Общепрофессиональные дисциплины





НазваниеОбщепрофессиональные дисциплины
страница1/6
Дата публикации03.11.2014
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральный компонент

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Дисциплина «Общее языкознание» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 «Филология» и адресована студентам 1, 2, 3 курсов (1, 2, 3, 5 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета.
Предметом дисциплины в первом семестре является круг вопросов, связанных с ознакомлением с основными положениями лингвистической теории и методологии.

Цель курса –

  • ознакомление студентов с основными принципами устройства и функционирования языковой системы: уровневое устройство языковой системы; функции основных языковых единиц;

  • знакомство с основными направлениями изучения языков для понимания теоретической основы и методики разных научных школ;

  • разработка принципов анализа и сопоставления языков мира на разных уровнях языковой системы: сопоставительная фонология, разные принципы аффиксации в языках мира (агглютинация и фузия), сопоставление синтетических и аналитических способов выражения грамматических значений в языках мира

  • рассмотрение языка как объекта смежных наук: семиотики, социолингвистики, психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Исходя из целей курса и выбранного подхода к интерпретации языковых явлений и фактов, в рамках курса предполагается решить следующие учебные задачи:

  • знакомство с методикой сопоставительного анализа языков

  • знакомство с современной лингвистической терминологией, развитие у студентов навыка чтения и реферирования оригинальной научной лингвистической литературы.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • понятийный аппарат современной лингвистики;

  • принципы устройства и функционирования языков мира;

  • разные подходы к исследованию языков, представленные в рамках ведущих лингвистических школ;

Уметь:

  • анализировать и сопоставлять факты различных языков мира;

  • активно использовать методику сравнения лингвистических фактов и явлений разных языков;

  • использовать приобретенные навыки оценки языковых фактов в процессе самостоятельного научного исследования при написании итоговых квалификационных работ по лингвистике.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по теории языка;

  • общелингвистической терминологией, которая используется в современных работах по различным вопросам языкознания;

  • различными лингвистическими методами работы с материалом.


Предметом дисциплины во втором и третьем семестрах являются рассмотрение проблематики общего языкознания как системы взаимосвязанных направлений изучения языков мира, современной методологии языкознания, перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка.

Целями освоения дисциплины «Общее языкознание» являются:

  • ознакомление студентов с основами науки о языке, с развернутой, внутренне непротиворечивой, современной научной теорией языка;

  • знакомство студентов с современной лингвистической терминологией в рамках различных лингвистических школ;

  • обобщение и систематизация представлений об устройстве, сущности и функциях языка;

  • рассмотрение проблематики языкознания как системы взаимосвязанных направлений изучения языков мира, современной методологии языкознания, перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка.

Исходя из целей курса и выбранного подхода к интерпретации языковых явлений и фактов, в рамках курса предполагается решить следующие учебные задачи.

  • ознакомление студентов с развернутой, внутренне непротиворечивой, современной научной теорией языка

  • обобщение и систематизация представлений об устройстве, сущности и функциях языка

  • развитие навыков самостоятельной работы студентов по изучению теории языка

  • знакомство студентов с основными научными школами современной лингвистики, с важнейшими работами представителей разных научных направлений

  • знакомство студентов с общелингвистической терминологией, которая используется в современных работах по различным вопросам языкознания

  • знакомство с методикой сопоставительного анализа языковых фактов и явлений разных языков и умение использовать приобретенные навыки для оценки языковых фактов в процессе самостоятельного научно-исследовательского труда при написании итоговых квалификационных работ по лингвистике.


В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • понятийный аппарат современной лингвистики;

  • принципы устройства и функционирования языков мира;

  • разные подходы к исследованию языков, представленные в рамках ведущих лингвистических школ;

  • основные принципы классификации языков мира.

Уметь:

  • анализировать и сопоставлять факты различных языков мира;

  • активно использовать методику сравнения лингвистических фактов и явлений разных языков;

  • использовать приобретенные навыки оценки языковых фактов в процессе самостоятельного научного исследования при написании итоговых квалификационных работ по лингвистике.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по теории языка;

  • общелингвистической терминологией, которая используется в современных работах по различным вопросам языкознания;

  • различными лингвистическими методами работы с материалом.



Предметом дисциплины в пятом семестре является круг вопросов, связанных с многообразием языков мира и различными подходами к их классификации, сравнению и изучению. Особенное внимание в курсе уделяется ареальному подходу к сравнению языков, что позволяет также исследовать соотношение языкового разнообразия с культурным и географическим.

Цель курса – дать студентам знания об основных чертах языковой картины мира, основных лингвистических и культурных ареалах и особенностях их формирования с целью применения полученных знаний в области теории и практики межкультурной коммуникации.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основными проблемами, связанными с “внешним” и “внутренним” разнообразием языков;

  • сформулировать в предварительной форме основные задачи лингвистической типологии и теории универсалий;

  • дать представление о лингвогенезе, процессах распространения языков, основах и принципах генеалогической классификации и основных семьях языков;

  • дать сведения об общественных функциях языков, включая мировые и региональные языки;

  • познакомить студентов с основными лингвистическими ареалами и языковыми союзами, проанализировать соотношение генеалогической и типологической классификаций;

  • дать представление о явлениях, возникающих при контакте языков, о влиянии языковых контактов на структуру контактирующих языков, о специальных контактных языках, их лингвистических особенностях и стадиях развития;

  • научить студентов пользоваться разнообразными лингвистическими источниками – грамматиками, в том числе грамматиками неиндоевропейских и «экзотических» языков», двуязычными словарями различных языков; корпусами глоссированных текстов на различных языках;

  • дать студентам представление о разнообразии культурных и этических норм в различных регионах и выработать стремление к усвоению норма коммуникации в релевантных для студента ситуациях.


В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • особенности распространения языков в доисторическое и историческое время;

  • основы генеалогической классификации языков;

  • основы типологической классификации языков и лингвистики универсалий;

  • крупные лингвистические ареалы мира, их лингвистические и культурные особенности;

  • явления, происходящие при языковых контактах, лингвистические особенности и этапы развития контактных языков;

  • общественные функции языков, социолингвистические характеристики крупнейших языков мира, изучаемого языка, основных языков народов России.

Уметь:

  • пользоваться грамматиками и двуязычными словарями различных языков мира, в том числе неиндоевропейских;

  • пользоваться глоссированными текстами на различных языках мира;

  • определять базовые типологические характеристики языка по материалам грамматик и опубликованных текстов;

  • пользоваться лингвистическими и языковыми интернет-ресурсами по типологической и ареальной лингвистике;

  • идентифицировать различные типы коммуникативных ситуаций и (в определенной степени) определять правильные стратегии речевого поведения в них.

Владеть:

  • навыками самостоятельной работы с литературой по языкам различных ареалов и семей, включая поиск необходимых сведений;

  • навыками чтения морфологического подстрочника, созданного в соответствии с принятыми в современной лингвистике стандартами;

  • основами норм поведения, принятых в ряде крупных культурных ареалов и в особенности в стране изучаемого языка.



Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (76 часов), семинары (48 часов часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 и 5 семестрах и экзамен во 2 и 3 семестрах.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Дисциплина «Латинский язык» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 1 курса (1, 2 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой классической филологии Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является фонетический, морфологический и синтаксический строй латинского языка в синхронном описании (литературная норма периода «классической латыни» – I в. до н.э. – нач. I в. н.э.), а также общие сведения о развитии латинского языка в разные исторические периоды и тенденции формирования языков романской группы.

Цель дисциплины – подготовка выпускника, имеющего устойчивые навыки логического и лингвистического мышления, обладающего широким филологическим кругозором и научным подходом к изучению иностранных языков, разбирающегося в общих тенденциях развития и функционирования языка как средства коммуникации, свободно ориентирующегося в научной международной терминологии в области гуманитарных наук, что достигается изучением грамматической структуры и фонетических особенностей древнего индоевропейского языка флективного типа, а также формированием у студентов представления о латинском языке как о необходимой составной части и инструментарии филологических исследований.

Задачи дисциплины:

— изучить грамматическую структуру латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис) в сравнении со структурами родного и изучаемого иностранного языка;

— приобрести навыки чтения, перевода (со словарём) и комментирования оригинальных текстов на латинском языке;

— освоить учебную, а также основную лексикографическую и научную литературу по предмету;

— сформировать у студентов исторический взгляд на развитие языка и углубить их подход к изучению как древних, так и современных языков;

— освоить минимально необходимый лексический запас (отражающий, с одной стороны, общую индоевропейскую лексику, с другой – являющийся словообразовательной базой для интернациональной лексики, современной научной терминологии, а также основой для романских языков);

— способствовать усвоению международной научной (в первую очередь гуманитарной) терминологии, традиционно использующей латинскую лексику и словообразовательные модели;

— расширить общекультурный кругозор студентов и стать существенным вкладом в их интеллектуальное и духовное развитие за счёт разнообразных сведений из области мифологии, истории римской словесности, античной истории, приобретаемых студентами в процессе изучения латинского языка.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- морфологическую и синтаксическую структуру латинского языка;

- основные словообразовательные модели и форманты;

- основные исторические этапы развития латинского языка;

- общие сведения из истории, культуры и литературы Древнего Рима;

- основные учебные пособия, словари и важнейшую научную литературу;

- наизусть 2-3 стихотворения римских поэтов, а также текст студенческого гимна «Gaudeamus»;

уметь:

- грамотно читать и переводить (со словарём) подлинный текст латинских авторов классического периода средней сложности;

- проводить разносторонний анализ текста;

- проводить сравнительный анализ грамматических явлений латинского, родного и основного изучаемого языка;

- ориентироваться в историко-культурном контексте классического периода латинского языка;

владеть:

- устойчивыми навыками чтения и перевода латинского текста;

- устойчивыми навыками лингвистического и культурологического анализа текста;

- определённым лексическим минимумом латинского языка в сравнении с заимствованными словами родного и основного изучаемого языка;

- определённым набором общеупотребительных «крылатых выражений»;
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия (68 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 семестре и экзамен во 2 семестре.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дисциплина «История русской литературы» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 1, 2, 3 курса (1, 2, 3, 4, 5, 6 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрами истории русской классической литературы (в 1, 2, 3 семестрах) и истории русской литературы новейшего времени (в 4, 5, 6 семестрах) историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Предметом дисциплины в первом семестре является: литературный процесс XI – XVII вв.

Цель курса – познакомить студентов со спецификой и основными этапами развития русской средневекового искусства слова и книжности, дать представление о смене литературных эпох русского Средневековья в связи с эволюцией отдельных жанров. При этом особое внимание уделяется литературной технике писателей XI-XVII вв. и поэтике наиболее выдающихся памятников.

Задачи курса: 1) рассмотреть особенности каждого периода истории древнерусской литературы; 2) раскрыть содержание памятников средневековой словесности в контексте типичных способов определения ситуации (объяснения) фактов исторической жизни; 3) провести разграничение между современными научными методами интерпретации памятников и теми конвенциональными моделями, которые определяли особенности мышления средневековых авторов; 4) помочь студентам понять закономерности формообразования и жанровую специфику древнерусской литературы.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • репрезентативные художественные тексты;

  • основную научную литературу;

  • различные точки зрения на ту или другую проблему;

  • принципы изучения историко-литературного процесса и герменевтику средневековых источников;

  • сущность исторического подхода к художественному произведению как явлению литературной эволюции;

уметь:

  • анализировать древнерусские тексты;

  • реферировать исследования медиевистов-русистов;

  • соотносить литературное произведение с актуальной для него жанровой и социокультурной традицией;

  • охарактеризовать литературную эпоху как системное единство факторов литературного процесса.


Предметом дисциплины во втором семестре является литературный процесс XVIII в. в контексте европейской литературы.

Целями курса «История русской литературы XVIII в.» являются всестороннее описание русского литературного процесса XVIII в., изучение русской литературы XVIII в. в контексте европейской литературы, формирование у студентов специальных знаний, позволяющих работать с литературным материалом.

Задачи дисциплины:

  • познакомить студентов с основными процессами, происходившими в русской литературе на протяжении XVIII в.;

  • изучить творчество как крупных, так и менее известных русских писателей XVIII в.;

  • выявить связь русской литературы XVIII в. с литературой предшествующей эпохи, дать представление о литературной культуре раннего Нового времени;

  • рассмотреть литературные контакты русской и западноевропейских литератур в XVIII в.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • место и значение русской литературы XVIII в. в общей истории русской литературы;

  • социально-культурный контекст русской литературы XVIII в.;

  • роль литератур стран Западной Европы в формировании русской литературы XVIII в.;

  • оригинальные и переводные сочинения русских писателей XVIII в.;

  • основные научные концепции отечественных и зарубежных исследователей;

уметь:

  • анализировать литературные произведения русских авторов XVIII в.;

  • дать характеристику творчества писателя и литературного направления.



Предметом дисциплины в третьем семестре является литературный процесс первой половины XIX в., творчество отдельных писателей (Жуковский, Батюшков, Пушкин, Грибоедов, Баратынский, Лермонтов, Гоголь, ранние Гончаров, Тургенев, Достоевский).

Цель дисциплины - ознакомление студентов с литературным про-цессом первой половины XIX в., формирование представления о творче-стве отдельных писателей.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов адекватное представление о специфике историко-литературного процесса в первой половине XIX в.;

  • сформировать представление о генезисе и последующей эволюции различных жанров и жанровых форм в сравнительно-историческом аспекте;

  • выявить и проанализировать связи литературных явлений как с об-щественными и политическими факторами, так и с историко-культурным контекстом.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • репрезентативные художественные тексты;

  • основную научную литературу;

  • различные точки зрения на ту или другую проблему;

  • сущность исторического подхода к художественному произведению как явлению литературной эволюции;

уметь:

  • анализировать репрезентативные художественные тексты;

  • соотносить литературное произведение с актуальной для него жан-ровой и социокультурной традицией;

  • сопоставлять анализируемые тексты с аналогичными художествен-ными явлениями западно-европейской литературы;

  • охарактеризовать литературную эпоху как системное единство фак-торов литературного процесса.



Предметом дисциплины в четвертом семестре является круг проблем, связанных с особенностями историко-литературного процесса второй половины XIX века, переходом от романтизма как эстетической системы к реалистической, позитивистской, литературными течениями и историко-литературными дискуссиями указанного периода, формированием канона русского классического романа и приобретением русской литературой статуса мировой. Именно в этот период на смену поэтам пушкинской эпохи приходит новое поколение писателей: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров и др. Именно во второй половине XIX века опубликованы и вызывают широкий общественный резонанс такие знаковые для современников и потомков романы, как «Обломов», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Анна Каренина», «Бесы».
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...
Общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма дисциплины «гражданское процессуальное право» Цикл опд....

Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма дисциплины «земельное право» Цикл опд. Ф. 16 общепрофессиональные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Общепрофессиональные дисциплины iconКурса «Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках...
«Клиническая психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные...
Общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
Общеобразовательные дисциплины, дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла, дисциплины математического и общего...
Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма дисциплины “гражданское право. Часть 1” Цикл опд. Ф. 07....
Автор: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета...
Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма дисциплины «История психологии»
...
Общепрофессиональные дисциплины iconРасшифровка подписи Вопросы к зачету По дисциплине: «История»
Вопросы рассмотрены и утверждены на заседании Ц/К «Общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины»
Общепрофессиональные дисциплины icon3. Общепрофессиональные дисциплины 1 Начертательная геометрия
В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организации, условий проведения конкурсов профессионального мастерства. Удачным...
Общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа по дисциплине «История древнего мира» по направлению...
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма курса по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные...
Общепрофессиональные дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Общепрофессиональные дисциплины iconКурса «Зоопсихология и сравнительная психология». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Общепрофессиональные дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск