Скачать 191.05 Kb.
|
Рассмотрено: Принято: Утверждено: на заседании МО на заседании педсовета директор МАОУ «СОШ №11» протокол №1 от протокол № от М.А.Некрасова « __ » _______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Пензиной Светланы Ивановны по учебному курсу «Литературное краеведение» 8 класс Базовый уровень 2013 – 2014 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ». 8 КЛАСС Статус документа Рабочая программа учебного курса литературного краеведения для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа рассчитана на 35 часов, в том числе контрольных уроков ___1, зачётов __1_, практических занятий - 5 часов. Добавлен 1 час в связи с необходимостью более полного изучения фольклора Оренбургского края. Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все компоненты государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному краеведению и авторской программы А.Г.Прокофьевой. Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Литературная жизнь Оренбуржья насыщена яркими именами. Она характеризуется взаимовлиянием литератур различных народов, что еще раз подтверждает специфику региональной культуры: край, являющийся «вратами в Среднюю Азию», всегда был многонациональным. В ХVIII – начале ХIХ вв. сведения о связях писателей с Оренбургским краем крайне скудны. Тут прошло детство Р.Г.Державина и И.А.Крылова, чьи отцы служили здесь, так как за службу давали земли в степном краю; родился Н.М. Карамзин; провел детские и отроческие годы С.Т. Аксаков. Одновременно край был объектом пристального научного интереса: П.И. Рычков (к его трудам обращался Пушкин, работая над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»), П.С.Паллас, А.Гумбольт, Г.С.Карелин (прадед А.А.Блока), Э.Эверсманн и др. побывали в научных экспедициях в нашем крае и оставили интересные заметки о природе, географии, населении, полезных ископаемых региона. В ХIХ веке появляются писатели, которые в течение долгого времени связаны с Оренбургским краем: по воле ли случая (часто злого рока), как, например, В.И. Даль, ссыльные Т.Г. Шевченко и А.Н. Плещеев; по собственной ли воле – например, С.Т. Аксаков (долгие годы провел в деревне Ново-Аксаково и освятил «деревенскую тишь» и «чудесную природу Оренбургской губернии» своими книгами: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»), Е.А.Тимашева (салонная поэтесса, долгие годы прожила в селе Ташла ныне Тюльганского района, состояла в переписке с Пушкиным, который посвятил ей свое стихотворение – отклик на ее поэтические строки). Были писатели, которые проездом посетили Оренбург – например, Л.Н.Толстой (по дороге на кумысолечение и в свое новоприобретенное имение на границе Самарской и Оренбургской губерний) и Н.Г.Чернышевский (проезжавший как секретный арестант по дороге из сибирской ссылки на поселение в Астрахань). Иногда Оренбургский край становился целью поездки – например, трехдневное пребывание А.С.Пушкина для сбора материала о Пугачевском восстании (в ХХ веке об этих трех днях будет написано несколько книг и статей оренбургскими литературоведами и краеведами, в частности, лучшая, на наш взгляд: Савельзон В.Л. «Пушкин и Оренбуржье». Некоторые писатели пробыли в Оренбурге дольше, но тоже относительно недолго – например, поэт и критик А.А.Григорьев прожил в Оренбурге около года. Но вне зависимости от обстоятельств и длительности пребывания, все писатели накладывали отпечаток на характер литературной (и шире – культурной) жизни Оренбуржья Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. Данный курс литературного краеведения рассчитан для 8 класса. Основными формами организации занятий являются: лекция, практическое занятие, урок-презентация, творческая мастерская, урок-зарисовка, урок-конкурс, контрольный и зачётный урок, круглый стол. Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особенностями учащихся, таковыми являются: рассказ, беседа, индивидуальные задания, показ и др. Цели и задачи курса Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников. Можно выделить следующие цели и задачи:
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала. Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие. Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие. Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»). Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются: * самостоятельность * глубокое понимание темы * новизна и оригинальность решения * аккуратность Уроки литературного краеведения направлены на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом. Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году. Учебно-методическое обеспечение
Литературное Оренбуржье [Текст] : библиогр. словарь / А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, О.В. Федосова, Г.Ф. Хомутов ; Редкол. Н.Ф. Корсунов и др. - Оренбург : Оренб. кн., 2006. - 272 с
Тематическое планирование содержания курса Раздел №1. Из Оренбургского фольклора. Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений; Предания о Пугачеве. «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Отношение народа к Пугачеву. Особенности изображения Пугачева. Календарно-обрядовые, плясовые песни. Раздел №2. Тема пугачевского восстания в русской литературе. А.П.Крюков. «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины II, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина Ж.А.Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771г.», И.П.Галкина «Салават Юлаев у Е.Пугачева в Бердской слободе». Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке». «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др. В.И.Даль. «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» – запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы, начатой для Пушкина. Л.В.Исаков. Сборник «Пугачевщина» - стихи о разных этапах Пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах. Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, писателя и художника. М.У.Петунин. «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему). В.Г.Короленко «Пугачёвская легенда на Урале». Участие уральцев в событиях Пугачевского восстания. Степная воля. Толкование её писателем. Оценка, данная писателем изображению Пугачева в русской литературе. Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М.Карпова. Поездка В.Г.Перова и С.А.Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачёвской темой. Этюды Перова. С.А.Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции. Роль образа избы, дома, кибитки, степных кобылиц. Акварели. В.А.Тельнова. «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам». «Хлопушка в изображении Есенина и Тельнова». В.И.Пистоленко. «Сказание о Сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров, видевший Петра III, и Пугачев. Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета. Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. Иллюстрации С.В.Герасимова: «Оренбургская степь», «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др. Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями; Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края. Раздел №3. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей. В.И.Даль. «Уральский казак», «Обмирание». О.Крюкова. «Илецкий казак». М.Л.Михайлов. «Уральские очерки». Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме. Занятие казаков на досуге. Уральский фольклор в оценке Михайлова. Н.В.Авдеев. «Поездка на Кумыс». В.Г.Короленко. «У казаков» (главы об илецких казаках). А.И.Фатьянов. «Ехал казак воевать». Обычаи, верования, занятия, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. В.Т.Правдухин «Яик уходит в море» (1-4 гл.) С.Т.Аксаков «Семейная хроника» (гл. «Переселение», «Новые места»). А.Н.Плещеев «Оренбургская лирика», повести «Татищев», переписка с оренбуржцами. Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы; Подведение итогов работы. Учебных занятий – 25 часа, Практических занятий – 5 часов, Зачётных занятий – 1 занятие, Контрольных занятий – 1 занятие, Вводных занятий – 1 занятие, Итоговых и заключительных – по 1 занятию Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: на заседании МО зам. директора по УВР директор МОАУ «СОШ № 11» В. Г. Грищенко М. А. Некрасова протокол № 1 ___от « __ » ______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г. « __ » _______ 2013 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного краеведения Классы: 8«А», 8 «Б» Учитель: Пензина С.И. Количество часов на год: Всего 35 часов, в неделю: 1час. Планирование контрольных уроков ___1, зачётов __1_, Практических занятий 5 часов. Планирование составлено на основе: Программа / Гл. упр. образования адм. Оренб. обл, Оренб. обл. ин-т повышения, Квалификации работников образования, ОГПУ, А.Г. Прокофьева - 2-е изд., доп. - Оренбург : Оренб. лит. агентство, 2003. - 32 с Учебник: _ А.Г.Прокофьева, В.Ю.Прокофьева. Хрестоматия «Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора» для 5-11 классов. Оренбург. 2003 Дополнительная литература _________ Оренбургский край в произведениях русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению./ сост. А.Г. Прокофьева, Т.Н. Пузанева, Оренбург. 1991. Тематическое планирование составила __________ ________Пензина С.И.___________________ Календарно – тематическое планирование уроков литературного краеведения в 8 классе (по программе А.Г.Прокофьевой). 35 часов.
Литература
|
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку представляет... Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7 | ||
Рабочая программа по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Литература» под редакцией доктора педагогических наук М. Г. Ахметзянова. Авторы учебника: М. Г. Ахметзянов, Т. В. Воронцова, в двух... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Разработана Моршининой Татьяной Ивановной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города хвалынска саратовской области | Рабочая программа по всеобщей истории представляет собой целостный... Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г |