Скачать 80.18 Kb.
|
МОУ КРАСНОРЕЧЕНСКАЯ СОШ Урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»». Подготовила учитель русского языка и литературы Л.А.Кипенская. Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Цели урока: 1.Выявить нравственные проблемы повести. 2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе. 3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения. 4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку. Оборудование: стенд «Сегодня на уроке», доска, стенд с основными выводами урока, карточки с домашним заданием. Музыкальное оформление: вальс Свиридова к кинофильму «Метель», «Осенние листья». Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем. Ф.М.Достоевский. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Звучит мелодия песни «Осенние листья». Слово учителя. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса! Ох уж эта Болдинская осень! Эта пора всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне,»- говорил поэт. Осенью 1830 года Пушкин прожил в Болдине 3 месяца. За это время он закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин», написал около 30 лирических стихотворений, великолепные «Повести покойного И.П.Белкина», с одной из которых мы познакомимся сегодня. Итак, А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Тема нашего урока. Запишите в тетради. Мы с вами попробуем выявить нравственные проблемы повести; Осмыслить понятие «нравственность»; Познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе. -Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница. -Какое впечатление произвела она на вас? -Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть. Проведём игру-викторину, которая поможет нам убедиться в этом. 3. Игра-викторина. 1. Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести покойного И.П.Белкина»? Перечислите их. 2.Как вы думаете, почему за ваши правильные ответы я даю орехи? 3. На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя? 4. Кем по профессии был новый хозяин дома? 5.Сынишка пивоваров с теплотой вспоминает старого смотрителя, т.к. тот любил детей, часто угощал их чем – нибудь вкусненьким, например орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика? 6. Из какого города ехал Минский в Петербург? 7. Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей? -Молодцы, ребята! Мне не стыдно! Я горжусь вами! 4.Работа с текстом. -Окунёмся же в мир пушкинской прозы. -Почему вам жалко Вырина? -Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки? -Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность. На доске: Нравственность-1.Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые. -Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем? -Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Найдите эти эпизоды и прочитайте. -Что же произошло с Выриным? «Старик не снёс своего несчастья…» -Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему? -Пробовал ли Вырин вернуть Дуню? -Почему его попытки не увенчались успехом? -Каким мы представляем себе Вырина в этот момент? -Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!» -Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского? -Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? Слово учителя. В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека». Кто такой «маленький человек»? На доске: «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости. -Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия? -Внимательный читатель в каждом произведении находит строки, которые волнуют его, трогают до глубины души, заставляют задуматься о главном в жизни. Это любимые строки. Мне, ребята, нравится последняя встреча Вырина, Дуни и Минского. Я сейчас прочитаю эти строки, а вы подумайте и ответьте на вопрос: -Какой урок для себя вы извлекли? Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех. -Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны. Любовь к родителям В душе я сберегу. Тепло родного дома Навечно сохраню. -Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику. Вырин Дуня Минский Бедный Красивая Беспечный Несчастный Прелестная Легкомысленный Добрый Приветливая Удалой Любящий Хозяйственная Счастливый Забитый Печальная Богатый «Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий 5.Итоги урока. -Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери? -О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке? На доске: 1. О проблеме «маленького человека». 2.О взаимоотношении отцов и детей. 3. Об ответственности за свои поступки. 4.О счастье и любви. 6.Оценки. 7.Слово учителя. Урок закончу словами Ф.М.Достоевского: «Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Продолжим разгадывать его тайну на следующем уроке, на котором будем знакомиться с романом «Дубровский». Самоанализ урока. Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в класс. И с каждым годом всё больше убеждаюсь в том, до чего же это непросто – учить людей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут. А если так, то я должна соответствовать. Отвечать требованиям времени, иметь определённые цели, решать самые трудные задачи Я всегда помню: от меня, именно от меня зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день громоздятся на моём рабочем столе, кого веду я от темы к теме, из класса в класс. Учитель, как бы ни был он интересен и ярок сам по себе, всё же больше привлекателен своим уроком, как поэт – стихом, певец – песней. «То, что далось мне, о том и пою», - писал Сергей Есенин. Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 классе по теме: «А.С.Пушкин «Станционный смотритель»». Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот ( общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души. Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени. На уроке я использовала игровую технологию. (Игра – викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности, поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным. Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления. В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов. «Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами: Любовь к родителям В душе я сберегу. Тепло родного дома Навечно сохраню. Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции картины и создание картины. Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим. |
Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин... Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала | Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь» А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Былины. «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Садко» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель» | Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель" Разработка урока по произведению А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина | ||
Технологическая карта урока с использованием икт «…Память одного из них мне драгоценна…» По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тема маленького человека в повес-ти А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (Мешкова Н. В.) | ||
Урок литературы по теме «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» «А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летопись и баллада. Автор в произведении» (7 класс) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Старик не снес своего несчастья…». Анализ эпизода. По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными... | ||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. С. Пушкин «Повести Белкина»(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционнный смотритель», «Барышня-крестьянка») | Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... |