Маме Карлсона





Скачать 106.39 Kb.
НазваниеМаме Карлсона
Дата публикации24.12.2014
Размер106.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Сказка – это маленькая жизнь…»

Класс: 5

  • Цель: развивать устойчивый интерес к творчеству писателей-сказочников, мотивацию к чтению, умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях;

  • расширять кругозор детей, пополнять словарный запас;

  • воспитывать у учащихся любовь к чтению.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

2. Слово учителя.

Жил-был на свете колдун. А может, царь. Или дед да баба. Да многие жили-были ­можно и не продолжать, всем сразу ясно: сказки все это. А что сказка, то не быль. К повседневности отношения никакого. Хотя ... Почему ж тогда сказки всю жизнь преследуют нас по пятам? Сказка – целиком создание народного воображения. Её материал – вполне реальная действительность. Вы прочитали сказку Вильгельма Гауфа «Маленький Мук».

Конец 2012 года весь в «сказочных» датах:

200 лет первому сборнику сказок братьев Гримм. 175 лет - андерсеновскому «Новому платью короля». 105 лет «маме Карлсона» Астрид Линдгрен. 345 лет «папе Гулливера» Джонатану Свифту. 210 лет автору «Маленького Мука» Вильгельму Гауфу.

Вот сколько поводов - читать, умиляться.

- Давайте проверим, как вы знаете сказки (раздаются задания). (Учащиеся выполняют задания в тетрадях по литературе).

Назовите авторов сказок

Название сказки

Автор

«Дюймовочка»




«Новый наряд короля»




«Красная шапочка»




«Карлик Нос»




«Стойкий оловянный солдатик.»




«Золушка»




«Малыш и Карлсон»




Белоснежка и семь гномов»




«Холодное сердце»




«Бременские музыканты»




(Учащиеся выполняют задания в тетрадях по литературе).

- В начале нашего урока прослушаем сообщение о сказочнике Вильгельме Гауфе.

Сообщение ученика.

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльзаэссер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.

В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-Аист» и другие, сразу приобревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В. Г. Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений. Ну а роман «Человек с Луны» был написан, как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена (Heinrich Clauren).

Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобретает огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим. Незадолго до его кончины, 10 ноября у него рождается вторая дочь, а 18 ноября 1827 года он умирает от брюшного тифа.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.

В Байрсброне находится «Музей сказок Вильгельма Гауфа» (нем. Hauffs Märchenmuseum).

- Работа по учебнику ( Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения).Вопросы и задания на стр.169-170.

1) Понравился ли вам герой сказки «Маленький Мук»? Почему его несчастья вызывают сочувствие у читателей?

2)Какие эпизоды и герои сказки вам показались смешными, какие – грустными?

3) По каким деталям текста можно заключить, что действие происходит на арабском Востоке? Словарная работа:

  • Чалма – мужской головной убор

  • Шаровары – широкие шаровары на резинках внизу

  • Почтенный – заслуживающий уважения

  • Скороход – тот, кто очень быстро ходит, бегает

  • Гонец – человек, посланный куда-либо со срочным известием

  • Казначей – хранитель денег и драгоценностей

  • Винные ягоды – плоды фигового дерева; инжир

  • 4) Является ли «Маленький Мук» только волшебной сказкой или же текст содержит и описание реальных отношений между людьми? (ответы учащихся по истории о том, как Мук за деньги хотел задобрить придворных). В.Гауф написал свою сказку для детей. Сказка имеет интересный сюжет. Имеет большое воспитательное значение. Она учит гуманному отношению к людям, особенно некрасивым, беспомощным и одиноким, её содержание показывает, как полезно доброе отношение к самым обиженным существам (главный герой любил забитую и несчастную собачонку, и она потом чудесным образом ему помогла).

5)В чём проявилось коварство приближённых короля по отношению к Муку?

6) За что был наказан король? Подумайте о нравственной стороне поступка Мука, когда он так жестоко наказал короля. А ведь король помог Маленькому Муку, когда ему было плохо. Король принял его на службу, сделал главным скороходом.

- Проведем физкультминутку.

Маленький Мук на опушке проснулся,

Вытянул руки и потянулся.

Вперед наклонился, назад наклонился,

Поднялся на цыпочки и опустился.

Присел, подпрыгнул, покрутился,

А дальше снова в путь пустился.
- Работа с кроссвордом.
Приключения маленького Мука

(по сказке В. Гауфа «Маленький Мук»)











1

 

 

 

 



















2

 

 

 

 

 

























3

 

 

 

 




























4

 

 

 

 

























5

 

 

 

 




























6

 

 

 

 

























7

 

 

 

 

 

 

 

 










8

 

 

 

 

 















По горизонтали.

1. Кто жил в доме госпожи Ахавзи, которой служил Маленький Мук: белки, кошки, дятлы.

2. Оружие Маленького Мука: дротик, кинжал, рапира.

3. Настоящее имя Маленького Мука: Архаз, Ахмед, Мукра.

4. Уши короля стали ослиными, когда он съел волшебные: грибы, орехи, ягоды.

5. Один из недругов Маленького Мука: бегун, маляр, повар.

6. Головной убор Маленького Мука: кепка, чалма, шляпа.

7. Волшебный предмет, который Маленький Мук забрал у госпожи Ахавзи: наперсток, полотенце, тросточка.

8. То, что разбил Маленький Мук в доме госпожи Ахавзи: горшок, кувшин, крышка.
В выделенных клетках по вертикали.

Часть одежды Маленького Мука.
Ответы: 1. Кошки. 2. Кинжал. 3. Мукра. 4. Ягоды. 5. Повар. 6. Чалма. 7. тросточка. 8. Крышка.

По вертикали: Шаровары.
- Слово учителя.

Как мы уже отметили, сказка – создание народного воображения. Её материал – вполне реальная действительность. Расскажите о реальных историях, о которых вы узнали из Интернета и других СМИ.
- Рассказ о паралимпийских играх (материалы из Интернета).
- Рассказ подготовленного ученика о Нике Вуйчиче (ayurvedaplus.ruarticles/29849/254288/)
Николас Вуйчич появился на свет в австралийском Мельбурне в семье сербских эмигрантов. Мать – медсестра. Отец – пастор. Весь приход причитал: «Почему Господь допустил такое?»
В первое время мать не могла заставить себя взять сына на руки, не могла кормить его грудью. «Я не представляла, как заберу ребенка домой, что с ним делать, как о нем заботиться, — вспоминает Душка Вуйвич. – Я не знала, к кому обращаться с моими вопросами. Даже доктора были в растерянности. Только через четыре месяца я стала приходить в себя. Мы с мужем стали решать проблемы, не заглядывая далеко вперед. Одну за другой».
У Ника есть подобие стопы вместо левой ноги. Благодаря этому мальчик научился ходить, плавать, кататься на скейте, играть на компьютере и писать. Родители добились, чтобы сына взяли в обычную школу. Ник стал первым ребенком-инвалидом в обычной австралийской школе.
В пятнадцать лет Ник открыл Евангелие и прочитал притчу о слепом. Ученики спросили Христа, почему этот человек слеп. Христос ответил: «Чтобы на нем явились дела Божии». Ник говорит, что в этот момент он перестал злиться на Бога.
«Тогда я осознал, я – не просто человек без рук и ног. Я – творение Божие. Бог знает, что и для чего Он делает. И не важно, что думают люди, – говорит Ник теперь. — Бог не отвечал на мои молитвы. Значит, Он больше хочет изменить мое сердце, чем обстоятельства моей жизни. Наверное, даже если бы вдруг у меня появились руки и ноги, это не успокоило бы меня так. Руки и ноги сами по себе».
В девятнадцать лет Ник изучал финансовое планирование в университете. Однажды ему предложили выступить перед студентами. На речь отвели семь минут. Уже через три минуты девушки в зале плакали. Одна из них никак не могла прекратить рыдания, она подняла руку и спросила: «Можно мне подняться на сцену и вас обнять?» Девушка подошла к Нику и стала плакать у него на плече. Она сказала: «Никто никогда не говорил мне, что любит меня, никто никогда не говорил мне, что я красивая такая, какая есть. Моя жизнь изменилась сегодня».
Десять месяцев в году он в пути, два месяца дома. Он объездил больше двух десятков стран, его слышали больше трех миллионов людей — в школах, домах престарелых, тюрьмах. Бывает, Ник говорит на стадионах-многотысячниках. Он выступает около 250 раз в год. В неделю Ник получает около трех сотен предложений о новых выступлениях. Он стал профессиональным оратором.

«В жизни случается, что вы падаете, и, кажется, подняться нет сил. Вы задумываетесь тогда, есть ли у вас надежда… У меня нет ни рук, ни ног! Кажется, попробуй я хоть сто раз подняться – у меня не получится. Но после очередного поражения я не оставляю надежды. Я буду пробовать раз за разом. Я хочу, чтобы вы знали, неудача – это не конец. Главное – то, как вы финишируете. Вы собираетесь финишировать сильными? Тогда вы найдете в себе силы подняться…»
Сколько бы людей поверили, если бы меня показали по телевизору и сказали: «Этот парень молился Господу и у него появились руки и ноги»? Но, когда люди видят меня таким, какой я есть, они недоумевают: «Как ты можешь улыбаться?» Для них это – зримое  чудо. Мне нужны мои испытания, чтобы я понимал, насколько зависим от Бога. Другим людям нужно мое свидетельство, что «сила Божия в немощи совершается». Они смотрят в глаза человека без рук и без ног и видят в них мир, радость — то, к чему каждый стремится».
- Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение «Чему учит сказка Гауфа «Маленький Мук»?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маме Карлсона icon«контрольная закупка» (Меню для Карлсона)
По данным школьного мониторинга здоровья у учащихся в моём классе второе место среди приобретенных заболеваний, после заболеваний...
Маме Карлсона iconКонспект комплексного занятия к празднику День Матери в подготовительной...
Календарно-тематическое планирование по основным направлениям воспитательной работы
Маме Карлсона icon"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее"
Ив. Пенькина “Корабль-туча”, лист ватмана, фломастеры, разноцветные заготовки, клей, двойные листы
Маме Карлсона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме
Маме Карлсона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация «Самой лучшей маме – в самый лучший день» (конкурс поздравительных открыток)
Маме Карлсона iconТригонометрия
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: беседа о предстоящем празднике 8марта, «что мы можем подарить маме?»
Маме Карлсона iconДень матери в 3 классе. Провела учитель начальных классов: Гаврилова Н. П.
Цель: воспитание у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку маме
Маме Карлсона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: развитие творческих и актерских способностей детей, воспитание любви и чувства благодарности к маме
Маме Карлсона iconГеннадий белимов
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconПодготовка к аттестации
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconПоложение о конкурсе
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconДружелюбное программирование
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconДж. Г. Беннетт Драматическая Вселенная
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconИрина Грекова Маленький Гарусов
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...
Маме Карлсона iconМарк Леви Первая ночь
Посвящается моей маме Маховской Антонине Федоровне, талант и сердце которой были отданы детям сиротам школы интерната №2 г. Светловодска...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск