Скачать 139.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Новейшая зарубежная литература и журналистика США Направление подготовки ВПО 031300 ЖУРНАЛИСТИКА Профиль подготовки ЖУРНАЛИСТИКА Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300 – «Журналистика». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате освоения курсов: История зарубежной литературы, Основы теории литературы, История отечественной литературы, Иностранный язык, Основы отечественной художественной культуры. Данная дисциплина предшествует дисциплинам Новейшая зарубежная литература и журналистика стран Европы/США, История зарубежной журналистики, Современный общественно-литературный процесс стран Европы, История театра, История кино, История литературной критики. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): Общекультурные: дисциплина способствует уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий (ОК-1); пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2); развитию способности понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностные философские проблемы (ОК-3); формированию культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-4); пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения современной цивилизации (ОК-5); развивает уважение к человеческой личности, толерантность к другим культурам (ОК-6); способность расширять кругозор, обновлять знания, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8). Профессиональные: понимание социальной роли и общественной миссии журналиста и журналистики в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1); понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2); знание основных этапов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для современных СМИ (ПК-6); базовые знания в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10); понимание смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные этапы и факты (произведения, направления, методы) истории литературы США XX в. •Уметь: применять полученные знания для интерпретации текстов, для обеспечения качества процессов коммуникации, а также в процессе создания собственного продукта для размещения в СМИ. •Владеть: навыками создания рецензий на литературно-художественные, критические и кинематографические произведения. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекция 1. Периодизация и национальное своеобразие литературного процесса в США в ХХ в. Изменение места США в мире на протяжении ХХ века: от изоляционистской державы к триумфатору в Холодной войне. Глобализм и экспансия американизма. Принципы периодизации. Споры о национальном характере американской литературы и становление американистики от В.Л.Паррингтона до Р.Джайлса. Роль «Демократии в Америке» А.де Токвиля. Американская Мечта. Основополагающие мифы американской культуры: с религиозными истоками (мессианство), с исторической базой (фронтир, Дикий Запад). Соотношение литературы и кинематографа в США на протяжении ХХ века. Американский национальный характер и роль литературы и кино в создании стереотипов. Лекция 2. Двадцатые годы в литературе США. Творчество Шервуда Андерсона. Социально-политические перемены в США после 1918 г. и отображение их в литературе. Общая характеристика «джазового десятилетия». Гарлемский Ренессанс. Становление искусства кино и его взаимоотношения с литературой. Роль натуралистической традиции. «Американская трагедия» Драйзера. Новаторство Шервуда Андерсона в сборнике «Уайнсбург, Огайо». Лекция 3. Творчество Хемингуэя. Творческий путь Хемингуэя. «Потерянное поколение». Хемингуэй и трнасатлантический модернизм. Анализ основных произведений писателя. Анализ поэтики прозы Хемингуэя. Хемингуэй и американская маскулинность. Прижизненнаяи посмертная рецепция творчества Хемингуэя. Лекция 4. Творчество Ф.С.Фицджеральда. Творческий путь Фицджеральда. Богатые и бедные в творчестве писателя. Фицджеральд-новеллист. «Великий Гэтсби» как классический роман об Американской мечте. Повествовательная структура, эпистемология в романе. Система образов. Многозначность образа Гэтсби. Авторская позиция и поэтика романа. Творчество Фицджеральда 1930-х гг. «Ночь нежна», «Последний магнат», автобиография «Крах». Лекция 5. «Южная школа» американской литературы и творчество У.Фолкнера. Понятие «Южной школы»: история, содержание, основные представители. У. Фолкнер – глава «Южной школы». Биография и литературные влияния; концепция мира и человека у Фолкнера. Фолкнеровская концепция истории. Общая характеристика «йокнапатофской саги», принципы ее внутреннего построения в связи с особенностями творческого процесса Фолкнера. Стиль Фолкнера. Анализ «Шума и ярости» как высшего достижения американского модернизма. Short story в творчестве Фолкнера. «Роза для Эмили», «Поджигатель», «Медведь». Феномен «Святилища». Трилогия о Сноупсах. Лекция 6. Американская литература середины ХХ века. Творчество Джона Стейнбека Тридцатые годы как «красное десятилетие» литературы США. Формы протеста в американской литературе. Творчество Генри Миллера. Творческий путь Стейнбека. «Западная школа» американской литературы. «Гроздья гнева»: место романа в литературе социального протеста. Послевоенное творчество Стейнбека. «К востоку от рая», «Зима тревоги нашей» и американская действительность середины века. Философско-нравственная проблематика романов. Лекция 7. «Южная школа» во второй половине ХХ века и движение борьбы за права. Х.Ли. Борьба афроамериканского меньшинства за гражданские права в 1950-х-80-х гг., основные этапы, формы и личности. Последствия для американского общества в целом. Вклад «южной школы» в ту борьбу. Расовая проблематика в произведениях южной школы. Творческий путь Харпер Ли. «Убить пересмешника» и традиция «южной школы». Система образов, конфликт, особенности повествования в романе. Образ ребенка в романе. Лекция 8. Литература США в эпоху «потребительского общества». Сэлинджер. Понятие «потребительского общества» в ряду прочих социологических терминов, описывающих США во второй половине ХХ века. Идеология и практика потребительства. Литература США о «среднем классе», «сабурбии». Чивер, Апдайк. Дж.Д.Сэлинджер и проблема границ антибуржуазности. Творческий путь, идеологическая база творчества, роль буддизма. «9 рассказов» и цикл о Глассах. Анализ романа «Над пропастью во ржи» - основные критические интерпретации. Лекция 9. Зарождение постмодернизма в литературе США 1950-х гг. Набоков. Мейнстримовская литература в США и эксперимент. Европейские корни американского постомодернизма. Американский период в жизни и творчестве Владимира Набокова. Общая характеристика американских романов Набокова от «Пнин» до «Ады, или радостей страсти». «Лолита» и возникновение американского постмодернизма. Повествовательная структура, сюжет и композиция. Черты поэтики постмодернизма. Символические смыслы романа. Образ США в романе. Лекция 10. Возникновение документального романа в литературе США. Творчество Т.Капоте. Шестидесятые годы – последнее десятилетие протестных настроений в США. Культура битников и хиппи. Гинзбург и Керуак, Берроуз и Джон Барт. К. Воннегут. Реакция на абсурдизм и экспериментаторство – возникновение документального роман. Творческий путь Капоте. Своеобразие лирических произведений Капоте. История создания романа «Обыкновенное убийство». Спектр поставленных в нем проблем, авторская позиция. Образы убийц в романе. Реакция американского общественного мнения на публикацию романа. Лекция 11. Мультикультурализм в литературе США. Этническое разнообразие США и проблема «обретения культурного голоса» этническими меньшинствами. Понятие «мультикультурализм» и дух американской демократии. Регионализм vs мультикультурализм в литературе и проблема языка описания. Исторический очерк «черной литературы» в США и ее основные представители. Р.Райт, Малькольм Икс, Тони Моррисон, Э. Уокер. Американская еврейская литература, Зингер, Беллоу. Литература коренного населения. Азиатская американская литература. Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Основная проблематика, конфликт, образ Макмерфи. Индеец Швабра в романе. Лекция 12, 13. Место и значение массовой литературы в США. Оценочность термина «массовая литература» и его корректное употребление. Термин Дж.Кавелти «Формульная литература» и границы его употребления. Соотношение между массовой/формульной и высокой литературой: динамика на протяжении ХХ века. Дискуссия по поводу выделения основных жанров массовой литературы: 3? 6? Жанровые разновидности внутри основных жанров и их историческая динамика. Маскулинность американской литературы через историю американского криминального романа ХХ века, от крутого детектива до романа о серийном убийце. Жанровые формулы и социологические корни их трансформаций. От Хэммета и Чандлера к Томасу Харрису и Брету Истону Эллису. Анализ «Американского психопата»: при каких условиях формулы массовой литературы перестают работать. Лекция 14. «Новый журнализм» в литературе США. Том Вулф. Развитие документальных тенденций в литературе США 70-80х годов. Манифесты «нового журнализма» Тома Вулфа. Творческий путь Вулфа. «Костры амбиций» как хроника крушения яппи. Роль прессы в романе, образы журналистов. Репортажный стиль романа. Лекция 15. Общая характеристика американского постмодернизма. Теория постмодернизма в США. Практика постмодернизма. «Уловка-22» Хеллера. «Бойня № 5» Воннегута. Томас Пинчон. «Выкрикивается лот 49», «Радуга земного притяжения». Бартельм, Де Лилло. «Infinite Jest» Дэвида Фостера Уоллеса. Лекция 16. Творчество Дж.С.Фоера. «Политкорректность» и постмодернизм. Холокост, война против террора, экология как темы постмодернистской литературы. Творчекий путь Дж.С.Фоера. Холокост в романе «Полная иллюминация»; 9/11 в романе «Жутко громко и запредельно близко»; проблематика публицистической книги «Eating Animals». Фоер как literary celebrity и изменение культурной роли писателя в сегодняшних США. 5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, эссе в жанре рецензии. Рекомендуется использование интерактивной формы лекции-беседы в сочетании с коммуникативно-профессиональным тренингом – групповым анализом художественного текста. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. По разделу 1 Темы рефератов и эссе Рецензии на экранизации произведений из списка художественной литературы:
Рефераты:
Вопросы к экзамену
Художественные тексты
а) Основная литература
б) Дополнительная литература
21. Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Содержание дисциплины представлено в сети Интернет на сайте кафедры. Кроме того, рекомендуются следующие электронные ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс и оргтехника для самостоятельной работы, интерактивная доска для использования в ходе лекций. При освоении курса Истории зарубежной литературы используются ресурсы Зональной научной библиотеки СГУ, электронных библиотек. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению ВПО 031000 – «Филология» и профилю подготовки «Отечественная Филология». Автор______________________ зав. кафедрой зарубежной литературы и журналистики И.В.Кабанова Программа одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики от 15.11.2010 года, протокол № 4. Зав. кафедрой__________________________________________И.В.Кабанова Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |