Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе





НазваниеРеферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе
страница1/7
Дата публикации19.12.2014
Размер0.79 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7


Департамент образования

Администрации Ярославской области

Реферат

Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Учителя английского языка

МОУ СОШ № 80 с углублённым изучением английского языка
Климовой Екатерины Андреевны

Ярославль, 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы вопроса……………………………………..8

1. Сущность нестандартных уроков………………………………………..8

2. Психолого-мотивационный аспект нестандартных уроков…………9
Глава II. Разнообразие форм и видов нестандартных уроков…………...11

  1. Формы и виды нестандартных уроков……………………………….11

  2. Описание некоторых видов нестандартных уроков………………..13

2.1 Ролевая игра……………………………………………………………...13

2.2 Заседание школьного совета…………………………………………...16

2.3 Заседание учёного совета……………………………………………....17

2.4 Заседание парламента………………………………………………….18

2.5 Суд…………………………………………………………………………18

2.6 Пресс-конференция. Интервью. Телемост…………………………..19

2.7 Путешествие……………………………………………………………20

2.8 КВН. Конкурс. Викторина. Концерт ………………………………...21

2.9 Литературная прогулка. Литературная гостиная…………………22

2.10 Дискуссия………………………………………………………………..23

2.11 «Круглый стол»………………………………………………………...24

2.12 Радиопередача………………………………………………………….25

2.13 Телепередача……………………………………………………………26

2.14 Проект…………………………………………………………………..28
Глава III. Практические разработки некоторых видов нестандартных уроков……………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………...59
Список литературы…………………………………………………………….61
Примечания……………………………………………………………………..63

Введение
Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодого поколения, в формировании личности ребёнка.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных перед школой задач.

В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников.

Использование нестандартных форм урока влияет на развитие познавательного интереса к стране изучаемого языка, его культуре, традициям; вызывает потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, способствует формированию более прочных речевых умений и навыков, тем самым помогает более эффективному решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Тема использования нестандартных форм урока звучит особенно актуально в современных условиях. Отмечается снижение познавательного интереса учеников к процессу обучения, а изучение иностранного языка как обязательного учебного предмета общеобразовательной школы вызывает особые сложности. Именно проведение нестандартных уроков (с элементами занимательности) позволяет более легко, незаметно для школьника, преодолевать языковые преграды.

Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе.

Задачи работы:

1. Показать основные черты нестандартных уроков.

2. Показать психолого- мотивационный аспект нестандартных уроков.

3. Описать различные виды нестандартных уроков, наиболее типичных для общеобразовательных школ.
Анализ отечественных источников по теме.

Объективное развитие методической науки неизбежно приводит к поиску более эффективных методов и приёмов обучения, новых форм организации учебного процесса.

С 1960 –х годов в нашей стране в новые учебные комплексы по иностранным языкам начинает внедряться коммуникативная направленность, всё чаще методисты начинают задумываться об оптимизации процесса обучения английскому посредством включения в него нестандартных форм урока.

Разработка этих проблем в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним в нашей стране прежде всего нужно отнести Институт русского языка им. А.С. Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, А.Н. Щукин, М.Н. Вятютнев), представителей метода активизации резервных возможностей личности (Г.А. Китайгородская), методистов и психологов (Э.П. Шубин, П.Б. Гурвич, И.Л. Бим, Г.В. Рогова, В.Л. Скалкин, И.А. Зимняя и др.).

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла Липецкая методическая школа (Е.И. Пассов и др.).

При всём различии методологий и технологий обучения все эти учёные внесли в теорию и практику методики много ценного. Подход каждого учёного, несомненно, своеобразен и имеет право на дальнейшее развитие.

Непосредственно разработкой нестандартных форм урока и методических и практических рекомендаций к ним в России занимались Е.И. Пассов, О.И. Медведева, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, Э.Л. Носенко, Л.П. Малишевская, В.И. Кунин, С.С. Соловей, И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова,

А.Л. Димент. Целью создания таких разработок была оказать учителям помощь в работе и повысить их методическую квалификацию. Многие из этих работ построены таким образом, что в первой части излагаются теоретические вопросы обучения иностранному языку. Во второй части содержатся практические разработки нетрадиционных уроков и рекомендации по реализации коммуникативного метода в процессе обучения иноязычному говорению.

Некоторые работы, например, О.И. Медведевой «Творчество учителя» содержат обобщённый опыт работы учителей английского языка общеобразовательных школ города Москвы.

Работа А.Л. Димент «Тематические вечера на английском языке» представляет интерес с точки зрения подготовки к проведению внеклассных мероприятий, так как содержит их сценарии. В эти сценарии входят стихотворения, пьесы, песни, игры, загадки, скороговорки, которые могут быть использованы и при проведении нестандартных уроков. Формы внеклассной работы могут быть легко перенесены в урок.

Нельзя не упомянуть и о работах М.И. Дубровина, который предлагает проводить нетрадиционные уроки английского языка с использованием учебного кино и диафильмов, что повышает интерес к процессу обучения, а следовательно, делает его более эффективным.

Э.Л. Носенко в своей книге «ЭВМ в обучении иностранному языку» предлагает использовать компьютер на уроках английского. Она анализирует различные методические подходы к программированию учебного материала для уроков иностранного языка. В современном мире, когда компьютерные технологии находятся на высоком уровне, и когда практически все дети с раннего детства становятся пользователями ПК, предложение Э.Л. Носенко особенно актуально, но нужно учитывать, что ни одна даже самая умная машина, не сможет заменить живого общения. Поэтому такую форму проведения урока необходимо использовать, когда это действительно оправдано.

Сейчас в отечественной методике преподавания английского языка наблюдается всё больший переход от теории к практике. Вероятно, это объясняется тем, что нового в теории немного, и поэтому методисты подтверждают теоретические положения практическими разработками.

Таковы основные работы по теме отечественных методистов.
Анализ зарубежных источников по теме
Английские методисты подходят к проблеме нестандартных уроков в основном с практической стороны. Их разработки более просты в изложении.

К. Ливингстоун, В.Т. Литлвуд, Р.Б. Кэтл, Р.Линтон посвятили многие свои работы ролевым играм в изучении иностранных языков. Между ними нет полного единства в классификации ролевых игр. Их мнения расходятся даже относительно термина «ролевая игра». Что уж говорить о единстве в методике их проведения.

«Примеры ролевых игр в отдельных пособиях свидетельствуют о весьма примитивном понимании некоторыми из этих авторов сущности ролевой игры и её роли в ученом процессе»1.

Особое внимание хотелось бы обратить на работу К. Ливингстоуна. В своей книге «Role Play in Language Learning» он излагает практические рекомендации преподавателям по подготовке и проведению ролевых игр при обучении английскому языку. Пособие снабжено описанием ряда ролевых игр для всех этапов обучения.

Небольшая по объёму книга К. Ливингстоуна свидетельствует о том, что её автор является убеждённым сторонником ролевых игр и умелым пропагандистом своих идей.

Несомненным достоинством книги является её ярко выраженная практическая направленность, о чём свидетельствует соотношение между теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями, большое количество иллюстраций, а также дифференцированный подход к описанию игр различного назначения.

Не менее интересной работой по теме является книга профессоров Кембриджского университета Э. Мэйли и Э. Дафф «Drama Techniques in Language Learning». В драматизации - элементах театрального действия, о которых идёт речь в книге, авторы видят эффективное средство усвоения изучаемого языка. При этом в обучение вносятся элементы естественности и непредсказуемости, которые обычно сопровождают реальные ситуации общения.

Нельзя не остановиться и на работах немецких методистов: J-C. Schwerdtfeger, N. Gutschow, T.L. Wullen, Eaber, H.P. Dreitzel. Они уделяют особое внимание развитию аудирования и говорения на материале так называемых ролевых диалогов – интервью, дискуссий, критической оценке прослушанного и прочитанного.

В исследованиях немецких методистов приводятся данные опроса большого числа школьников и преподавателей на предмет оценки практической пользы проведения нестандартных уроков.

Таковы основные работы по теме: «Использование нестандартных форм урока при обучении иностранному языку». Мы видим, что эта проблема достаточно хорошо разработана и изучена как отечественными, так и зарубежными методистами. Необходимо отметить, что в отечественных работах основной упор делается на теоретический аспект, а вот практический подход к решению данного вопроса осуществляют в большей мере зарубежные специалисты. Таким образом, использование этих источников в комплексе, даёт наиболее полное представление о проблеме.

Проанализировав также современные учебники английского языка, мы приходим к выводу, что их содержание позволяет проводить уроки в нетрадиционной форме. Но несомненно, успех урока будет во многом зависеть от способности учителя творчески подходить к составлению сценария урока. Урок получится интересным, познавательным и запоминающимся, если учитель сможет вложить в него не только свои знания, но и частичку своей души.

Глава I. Теоретические основы вопроса

1. Сущность нестандартных уроков
Известно, что каждый урок и каждый из его элементов имеют свой содержательный, методический, психолого-педагогический (эмоциональный) аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приёмов, которые в значительной мере связаны с аспектом психолого-педагогическим (эмоциональным).

Сделать интересным, занимательным и личностно значимым для ребёнка любой языковой материал помогают нетрадиционные формы урока. Попробуем выяснить, что же из себя представляют нестандартные уроки, в чём их сущность, и чем они отличаются от традиционных.

Проанализировав литературу по теме и некоторые методические разработки уроков, мы пришли к выводу, что

нестандартный урок – это урок, отличающийся:

1) сюжетом (чаще всего объединены единым сценарием);

2) построением (все этапы нестандартного урока должны быть взаимосвязаны);

3) подачей материала;

4) применением нестандартных средств обучения;

5) распределением ролей;

6) взаимодействием участников процесса.

Основные характеристики нестандартных уроков иностранного языка в современных условиях:

  • Комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие).

  • Коммуникативная направленность процесса обучения.

  • Наличие мотивации изучения иностранного языка.

  • Выбор оптимальных для данного класса приёмов и методов обучения.

  • Использование таких нетрадиционных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком.

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнёрства между учителем и учащимися и учениками друг с другом.

  • Наличие и использование различных средств обучения, в том числе и технических.

Цели использования нетрадиционных форм урока:

Основная цель – повышение качества обучения, эффективности урока.

Задачи:

1. Развитие мыслительной активности.

2. Повышение коммуникативной направленности.

3. Развитие самостоятельности учеников.

4. Развитие творческой инициативы.

5. Усиление мотивации изучения английского языка.

6. Обеспечение связи учебного материала с жизненными ситуациями.
2. Психолого- мотивационный аспект нетрадиционных уроков

Деля все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические и индивидуально- психологические, важнейшим среди общепсихологических факторов исследователи считают мотивацию, которая определяется как «система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности»2.

Проблема мотивации в последнее время всё больше и больше привлекает внимание методистов по иностранному языку. Тем не менее в применении к изучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе проблема мотивации ещё далека от решения. Показателем нерешённости этой проблемы может быть хотя бы тот факт, что у большинства опрошенных старшеклассников (69%) интерес к занятию иностранным языком отсутствовал3.

Известно, что положительные эмоции, повышая восприимчивость анализаторов и возбудимость нервных центров в коре головного мозга, оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. Однако проблема эмоционального сопровождения процесса усвоения иностранного языка, эмоциональной привлекательности занятий иностранным языком стоит особенно остро, выделяя этот предмет из всех других учебных дисциплин школьного цикла. «Преподаватель иностранного языка, больше чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности» 4.

Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные эмоциональные реакции в устойчивую склонность. Постоянное использование одного лишь учебника, одних и тех же типов упражнений, так или иначе связанных с учебником, первоначально воспринимавшихся как новый вид учебной деятельности, ослабляет положительные эмоции, а часто и упраздняет их. В результате однообразно поступающей информации и однотипных упражнений учащиеся из активных участников учебного процесса становятся пассивными созерцателями его. Таким образом, «делая уроки английского увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень»5.

Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний. Часто учащиеся своё отрицательное отношение к изучению английского языка объясняют тем, что не видят в нём практической ценности. Можно считать доказанным, что процесс формирования интереса определяется рядом объективных и субъективных факторов, к числу которых относятся авторитет учителя и практическое использование полученных знаний6. Действительно, одним из основных факторов, способствующих формированию интереса к изучению иностранного языка в средней школе является, как ни в какой другой дисциплине, личность и авторитет учителя, его умение интересно преподать предмет.

Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Г.В. Рогова справедливо замечает:

«Дети на начальном этапе обучения не могут осознать необходимость знания иностранного языка. Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание английского для любого образованного человека, но и стимулировать желание изучать язык… Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации» 7.

Именно проведение уроков нестандартной формы помогает решить проблему мотивации. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали максимум удовольствия от работы на таких уроках.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconРеферат На тему: Использование современных методов сюжетных и ролевых...
Коммуникативный подход – современная методика обучения иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconОб обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики
Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности...
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе icon«Проектная методика одна из активных форм обучения английскому языку»
Современные подходы к использованию метода проектов в обучении 8 школьников иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconМетодическая разработка урока по фильму «Чумовая пятница»
Использование кинофильмов при обучении иностранному языку имеет отличительную черту органическое и методически обоснованное соединение...
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconТесты по страноведению Заключительное слово. Тестовый контроль в...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconОкружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных...
Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconI. Теоретические аспекты проблемы использования регионального компонента...
Анализ литературы по проблеме использования регионального компонента в обучении иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconВ профессиональном училище
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconПеречень кпв и фтд на 2014-2015 учебный год Курсы по выбору
Использование дидактического раздаточного материала в обучении иностранному языку на начальном этапе
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconРеферат Лингвострановедческие аспекты в обучении иностранному языку
...
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconИспользование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в средней школе
Обучение языку с самого начала должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconТема урока: Повторение. Фонетика. Цели
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотивация изучения русского языка обучающихся I ступени через использование нетрадиционных форм урока
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе iconТема моего проекта соответствует теме моего самообразования: «Повышение...
Педагогический проект учителя английского языка мкоу баганской сош №1 Морозовой О. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск