7
| 6
| 0-10
| 5.
| Английский дом. Особенности английского национального характера. Американский образ жизни.
| Собеседование «Английская и русская душа»;
Письменная работа: «Чайная церемония в Англии». Творческое задание: Мое мнение о «Великой американской мечте» (диспут).
| 9
| 8
| 0-10
| 6.
| Спорт в США, Англии и России.
| «Что я знаю об Олимпийских играх» - реферат.
| 11
| 10
| 0-10
|
|
|
|
|
|
| Всего по модулю 2:
|
|
| 3
| 24
| 0-30
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| 7.
| СМИ в Англии, США и России.
| Проработка лекционных записей; дополнение глоссария; конспектирование теоретических источников, чтение обязательной и дополнительной литературы; подготовка к контрольному экспресс-опросу; итоговой контрольной работе.
| Собеседование по теме; составление глоссария; к/р «Крупнейшие телевизионные компании Великобритании»
| 13
| 10
| 0-20
| 8.
| Искусство и литература в Англии, США и России.
| Знакомство с электронными ресурсами; Самостоятельная работа «Нобелевские лауреаты в Англии, США и России»
| 15
| 12
| 0-20
|
| Всего по модулю 3:
|
|
| 2
| 22
| 0-40
|
| ИТОГО:
|
|
| 8
| 56
| 0 -100
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
VI. СТРАНОВЕДЕНИЕ
-
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 3
| 5
| 7
| 9
| 11
| 13
| 15
| 1.
| Литературная сказка в западной традиции
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Лингвистическое краеведение
| +
|
| +
|
|
| +
| +
|
| 3.
| Этнолингвистика
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| История зарубежной литературы
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 5.
| Введение в теорию коммуникации
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Содержание дисциплины
Модуль 1.
|