Скачать 0.8 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка» Рассмотрено Согласовано Утверждаю. на заседании с зам.директора по УМР Директор МОУ кафедры русского ____________(Гребенщикова Н.Н.) «Гимназияг.Троицка» языка и литературы «___»____________ 2013 г. __________ (Гурова В.Я.) __________(Камышинцева Е.А.) «___»__________2013 г. «___»____________2013 г. Рабочая программа учебного курса «Литература» 5 – 8 классы Составители: руководитель русского языка и литературы Камышинцева Е.А. (программа и тематическое планирование уроков в 8 классе); Самохвалова Т.В. (пояснительная записка; программа и тематическое планирование уроков в 10 - 11 классах); Зотова В.В. (программа и тематическое планирование уроков в 7 классе); Сехина Л.Я. (программа и тематическое планирование уроков в 9 классе); Шрамко Е.В. (программа и тематическое планирование уроков в 5–6 классах). Г. МОСКВА, Г. ТРОИЦК 2013 – 2014 учебный год Введение Рабочая программа по литературе для 5–8 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 5 марта 2004 г.) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 г.);
Рабочая программа по литературе для 9–11 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 5 марта 2004 г.) и Федеральному базисному плану (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 г.);
Предметную линию учебников под редакцией В.Я. Коровиной в Программе Гимназии по литературе сменяют учебники литературы для 9 – 11 классов другого авторского коллектива (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев), выпущенные издательством «Русское слово». Известные ученые в области истории литературы и методики ее преподавания в школе, авторы учебников предлагают традиционное «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах. Так историко-литературный курс 9 класса охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX – XX вв. При этом в программе 9 класса заложено расширенное изучение литературы первой половины XIX века. Выбор учебников по литературе для 9,10 и 11 классов упомянутых выше авторов обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным лишь условно: обязательность полного среднего образования предусматривает продолжение обучения если не в школе, то в среднем специальном учебном заведении. Предполагается, что учащиеся, следуя хронологии литературного процесса, продолжат изучение литературы второй половины XIX века в 10 классе, а литературы XX века – в одиннадцатом. Рабочая программа включает следующие разделы: «Пояснительную записку», в которой представлены цели обучения литературе; «Содержание курса» каждого года обучения; «Календарно-тематическое планирование» с определением основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся основной (средней) школы соответствующего года обучения; «Список технических средств в кабинете литературы». В «Пояснительной записке» дается общая характеристика литературы как учебного предмета, раскрываются цели изучения курса литературы в 5–8 и 9–11 классах и определен круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых в результате освоения обучаемыми программы по литературе; перечислены виды учебной деятельности, используемых в процессе обучения; определено место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане. Разделы «Содержание курса…» включают перечень изучаемого содержания в том или ином классе; в конце каждого раздела обозначены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс данного класса. В разделах «Календарно-тематическое планирование» каждого года обучения представлено тематическое планирование с перечнем тем курса и числом учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикой основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника. В формировании его миропонимания и национального самосознания. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения. Овладения богатейшими выразительными средствами языка. Цели обучения Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное на этапе основного общего образования в объеме ч. В том числе: в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе —68 ч, в 9 классе — 102 ч. Список технических средств в кабинете литературы
Содержание курса V класса (68 часов) Введение (1 ч) Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество (6 ч) Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор). «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Из древнерусской литературы (1 ч) Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления). |
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №24», программы общеобразовательных учреждений по литературе... | Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов ориентирована... Рабочая программа по родной литературе для 5 класса разработана на основе нормативных документов | ||
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... | Рабочая программа для 7 класса разработана в соответствии с федеральным... Программой по литературе для 5-11 классов авторов: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 5-11 класс». М.: «Русское... | ||
Согласовано утверждено Рабочая программа по литературе для 10-11 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа по литературе разработана в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана... ... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе гос 2004 года, авторской программы по литературе для 5-11 классов... | ||
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе... Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-... | Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе, базовый уровень, (далее – Рабочая программа) составлена разработана на основе авторской программы... | ||
Программа по литературе для 5-9 классов разработана в соответствии... Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 и на основе программы по литературе к предметной... | Пояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе... В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения.... | ||
Рабочая программа по литературе для 5-10 классов (II вид, I отделение,... Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе... И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... |