Скачать 115.32 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить…» Выполнила: ученица 3 класса МБОУ «НШДС №71» г.Нижнекамска Крупнова Алена Преподаватели: учитель высшей квалификационной категории Зарипова Д.Х., учитель первой квалификационной категории Тюленева Е.А. Содержание
2.Основная часть 2.1.Узнать смысл слов дружба, толерантность 2.2.При помощи татарско-русского словаря перевести стихотворение татарского детского поэта Бари Рахмата «Әби белән бабушка» 2.3. Великие татарские просветители, которые воспевали дружбу между русским и татарским народом 2.4.Углубление и расширение дружбы между татарским народом и братскими народами, проживающими в республике Татарстан и за ее пределами в наши дни 3.Заключение 4.Список использованной литературы 5.Приложение I.Введение На уроке татарского литературного чтения мы прочитали стихотворение детского писателя Бари Рахмат «Әби белән бабушка». Оно нам очень понравилось. Это произведение о многолетней искренней дружбе двух бабушек соседок - татарской и русской. Стихотворение мы выучили наизусть. На празднике Международного родного языка поставили инсценировку произведения. Я не смогла найти перевод стихотворения на русском языке. При помощи татарско-русского словаря решила перевести самостоятельно. Вопрос дружбы между народами, в частности между татарским и русским остаётся актуальным. Я живу в России, где по численности татары занимают второе место после русских. Живу в Республике Татарстан. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Дружба между народами – это когда есть взаимоуважение в отношениях, когда сохраняются обычаи и культура и того, и другого народа наравне. Мне кажется, что только тогда не будет межнациональных конфликтов. А еще я одобряю браки между людьми разных национальностей. Дети, рожденные в таких браках, будут знать оба языка. В семьях будут готовиться блюда, например, и русские национальные, и татарские национальные. Ну а у нас в республике мы отмечаем все вместе и татарский народный праздник Сабантуй, и русскую Масленицу, и Питрау крещенных татар… Как видно, своей актуальности вопрос дружбы народов не теряет и в современные дни. Для меня представляет огромнейший интерес изучение истоков дружбы татарского и русского народа. И я считаю очень актуальным знать историю развития дружбы между этими народами, так как любой человек должен знать не только свои родословные истоки, зарождение, развитие культурного наследства, но и других народов. С этой целью я и решила начать свою работу, а именно: 1.Узнать смысл слов дружба,толерантность 2.При помощи татарско-русского словаря перевести стихотворение татарского детского поэта Бари Рахмата «Әби белән бабушка» 3.Узнать из разных источников о великих татарских просветителиях, которые воспевали дружбу русского и татарского народа 4.Найти материалы об углублении и расширении дружбы между татарским народом и братскими народами, проживающими в республике Татарстан и за ее пределами в наши дни II.1. Смысл слов толерантность , дружба Меня заинтересовал вопрос: что обозначают слова толерантность, дружба? Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение. Дружба - это 1) а) отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. б) взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений в) дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами Мне кажется, поэт Бари Рахмат достоверно сумел показать соблюдение всех этих пунктов в отношениях двух бабушек. II.2. Перевод стихотворения Бари Рахмата «Әби белән бабушка» Во дворе «воркуют» старушки - Әби и бабушка – подружки. В руках у них играют спицы, Обе бабушки мастерицы. В день, когда бэлеш в печке,әби Приглашает подружку русскую. Когда вкусный пирог на столе Бабушка зовёт татарочку свою душевную. Әби на русском говорит, Забывая слова, переходит на родной. А бабушка, будто понимает, Прищуривает глазки, кивая в ответ головой. Смеётся әби – и бабушке смешно, Ну и что, что суть не понимает. Вот так, как два голубка сизокрылых Живут, цену дружбы они понимая. II.3. Великие татарские просветители, которые воспевали дружбу русского и татарского народа Воспевали дружбу двух великих народов и известные татарские просветители XIX-XX веков Каюм Насыри и Габдулла Тукай. Каюм Насыри (1825 —1902) является одним из выдающихся деятелей науки и культуры татарского народа второй половины XIX века. Родился в семье сельского учителя, образование получил в медресе и Казанском университете; преподавал татарский язык русским в духовной семинарии, затем учительствовал в первой русско-татарской школе в Казани. Каюм Насыри (1825—1902) является одним из выдающихся деятелей науки и культуры татарского народа второй половины XIX в века. Каюм Насыри высказал много смелых мыслей, которые вызывали у мусульманского духовенства и реакционеров серьезное недовольство. Так, он говорил: «Если придется беседовать с кем-либо, то не думай о том, какую религию исповедует, обрати внимание на его ум, ибо его религия нужна ему, а ум — и тебе и ему». В другом своем произведении он писал: «Русский человек и мусульманин живут и растут на единой земле, едят один и тот же хлеб, эти два народа хорошо знают обычаи друг друга и взаимоотношения». К. Насыри оставил ряд трудов по педагогике, философии, лингвистике и истории. Его научные труды в области языкознания и филологии в ряде случаев явились отправной базой для дальнейших научных исследований в области татарского языка. Исключительную ценность представляют его труды и учебники: «Научная грамматика татарского языка», «Русско- татарский словарь», «Синтаксис», «Большая география», учебники по математике и др. К. Насыри был первым организатором татарской школы с преподаванием в ней русского языка, первым учителем русского языка из татар. Русская классическая литература, которую он прекрасно знал, систематическая связь и совместная работа с русскими учеными и преподавателями сыграли большую роль в формировании общественно- научных воззрений К. Насыри. Научно-литературная деятельность К. Насыри начинается с 60-х годов XIX века. К. Насыри боролся за восстановление в правах родного языка татарского народа, за его научную разработку, за обучение детей русскому языку. К. Насыри в своей борьбе за светское образование, за науку, за дружбу с русским народом не был одинок, его поддерживала передовая татарская молодежь, молодые учителя татарских школ и другие слои передовой интеллигенции. Ученый оставил большое литературное наследство (более 500 печатных листов научно-литературных и педагогических трудов). Особое место занимают оригинальные и переводные учебники по родному языку, русскому языку, географии, арифметике, истории России, русско-татарский и татарско-русский словари и др. Значительное место среди трудов К. Насыри занимают издания на русском языке по истории и этнографии татарского народа, сборники по народному творчеству, которые получили высокую оценку со стороны русских ученых. Великий татарский поэт Габдулла Тукай нес просвещение в татарский народ, знакомил татар с русской, европейской общественной мыслью при помощи переводов. Преклоняясь перед талантом Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого, Тургенева, Некрасова, он переводит на татарский язык их сочинения. Через русскую литературу он проникся любовью к Шекспиру, Гейне, Байрону, Шиллеру и не забывает переводить западноевропейских классиков. Тукай писал, что татарская нация «нуждается в Пушкиных, Толстых, Лермонтовых, в настоящих писателях, художниках… в новой,… истинно национальной поэзии, музыке». Эти слова стали девизом практически всех деятелей татарской культуры, ставивших главной целью своей жизни возрождение нации на примере цивилизованных народов мира. В посвящении Тукая «Пушкину» есть такие строки: Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый! Всегда душе моей близки твоей души порывы… Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья, Бог сколько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья! Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в нее вселяешь, Как с народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали... Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить… II.4. Углубление и расширение дружбы между татарским народом и братскими народами, проживающими в республике Татарстан и за ее пределами в наши дни Республика Татарстан - республика интернациональная: здесь проживают представители более 116 национальностей. Основное население республики составляют татары, чуваши, русские, марийцы, удмурты, мордва, поэтому в школах республики обучение ведется на этих шести языках. Татарстан является родиной многих чувашских, русских, удмуртских, марийских писателей, работников культуры и искусства. Среди них более 40 чувашей и более 20 удмуртов. С каждым днем все более углубляется и расширяется дружба между татарским народом и братскими народами, проживающими в нашей республике и за ее пределами. Об этом красноречиво говорят увеличение количества школ в республике, работающих на языках братских народов, осуществление взаимных переводов художественных произведений, создание ярких художественных образов представителей соседних народов, ведение научно-исследовательской работы по изучению вопросов взаимовлияния, взаимообогащения культур народов Поволжья и Приуралья, а также изучение учащимися татарских школ жизни и творчества писателей братских народов - своих земляков, создание посвященных им литературно- краеведческих музеев. Отрадно, что у нас издавна существуют крепкие связи между народами, проживающими в одной республике. С гордостью могу сказать, что у нас в городе Нижнекамске открыты русская, татарская, чувашская гимназии. Есть украинское, башкирское, немецкое, чувашское сообщество. Хочу сказать, что мы живем одной семьей, уважая религию, изучая обычаи и культурное наследие друг друга. Мне кажется, надо помнить, что дружба между народами рождается уже в младенчестве. III. Заключение Подведя итоги проделанной работы, хотелось бы сказать, что я достигла поставленных мною целей. При работе над рефератом я достаточно весомо увеличила свой кругозор о многовековой дружбе между татарским и русским народом. Узнала ещё больше о зарождении и развитии дружбы между людьми разных национальностей, в частности в моей республике. Но останавливаться на этом я не собираюсь. Ведь есть ещё весьма много интересного и неизведанного… IV. Список использованной литературы 1.Абдрахманов., Маврина Э. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга // http: //federalmcart ksu. ru /publications/ abdrakh/1.html 2.Алишев Б.С. Этинокультурные различия в ценностях татар и русских //Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С.13-16. 3.Аминов А.М. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998. 4. Городецкая И.М., Рогов М.Г., Блохин А.Б. Межэтническое отношение русского, татарского и башкирского народов // Проблемы психологии личности. Саратов, 2000 5. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка 6. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство,1977 7. Слово о Тукае. Сборник статей. Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань, 1986 8. Татарско-русский словарь,1982, Казань Приложение1. Презентация Содержание Слайд 1 Портрет татарского детского писателя Бари Рахмата Слайд 2 Инсценировка стихотворения Бари Рахмата “Əби белəн бабушка” Слайд 3 Татарский ученый и просветитель Каюм Насыри Слайд 4 Портрет Габдуллы Тукая Слайд 5 Памятник Габдулле Тукаю в Санкт-Петербурге Слайд 6 Памятник Габдулле Тукаю в Москве Слайд 7 “Вовеки нельзя нашу дружбу развить...” Слайд 8 Результаты социологического опроса ТОМСК 2012 |
Тема реферата: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить…» Класс, образовательное учреждение: 3 класс, мбоу "ншдс №71" г. Нижнекамск Республики Татарстан | Реферат по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как... Почти столетний путь театра, по существу, является сконцентрированным отображением всей татарской театральной культуры. За эти годы... | ||
Татарская «лагерная проза» во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика Специальность 10. 01. 02 – литература народов Российской Федерации (татарская литература) | Реферат по дисциплине «Экономическая Информатика» на тему «Технологии... Тем не менее, мы даже не имеем представления о том, с чего все начиналось и насколько данное направление облегчило нашу жизнь. В... | ||
Краткое содержание проекта Одной из главных целей изучения предмета... Одной из главных целей изучения предмета «татарский язык и татарская литература» на ступени общего образования является развитие... | Реферат по дисциплине «Английский язык и литература» на тему «Лимерик... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя обшеобразовательная школа №1 Г. Юрьев-польского» | ||
Реферат по дисциплине «Изобразительное искусство» на тему: «Как нарисовать динозавра» «Земля далеких лет» и мне захотелось нарисовать одного из героев. А возможно научиться рисовать человеку «неодаренному»? Я решила... | Реферат Образы средневековья в западной культуре Средневековье всего лишь миф и его нельзя выделять в отдельную эпоху. Этому так же способствует большой период тёмных веков. Но,... | ||
Реферат по экологии на тему: Химизация сельского хозяйства Проверил: кандидат т н. Воробьев В. С ... | Реферат по теоретическим основам информатики На тему: Проблема информации в современной науке Хотя автор в ряде других работ исследовал понятие информации, причем предполагалось, что может быть создана единая концепция информации.... | ||
Реферата: I. Процесс работы лучше разбить на следующие этапы Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России — гостов | Реферат на тему: «Зачем нужно читать книги?» Ведь не для этого развивались наши предки, чтобы мы потом опять превратились в обезьян. Этого ни в коем случае нельзя допускать.... | ||
Реферат по биологии на тему: Вирусы Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным,... | Реферат на тему: «Молодежь и курение» В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно... | ||
Реферат на тему: «Молодежь и курение. О вреде табакокурения.» В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно... | Реферат по дисциплине «Политология» на тему «Демократия в России: за и против» |