Жуковский поэт-романтик





Скачать 227.92 Kb.
НазваниеЖуковский поэт-романтик
Дата публикации14.03.2015
Размер227.92 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат

Средняя общеобразовательная школа №3



Реферат на тему:

«Жуковский – поэт-романтик»
Выполнила: Зуева Я.,

ученица 9 б класса

Учитель: Авдеева Н.В.

Краснокамск, 2006


Содержание
Введение…………………………………………………….…….……3
Глава I Принципы лиризма Жуковского..............................................4
Глава II Своеобразие романтизма Жуковского………….…..………9
Заключение………………………………………………….…….…..18
Список литературы……………………………………………….…..19
Введение
Жуковскому принадлежит афоризм: «У нас писатель с гением сделал бы больше Петра Великого». Поэт придавал исключительное значение содержанию, цели искусства. «Поэзия есть добродетель», «слова поэта 0 душа его», «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа» - эти мысли выражали понимание задач литературы как задач по преимуществу нравственного порядка.

Поэзия Жуковского – поэзия примирения, растворение человека в мире, полном дыхания божества! Недаром Жуковскому так понравилось выражение Гоголя, что искусство есть «примирение с жизнью». Поэт стремился создать гармонический, высокий, устойчивый в своей идеальности, особый поэтический мир, в котором сублимированы общечеловеческие нравственные ценности: «добродетель», «истина», «великое», «прекрасное». Добро и прекрасное для него неразрывны.

Жуковский - первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – все, что составляет его «материальную красоту», но пронизить природу чувством и мыслью воспринимавшую ее. Такого подхода не было в русской литературе. Жуковский впервые осуществил его в своих произведениях и этим значительно обогатил национальную литературу.

Творчество Жуковского – романтика вызывает у читателей особый интерес. Интересен стихотворец и мне, поэтому я обратилась к творчеству В. А. Жуковского – романтика и поставила перед собой следующие задачи:

  • во-первых, определить каковы принципы лиризма В. А. Жуковского;

  • во-вторых, выяснить, в чем заключается своеобразие романтизма В. А. Жуковского.


Глава I

Принципы лиризма Жуковского



Его стихов пленительная сладость


Пройдёт веков завистливую даль…

/ А. С. Пушкин /
Главная черта художественной манеры Жуковского – лиризм. Творчество его, при всей сосредоточенности на чувствах и переживаниях, не было психологично в том смысле, как творчество Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Тютчева. Принцип поэтической «исповеди» чужд его художественной манере. Анализу, расчленению, детализации Жуковский предпочитает суммарное изображение чувства. Образ поэта в стихотворениях Жуковского ещё в известной мере условен, лишён конкретной психологической характеристики. Но атмосфера поэтически-возвышенного лиризма проникает и всю его поэзию в целом, и каждое стихотворение в отдельности.

Чудесный дар богов!

О, пламенных сердец веселье и любовь,

О, прелесть тихая, души очарованья-

Поэзия! С тобой

И скорбь, и нищета, и мрачное изгнанье-

Теряют ужас свой!

/ «К поэзии» /

В этом стихотворении лирическая окраска слов увеличивает смысловую перспективу, семантически обогащает изображение.

Мы знаем, что особого рода скрытая эмоциональность, свойственная лирике, как роду словесного искусства иная, чем более «открытые», более явственные эмоции эпоса и драмы, - характеризует стихи Жуковского. Именно это придаёт им силу поэзии высшего порядка.1

Проблема «человек и мир» издавна ставится в европейской лирической поэзии как проблема «человек и природа». «Мы бы упустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, - писал Белинский, - если б не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь». У Жуковского почти нет стихотворений, где мысль, чувство, лирический сюжет не развивались бы на фоне пейзажей. Впрочем, слово «фон» здесь не передаёт самую суть манеры Жуковского. В том – то и дело, что мир и человек всегда даны у Жуковского в некоем единстве.

Отуманенным потоком


Жизнь унылая плыла;
Берег в сумраке глубоком;

На холодном небе мгла;

Тьмою звёзды обложило;

Бури нет – один туман;

И вдали ревёт уныло

Скрытый мглою океан.

/ «Жизнь» /

Поэт одновременно и приближён к угасающей природе, и отдалён от неё. Тем самым, не только тематически, но и самим характером словоупотребления воссоздаётся состояние созерцания, медитации. Глубокая эмоция заражает читателя, делает его как бы соучастником творческого акта. Недаром, строки из знаменитой элегии «Вечер», где музыка и слово будто слились воедино, привлекли внимание П. И. Чайковского, который использовал их в опере «Пиковая дама».

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.
Всё тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простёршись на траве под ивой наклонённой,

Внимаю, как шуршит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осенённый…

В первой из приведённых строф преобладают слова, окрашенные одинаковой эмоцией / «померкнули», «последний», «умирает», «последняя» /. Но важно, что Жуковский не прибегает к простому параллеризму в изображении природы и человека. Во второй строфе, где обрисован образ поэта, господствуют эмоционально нейтральные, почти прозаичные - «простершись», «наклонённой», «внимаю», «журчит», «сливаюсь».

Содержание элегии составляет лирическое переживание при созерцании поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, «о счастье юных дней», об умерших друзьях, о своей судьбе и своём призвании:

Сижу, задумавшись; в душе моей мечты:

К протекшим временам лечу воспоминаньем..

О, дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!
Мне рок судил: брести неведомой стезёй,

Быть другом мирных сёл, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально – лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами её переживаний.

Благодаря «смысловой усложненности» слова, Жуковский обретает возможность передавать необычные душевные состояния. Зачастую лиризм Жуковского – и в этом специфическая особенность, отличающая Жуковского от других крупных русских поэтов, - лиризм песенного типа. Установка на музыкальную выразительность определяет и повышенное значение в поэтической системе Жуковского звукописи, и композицию многих его стихотворений, и, наконец, самый характер поэтического словоупотребления.

В стихотворении «Жаворонок» поэт воспроизводит радостные приметы пробуждающегося дня: зарделся на солнце лес, тонкий пар ещё держится в долине, а в лазурном небе уже запел жаворонок. Идёт молодая и радостная весна, и песня жаворонка о ней: «Я здесь пою приход весны». Взгляд поэта на мир ощутим и в тонком воспроизведении цвета:

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

и передаче звуков:

И песню раннюю запел


В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт…

и, наконец, в выражении восторженного настроения:

Здесь так легко мне, так радушно


Так беспредельно, так воздушно…

Даже мысль о созерцании «божьего мира» воспринимается просто как неизбежная дань субъективно- идеалистической философии поэта и не портит пленительной и поэтической реальности картины в целом.

Не только интонационно – ритмический строй, но принципы создания образа, принципы словоупотребления часто являются в поэзии Жуковского песенно-лирическими. Ведь песенный образ обладает своими специфическими особенностями. В известной мере сказывалась связь Жуковского с традицией песенной поэзии 18 века /Н. А. Львов, Ю. А. Нелединский - Мелецкий, И. И. Дмитриев /, особенно заметная в его творчестве 1800-х и начала 1810–х годов. Здесь песенность имеет ещё условно – элегические формы.

В дальнейшем «музыкальность» поэзии Жуковского совершенствуется, но остаётся основным качеством его лиризма. С музыкальностью связана песенная суммарность словоупотребления Жуковского. В «суммарности» скрыты большие смысловые резервы: актуализируется опыт, исходящий из глубин социальной жизни человека. Так, выражая в «сельском кладбище» один из основных мотивов своей ранней поэзии – благородство и высокие нравственные достоинства простых и скромных тружеников – крестьян, Жуковский значительно усиливает при этом в своём поэтическом тексте осуждение привилегированных слоёв общества. Жуковский выражает подобную мысль так:

А вы, наперсники фортуны ослеплёны,

Напрасно спящих здесь спешите презирать

За то, что гробы их непышны и забвенны…

/ «Сельское кладбище» /

В первоначальной же редакции у него было сказано ещё резче:

Судьбы и счастия наперсники надменны,

Не смейте спящих здесь безумно укорять

За то, что кости их в забвении лежат…

Тот же мотив звучит в упомянутом уже мною стихотворении Жуковского «К поэзии» /1805 г. /. Здесь он как бы призывает своих друзей – поэтов творить с определённой общественной целью:

Да бедный труженик душою расцветёт


От ваших песен благодатных!

Но да обрушится ваш гром

На сих жестоких и развратных,

Которые, в стыде, с возвышенным челом,

Невинность, доблести и честь поправ ногами,

Дерзают величать себя полубогами!

/ «К поэзии» /

Жуковский был первым русским поэтом, нашедшим наиболее выразительные формы для лирического изображения процесса душевных переживаний человека. Он создал для этого своеобразные приёмы поэтического выражения, поэтической речи и указал дорогу другим русским писателям. Таково, прежде всего, олицетворение мечтательных душевных переживаний, то есть изображение человеческих дум, чувств, стремлений как бы живыми существами, могущими иметь свою судьбу, действовать, вступать в те или иные отношения друг с другом. Например:

Воспоминанье здесь унылое живёт…


Здесь к урне преклонясь задумчивой главою,

Оно беседует… с … мечтою.

/ «Славянка» /

И сердцем отвечать на дружбы глас священный…


/ «К Филатову» /

Далее, это применение эмоциональных эпитетов, выражающих не столько реальные свойства предмета, сколько то впечатление, которое он производит на поэта. Например:

О, будь же, грусть, заменой упованья!


/ «Воспоминание» /

На что нам поверять судьбе


Священное воспоминанье?..

/ «К Тургеневу» /

Одно из специфических свойств лирики Жуковского – умение условным, литературным темам придать жизнь и подлинность. Он варьирует, сочетает одни и те же темы, составляет из них цельные и оригинальные композиции. Так, «минувшее» - одна из любимых, «словесных» тем Жуковского. Он всегда обращён к прошлому. Но столь условная, почти банальная тема элегической поэзии у него приобретает глубокое эмоциональное значение.

По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Эти слова, по- моему мнению, наиболее точно раскрывают значение Жуковского как зачинателя русской лирики и определяют его огромную заслугу в развитии русской поэзии.

Глава II

Своеобразие романтизма Жуковского



Жуковский написал: «Что иное искусство, как не слепок жизни и мира, сделанный таким точно, каким видит и понимает его душа наша?» Это высказывание, на первый взгляд, характеризует его как крайнего субъективиста. Если же вдуматься, слова об искусстве как «слепке жизни и мира», какими видит и понимает их художник, не чужды объективного значения.

Трагическая судьба Жуковского оказала влияние на его поэзию. Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом её смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука – мотив почти всех баллад – имеют явно автобиографическое происхождение. Геон в стихотворении «Геон и Эсхин», рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии «Вечер» Жуковский вспоминает своих умерших друзей, изображает «угасание» природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари «умирает», «угасает» река, а что является на их месте? Знак другого мира – «луна». Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, «ущербная луна, «сумрак», «туман» - непременные атрибуты мистической поэзии. Проникнуть в запредельное человеческая душа способна именно в тихий вечерний час / «Вечер», «Невыразимое» /.

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолётных неуловимых переживаний.

Невыразимое подвластно ль выраженью?


Поэт желает удержать в полёте

Не красоту невидимых явлений,

Но то, что слито с сей блестящей красотою, -

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далёкому стремленье,

Сей миновавшего привет…

В этом суть поэзии Жуковского. Она – история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы. Тема очарования души, одарённой вдохновением, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества. Она особенно ярко раскрывается в элегии «Таинственный посетитель»:

Кто ты, призрак, гость прекрасный?


К нам откуда прилетал?

Безответно и безгласно

Для чего от нас пропал?

О неуловимом чувстве очарования и томления души, по неведомому идеалу говорят и стихотворения «Минувших дней очарованье…», «К мимо пролетавшему знакомому гению», «Я музу юную бывало…».

Тот же характер элегического очарования и идеальности несёт в себе любовная лирика Жуковского, посвящённая М. А. Протасовой. К ней относятся стихотворения «Мой друг, хранитель - ангел мой…», «О, милый друг, теперь с тобою…».

Жуковский знал и изображал внутренний мир человека, неудовлетворённого действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и романтических «упований на далёкое, неведомое, очарованное там».

Историю своей жизни Жуковский чаще всего передаёт посредством традиционных лирических сюжетов и ситуаций. При этом тяжёлый надрыв и отчаяние, через которые он прошел, оказываются просветленными: сама литературность, естественность образов становится предметом созерцания дарующего утешение.

Особенно сильна печаль литературности в ранней лирике, где Жуковский прибегает к сюжетным клише сентиментализма. Традиционный образ сентиментального «певца», страдающего от несчастной любви и предчувствующего свою безвременную гибель, находим в «Тоске по липам» и ряде других ранних стихотворений.

В стихотворении «Певец» Жуковский, пользуясь готовыми сюжетными клише, создал эталон поэзии русского сентиментализма:

Он дружбу пел, дав другу нежно руку,


Но верный друг во цвете леи угас;

Он пел любовь - но был печален глас;

Увы! Он знал любви одну лишь муку…

«Дружбу пел», «пел любовь», «во цвете лет угас» - типичные общие места сентиментальной поэзии. За ними же стоит острое страдание – потеря ближайшего друга и необычная, из ряда вон выходящая любовная коллизия.

Постепенно Жуковский начинает отходить от слишком явственных клише сентиментальной поэзии, и в его зрелых созданиях они воспринимаются как анахронизм, как черта преодолеваемой им манеры, в самом его творчестве обнаруживающей свою архаичность. В период наиболее мощного развития своей лирики после 1811 года, Жуковский реже прибегает к образу лирического героя и культивирует иные формы самораскрытия в поэзии.

Проблема субъективности и индивидуализма связана с романтизмом, в становлении которого Жуковский сыграл решающую роль.

Часто «сентиментальные» мотивы довольно рано были дополнены у него предромантическими. Предромантизм и сентиментализм – очень близкие, переплетающиеся между собой, но не тождественные направления в европейской литературе конца 18 века. В России они с самого начала объединились в карамзинизме. Если в сентиментализме преобладает культ природы, чувствительности, добродетели, интерес к интимной «жизни сердца», то предромантизм тяготел в большей мере к народной фантастике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов». Жуковский не только продолжал Карамзина, но и сам испытал сильное влияние западноевропейского предромантизма и развивался в его русле. Предромантизм раньше всего появился в балладах, а затем предромантические мотивы проникают и в лирику Жуковского.

В 1808 году Жуковский, не довольствуясь лирическим выражением романтических переживаний, пытается дать им сюжетную мотивировку и переходит к лиро-эпическому роду произведений, а именно, к балладе. Он пишет свою первую балладу «Людмила», которая, вслед за тем, печатается в журнале «Вестник Европы». Являясь по своему содержанию и образам произведением, дотоле невиданным в русской литературе, баллада имела огромный успех и способствовала успеху журнала.

Сюжет «Людмилы» Жуковский заимствовал из баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора» и, как обычно переработал его на свой лад. Он перенёс действие в Россию, в обстановку русской жизни второй половины 16 века, изменил ряд эпизодов и многие образные детали. Баллада выразила идейные настроения русского поэта – романтика и вошла в историю русской литературы как первое высокохудожественное произведение этого рода. Как и в других балладах Жуковского, характеры действующих лиц и обстоятельства их общественной и личной жизни едва намечены, а основное идейное значение сохраняется за авторской одушевлённостью. Поэтому, читателями воспринимаются не столько переживания и верования самой героини, Людмилы, сколько выражение переживаний автора, его эмоциональных стремлений в некий чудесный, таинственный мир, его предчувствий каких-то увлекательных возможностей, таящихся будто бы за пределами обычного и повседневного.

Романтическая сущность баллады заключается, поэтому, не в мысли, а самом ходе событий. Прежде, чем Людмила попадает в могилу за свой ропот на судьбу, с ней ночью творятся всякие чудеса: неожиданно приезжает пропавший жених и везёт её венчаться, на пути вокруг них вьются вереницы видений, в поле вспыхивают таинственные огни, бьёт полночный час:

Слышат шорох тихих теней:

В час полуночных видений,

В дыме облака, толпой,

Прах оставя гробовой

С поздним месяца восходом,

Лёгким, светлым хороводом

В цепь воздушную свились;
Вот за ними понеслись;

Вот поют воздушны лики:

Будто в листьях павилики

Вьётся лёгкий ветерок;

Будто плещет ручеёк.

Русский читатель, современник Жуковского, впервые оказался вместе с Людмилой во власти чудесного. Он боится вместе с ней, но боится не холодным страхом смерти и могилы, а страхом заманчивым и приподымающим, влекущим в таинственный мир, обещающий что-то неизведанное, расширяющим границы обыденного, скучного существования. «Было время, - писал В. Г. Белинский, - когда эта баллада доставляла нам какое – то сладкое удовольствие, и чем больше ужасала нас, тем с большею страстию мы читали её».

Жуковский выразил свои романтические настроения с помощью образов и сюжетов, заимствованных из средневековых народных поверий. Он чувствовал, что так как для современного ему русского общества, в особенности образованного и передового, наивные церковно-христианские религиозные представления - вера в бога, ангелов, святых, чертей, ведьм – были пройденным этапом, то обращаться к ним поэтически можно было только в форме народных поверий, исторических преданий, литературных легенд, возникших в средние века.

Успех «Людмилы» вдохновил Жуковского на дальнейшую плодотворную работу над жанром баллады, и в ближайшие годы он создал ещё несколько подобных произведений: «Кассандру» /1809 /, «Громобоя» /1810 /, «Светлану» /1808-1812 / и другие. В балладе «Светлана» изображаются старинные русские народные обряды, проникавшие и в другие слои общества, - святочные гаданья девушек. Светлана в полночь гадает с зеркалом о судьбе своего милого, пропадающего целый год неведомо где. Поэт тонко и верно передал состояние девической души, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами и болезнью за жизнь милого:

Робость в ней волнует грусть,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонёк,

Крикнул жалобно стручок,

Вестник полуночи.

В полусне ей мерещится и приезд жениха, и езда с ним в санях по снежным полям, и похороны и мертвец в гробу. Но в последней части баллады не выдержан тот народный колорит, которым пронизано её начало: здесь возобладали собственные сентиментальные представления и настроения автора. Девушку спасает от мертвеца чувствительный «белоснежный голубок», обнимающий её крылами. А затем, из области романтических ночных девических страхов, так ярко изображённых в последствии Пушкиным и Толстым, из мира чудесного и таинственного, читатель вместе с героиней возвращается к реальной жизни. Эта реальная жизнь сильно идеализирована поэтом, рассуждающим, после счастливого возвращения жениха, о «вере в провиденье», о благости закона «зиждителя» и о том, что несчастья бывают будто бы только во сне, а наяву всегда бывает счастье. Всё это нарушает народную правдивость баллады и лишает её художественной цельности. Но, тем не менее, баллада «Светлана» содержит в себе много подлинно-народных черт русской жизни, изображённых с большим художественным мастерством.

Также своеобразие Жуковского - романтика проявляется в вопросах о «мере» и «типе». Этот вопрос является спорным и до сих пор остаётся предметом научной дискуссии. Вопрос этот важен, так как, независимо от степени зрелости у Жуковского романтического метода и стиля, не может вызывать сомнения его исключительная роль в подготовке и развитии этого литературного направления в России.

Ещё при жизни поэта выявились разные взгляды на его связи с романтизмом. Н. А. Полевой считал, что поэт, едва успевает схватить и разложить один из лучей, какими этот романтизм осиял всю Европу».1 Белинский в статьях о Пушкине провозгласил Жуковского основоположником романтизма в России.

Академик А. Н. Веселовский в своей известной монографии утверждал, что поэт так и не вышел за рамки сентиментализма. Исследование о Жуковском он построил на доказательствах рассудочного понимания Жуковским человека: у Жуковского «так много было мечтательности – и самонаблюдения, много полётов к небу – и любви к педагогическим таблицам»2.

Ц. С. Вольпе и особенно Г. А. Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики» трактуют Жуковского как глубоко романтического поэта. Ссылаясь на пристрастие Жуковского к «неконкретным» и лишённым определённости образам, рассматривая их как проявление зыбкости личных ощущений, исследователи иногда находят у Жуковского субъективную алогичность и немотивированность впечатлений.

Но если присмотреться, у Жуковского всегда идёт речь о некоей вечной, таинственной сущности мира; она не «раздражает око светом ложным», а вполне объективна.

В элегии «Славянка» «объективно» мотивированы типичные для Жуковского «мнится», «чудится», «некто». Изображается «реально» явившееся поэту видение, приоткрывшее завесу над таинственным миром:

И некто урне сей безмолвный приседит;

И, мнится, на меня вперил он тёмны очи…

В стихотворении «Лалла Рук», где особенно сгущена атмосфера таинственности, развёрнута концепция «двух миров» и воспет «вестник» вышнего, истинного мира – «гений чистой красоты»:

Он лишь в чистые мгновенья


Бытия бывает к нам

И приносит откровенья,

Благотворные сердцам;

Чтоб о небе сердце знало

В тёмной области земной,

Нам туда сквозь покрывало

Он даёт взглянуть порой.

Здесь ярче всего обнаруживается соотношение поэзии с романтизмом.

Романтическому мироощущению, явившемуся реакцией на просветительское понимание мира и человека, прежде всего свойствен дуализм. Личность и окружающий мир мыслятся катастрофически разобщёнными. В европейских литературах начала 19 века, при всём многообразии романтического движения, можно выделить две ведущие тенденции. Одна – «индивидуалистическая». Этот тип романтизма ставит во главу угла личность и её протест против враждебной действительности. Дуализм выражается здесь в безысходном конфликте между свободолюбивым, мятущимся, порой наделённым демоническими чертами героем и противостоящим ему «прозаическим» обществом.

В другой ветви романтизма главное внимание сосредоточено совсем не на личности, а, наоборот, на окружающем её мире, недоступном человеческому разумению. Двойственным представляется здесь внешний мир – скрывающий за видимыми явлениями свою таинственную сущность. Тут дуализм проявляется не в конфликте человека с обществом, а в философском двоемирии. Последний и был в высшей степени свойственен Жуковскому.

Индивидуализм – обязательные признаки не романтизма в целом, а только одного его, «личностного» направления. И Жуковский этому направлению чужд. Не случайно он остался далёк от влияния Байрона и не принял Лермонтова. Жуковский был предромантиком, развивающимся в направлении романтизма второго типа.

Двоемирие выступает у него как религиозное противопоставление «неба» и «земли»; часто в очень сложных идейно-художественных построениях.

Идеей двоемирия проникнута «Славянка» и следующие за ней стихотворения 1815 года: «Розы расцветают», «Птичкой певицею», «К востоку, все к востоку» и другие. Жуковский видит в образах природы присутствие тайной, мистической жизни, видит «душу», с которой может общаться его собственная душа:

Вхожу с волнением под их священный кров;

Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;

Как бы эфирное там веет меж листов,

Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,

С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой

С моей беседовать душою…


В «Славянке» образы ещё смелее, чем в более раннем «Вечере», завершавшемся сентиментальной концовкой с традиционным «унылым певцом». Здесь уже не прохлада сливается с запахом1, а «душа незримая» мешается с «очарованной тишиной». Образ этот бесконечно глубже сентиментализма.

Замечательные романтические «Песни» 1815 года, стихотворения «Весеннее чувство», «Цвет завета», «К мимо пролетавшему знакомому гению», «Невыразимое», «Лалла Рук», «Привидение», «Таинственный посетитель», «Мотылёк и цветы». В последнем наглядно видны некоторая прямолинейность религиозных нравоучений и смелость романтических постижений Жуковским тайной «жизни» и смысла природы. «Мотылёк и цветы» - торжество романтизма Жуковского.

А. С. Пушкин, чуждый туманному идеализму, восторженно оценил возвышенный смысл этих стихов:

Он мнил, что вы с ним однородные

Переселенцы с вышины,

Что вам, как и ему, свободные

И крылья и душа даны;

Но вы к земле, цветы, прикованы;

Вам на земле и умереть;

Глаза лишь вами очарованы,

А сердца вам не разогреть.

Характерна и другая черта новой романтической поэзии Жуковского этого времени. Поэт всё реже пользуется для выражения своих возвышенных нравственных идеалов традиционными представлениями церковно-христианской мифологии, которыми он иногда даже злоупотреблял в некоторых из своих ранних произведений. Теперь он применяет в этом значении преимущественно олицетворение человеческих чувств и стремлений или же образы-символы, имеющие литературное или народнопоэтическое происхождение. Такова, например, романтическая образность в стихотворении «Таинственный посетитель». Поэт изображает здесь появление «призрака, гостя прекрасного», который откуда-то «прилетел» и скоро «пропал». Он спрашивает самого себя, кто к нему явился, и отвечает разными предположениями: может быть, это была Надежда, или Любовь, или Душа. Затем он продолжает так:

Иль в тебе сама святая

Здесь Поэзия была?

К нам, как ты, одна из рая

Два покрова принесла:

Для небес лазурно-ясный,

Чистый, белый для земли;
С ней всё близкое прекрасно

Всё знакомо, что вдали.

Иль предчувствие сходило

К нам во образе твоём

И понятно говорило

О небесном, о святом?

Часто в жизни так бывало:

Кто-то светлый к нам летит,

Подымает покрывало

И в далёкое манит.

Благодаря этой неопределённости решения лирической темы романтические образы Жуковского могут приобретать широкий идейный смысл.

В одном из самых лучших стихотворений этого времени «Цвет завета» /1819 / поэт намечает для себя возможность перехода от своих отвлечённо – моралистических идеалов к идеалам общественным. Первая половина этого произведения заключает в себе как бы лирическое подведение итогов всего того, что было пережито поэтом в дни его молодости, в период его влюбленности в девушку, ставшею теперь женой другого1. Всё стихотворение написано в очень характерных для Жуковского приёмах романтических олицетворений, метафоризма и гиперболы. Например:

О сладкий час! о вечер незабвенный!

Как божий рай цвела там сторона;

Безоблачен был запад озарённый,

И свежая на землю тишина,

Как ясное предчувствие, сходила;

Природа вся с душою говорила.

И к нам тогда, как Гений прилетало

За песнею весёлой старины

Прекрасное, что некогда бывало

Товарищем младенческой весны;

Отжившее нам снова оживало;

Минувших лет семьёй окружены,

Всё лучшее мы зрели настоящим;

И время нам казалось нелетящим.

Жуковский был последователен и целен в своей поэзии. Даже море у него – только отблеск неба, то есть божественной идеи, «знакомые гении», неземные видения наполняют его существование. «Есть лучший мир – там мы любить свободны», - говорит Жуковский в своей поэзии и переселяет в этот мир своих исстрадавшихся героев. При этом общий печальный колорит поэзии Жуковского никогда не приводит к однообразию. Напротив, его стихотворения дают силы жить даже в тяжёлые минуты. Разве можно возражать, например, на слова: «кто раз полюбил, тот на свете, мой друг, уже одиноким не будет»?

После Жуковского другие романтики – Пушкин, Лермонтов, Баратынский, как и положено романтикам, создавали свои миры. На романтической дороге никто не опередил и не превзошёл Жуковского. Он остался рыцарем Тогенбургом поэзии, рыцарем «печального образа». Романтизм Жуковского остаётся вечным как вечны любовь, поэзия, красота.

Жуковский смело вводит в поэзию новаторские приёмы и мотивы. Сделать свои стихи «лучшею своею биографиею» /Белинский/ мог только поэт великого дерзания. Необыкновенное мастерство сказалось во всём: в разнообразной строфике, утончённой рифме и ярком ритмическом рисунке. Муза Жуковского прекрасна в своей одухотворённости, преданности идеалу и мудром созерцании.

Заключение
Мы в своей работе попытались проанализировать творчество поэта-романтика В. А. Жуковского и пришли к следующим выводам:

1. В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов – сентименталистов, который развил этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечил главный и закономерный переход к романтизму. Ранние стихотворения проникнуты сентиментальными настроениями, в поздних же можно найти характерные для романтизма темы и образы. Жуковский представил нам образ романтического героя, то есть образ автора или человека, от лица которого ведётся повествование, того, чьими глазами мы смотрим на мир, читая лирическое произведение.

2. Источником для размышлений лирического героя часто оказывается природа, которую автор точно чувствует и принимает. Индивидуальной чертой Жуковского следует признать любовь к прошлому во всех его проявлениях. В лирике Жуковского появляется тема поэта и поэзии. Цель поэта Жуковский видит в воспевании «творца, друзей, любви и счастья». Во всех произведениях В. А. Жуковского сквозит индивидуальность, неповторимость авторской манеры.

3. Основными принципами лиризма поэта можно назвать суммарное изображение чувств человека, его единство с миром, особую музыкальность (песенность) стиха, изображение процесса душевных переживаний героя.

4. Жуковский сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще. Своими романтическими элегиями и балладами он ввёл в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта.

5. Жуковский по-своему наполнил сентиментализм, сумел вывести на новый уровень изображение внутреннего мира героя неудовлетворенного собой, но очарованного невыразимой красотой любви и дружбы. Здесь особую роль начинают играть своеобразия жанра (баллада), вводимые автором образы-символы, линия церковно-христианской мифологии.

Также мы выяснили, что наиболее яркой деталью творчества В. А. Жуковского является олицетворение человеческих чувств. Лирические произведения поэта по сей день занимают особое место не только в русской, но и мировой литературе. Не случайно В. Г. Белинский считал Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни». Критик говорил, что «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, поэт сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Список литературы





  1. В. А. Жуковский «Баллады». Москва «Детская литература». 1982.

  2. В.А. Жуковский «Сочинения». Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1954.

  3. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературоведческих материалов. Под редакцией П. А. Николаева. Москва «Просвещение». 1984.

  4. И. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского». Москва «Художественная литература». 1975.



1 О специфике поэтической «эмотивности», зачастую понимаемой слишком прямолинейно, см. соображения в статье Б. А. Ларина «О лирике как разновидности художественной речи». Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи. Л., «Художественная литература», 1974, с. 61.

11Н. Полевой. Очерки русской литературы, т. I, с. 16.

2 А. Н. Веселовский. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения», с. 107

1 См. страницы, посвященные элегии «Вечер», в книге Г. А. Гуковского «Пушкин и русские романтики».

1 М. А. Протасова в январе 1817г. вышла замуж за И. Ф. Мойера, профессора Дерпгского университета.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жуковский поэт-романтик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: В. А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви...
Жуковский поэт-романтик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 1808 г. Жуковский перевёл балладу немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел...
Жуковский поэт-романтик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт новою времени {К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т....
Жуковский поэт-романтик iconТема: А. А. Фет. Поэт музыкант. Поэт художник
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
Жуковский поэт-романтик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сэмюэл Кольридж (ум. 1834), английский поэт. Автор «Лирических баллад» (1798), ставших манифестом английского романтизма, принципы...
Жуковский поэт-романтик iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Жуковский поэт-романтик iconБизнес-план строительства и эксплуатации гостиницы 3* в поселке «романтик»...
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Жуковский поэт-романтик iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Жуковский поэт-романтик iconРешение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности...
О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в сельском поселении Жуковский сельсовет муниципального...
Жуковский поэт-романтик iconПатентам и товарным знакам (19)
Московская обл., г. Жуковский-2, фгуп "Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова"
Жуковский поэт-романтик iconВ. А. Жуковский «Спящая царевна»
АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Жуковский поэт-романтик iconПатентам и товарным знакам (19)
Московская обл., г. Жуковский-2, фгуп "Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова"
Жуковский поэт-романтик iconСписок литературы для 5 класса
В. А. Жуковский "Спящая царевна", "Кот в сапогах", "Тюльпанное дерево", "Три пояса"
Жуковский поэт-романтик iconПатентам и товарным знакам (19)
Московская обл., г. Жуковский-2, фгуп "Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова", В. В. Цыплакову
Жуковский поэт-романтик iconДисциплины: Теоретическая механика
Д. ф м н профессор Жуковский Владимир Чеславович, кафедра теоретической физики физического факультета мгу,, +7(495)939–31–77
Жуковский поэт-романтик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Брейк-данс», «Техно», «Спасатель», «кпд». На базе остальных клубов по месту жительства в течение месяца работают 6 площадок временного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск