Российской федерации





Скачать 251.43 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер251.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Основы литературной культуры
Направление подготовки

011300 – Журналистика


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Саратов,

2011


1. Цели освоения дисциплины:

  1. дать многоплановое и живое представление о современном объёме понятия «литературная культура» и о роли литературной культуры в профессиональном становлении специалистов во всех областях массовой информации и коммуникации.

  2. научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Основы литературной культуры» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин (Б. 3).

Полноценное освоение курса способствует становлению первоначальных журналистских умений и навыков, непосредственно связанных с литературной культурой. Освоение основ литературной культуры требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала дисциплин, входящих в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1): знаний в области истории, философии, без которых невозможно полноценное понимание природы художественного текста.

Курс «Основы литературной культуры» методически и содержательно связан с такими дисциплинами Профессионального цикла (Б.3), как «История отечественной литературы» (Б3.Б.2), «История зарубежной литературы» (Б3.Б.3), «Введение в специальность» (Б3.Б.9), «Основы теории журналистики» (Б3.Б.10). Освоение материала курса является необходимой основой для успешного овладения практическими навыками, формируемыми в таких курсах базовой и вариативной частей Профессионального цикла, как «Стилистика и литературное редактирование» (Б3.Б.7), «Профессиональная этика журналистов» (Б3.Б.15), «Спецсеминар» (Б3.В.3), «Профессионально-творческий практикум» (Б3.Б.21), «Творческая индивидуальность журналиста» (Б3.В.6).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК):

- готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

- свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникаций, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);

б) профессиональные (ПК):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);

- знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30);

- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные положения и концепции литературоведения, теории журналистики, предусмотренные программой произведения русской и зарубежной литературы, труды ведущих литературоведов и специалистов в области теории журналистики, схожие типологические черты литературного и журналистского творчества.

    Уметь:

    1) раскрывать своеобразие художественных произведений, исходя из особенностей формально-содержательной организации текста;

    2) использовать основные понятия и термины литературоведения, приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы;

  1. пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

  2. излагать устно и письменно свои суждения по основным вопросам литературоведения и создавать разного вида тексты: аналитический комментарий к художественному тексту, реферат научных источников, рецензия на произведение отечественной литературы, эссе на заданную тему;

  3. аналитически воспринимать литературные произведения и создавать различные тексты с учетом их внутренней читательской направленности;

  4. органично использовать крылатые выражения и нарицательные имена из литературно-художественных произведений в современном разговорно-речевом и публицистическом контексте

  5. ориентироваться в многообразии современных общественно-литературных журналов.

Владеть:

1) навыками «медленного», выразительного чтения литературно-художественных текстов;

2) приемами объединения понятийно-логического и художественно-образного постижения действительности;

3) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области журналистики.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них 34 аудиторных.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Литературная культура и природа журналистской профессии

1

1

Лек.

2

Пр.




Сам. 2

Эссе - 1

2

Место СМИ в мире словесности

1

2

2







2

Эссе -2

3

Особенности восприятия художественной литературы

1

3

2







2

Бином фантазии - 3

4

Имя, отчество и фамилия литературного произведения.

1

4

2







2

Бином фантазии –4


5.

Стихи и проза. Их различение. Имя художественного произведения

1

5

2







2




6.

Структура художественного произведения: графика текста; словесное воплощение; понятие о сюжете, фабуле и композиции. Распознавание мотивов в сюжете литературно-художественного поизведения.

1

6

2







2




7

Отчество литературно-художественного произведения: проблема автора в литературе

1

7

2







2




8

Качественное разнообразие литературно-художественных произведений: понятие о литературной классике, беллетристике и массовой литературе.

1

8

2







2




9

Представление о литературной критике, ее общественном назначении. Отличительные признаки литературно-критического высказывания. Литературная культура «толстых» журналов России.

1

9

2







2




10

Собеседование по итогам лекций.


1

10










2

Дискуссия - 10

11

Развитие навыков выразительного чтения.


1

11




2




2

Аналитический комментарий, выразительное чтение стихотворного произведения - 11

12

Развитие навыков выразительного чтения.


1

12




2




2

Дискуссия, выразительное чтение стихотворного произведения – 12

13

Развитие навыков творческого воображения

1

13




2




2

Дискуссия, аудиторная творческая работа – 13

14

Выразительное чтение комического текста. Опыты передачи характера и ситуативного состояния литературного героя.


1

14




2




4

Тест, аналитический комментарий – 14

15

Развитие навыков выразительного чтения.

1

15




2




2

Аналитический комментарий газетного текста, выразительное чтение стихотворного произведения – 15

16

Развитие навыков анализа литературного произведения.


1

16




2




2

Дискуссия, опыт выразительного чтения прозаического произведения - 16

17

Развитие навыков анализа литературного произведения.

1

17




2




2

Собеседование – 17

18

Развитие навыков анализа литературного произведения.

1

18




2




2

Тест, собеседование – 18



ВСЕГО







18

16




38
Экзамен
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск