Муниципальное образовательное учреждение
Радищевская средняя общеобразовательная школа №2
Программа
«Школа молодого специалиста.
Путь к успеху».
Пояснительная записка.
Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
В нашей школе существует тенденция обновления кадрового состава молодыми специалистами. Это выпускники не только педагогического вуза, но и специалисты перешедшие работать в школу из другой профессиональной отрасли.
Молодые учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе нуждаются в методической помощи. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывала, что молодым учителям не хватало педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста протекает длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не всегда может выделить приоритетные цели и задачи, что может привести к низкой эффективности обучения.
Следующая проблема, с которой сталкивается молодой педагог, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Выделяется проблема во взаимоотношениях с учениками и в том числе со «сложными», так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых учителей может быть связана с неумением правильно и доступно разъяснить учебный материал.
Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями может привести к разнообразным трудностям в период адаптации.
Для решения данных проблем и оказания методической помощи молодым специалистам разработана Программа «Школа молодого специалиста. Путь к успеху».
Цель: сформировать профессионально-адаптированного, компетентного учителя – практика.
Задачи:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.
Содержание обучения
| Ожидаемые результаты
| Методы обучения
| Познакомить с учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами строгой отчётности.
| Знать практические требования и содержание программы; уметь отбирать учебный материал; грамотно вести документацию, оформлять личные дела учащихся, классные журналы.
| Консультация, знакомство с инструкциями.
| Освоить методику планирования урока.
| Ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника.
| Консультация, посещение и анализ уроков у учителей наставников; практикум.
| Самоанализ урока
| Уметь делать самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны урока, корректировать слабые стороны урока и улучшать их.
| Самообразование, чтение методической литературы, проведение уроков для наставника.
| Контроль оценки знаний учащихся.
| Уметь объективно оценивать учащихся в соответствии с нормами оценивания.
| Консультация, чтение методической литературы, практические занятия.
| Формы организации деятельности учащихся на уроке.
| Уметь правильно организовать деятельность учащихся на уроке, использовать эффективные формы организации, уметь поддерживать внимание учащихся.
| Чтение методической литературы, проведение уроков для наставников, комплексно-рефлексивное обучение.
| Выявление затруднений в работе молодого учителя.
| Уметь анализировать свой опыт, трудности, успехи.
| Анкетирование, беседа.
| Технология уроков.
| Знать традиционные и нетрадиционные типы уроков, уметь их провести, оптимизировать процесс обучения.
| Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки.
| Проектная методика обучения
| Знать и применять алгоритм подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организовать самостоятельную деятельность учащихся.
| Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков у учителей методического объединения, урок для учителей МО.
| Внеклассная работа по предмету.
| Уметь формировать познавательный интерес у учащихся, привлекать их к работе школьной НОУ, участию в олимпиадах, конкурсах.
| Открытое мероприятие для учителей МО, выступление на школьной конференции НОУ по определённой теме.
| Планирование работы классного руководителя.
| Уметь найти контакт с родителями, привлечь их к работе в классе, установить деловые отношения с учащимися.
| Чтение методической литературы, консультации психолога, изучения опыта общения с детьми у опытных учителей.
| Диагностика результатов обучения.
| Анализировать деятельность и полученные результаты, сравнивать, планировать шаги по улучшению.
| Практическое занятие, самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
|
Первый год обучения.
Тема «Знания и умения учителя — залог творчества и успеха учащихся»
№ п/п
| Тема занятий
| Срок
| Выход
| 1
| 1. Презентация программы «Школа молодого специалиста. Путь к успеху».
2. Знакомство с локальными актами школы.
| Сентябрь
| Программа Собеседование
| 2
| 1. Микроисследования «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании.
2. Требования к плану воспитательной работы.
| Октябрь
| Собеседование
Практикум
| 3
| 1. Постановка задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных).
| Ноябрь
| Практикум
| 2. Индивидуальные консультации по умению составлять рабочие программы и тематическое планирование.
3. Собеседование: «Оценивание учащихся в соответствии с нормами».
|
| Индивидуальные консультации Собеседование:
| 4
| 1. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы и формы уроков.
| Декабрь
| Посещение уроков.
| 2. Практикум по разработке программы саморазвития.
|
| Обучающее занятие
| 5
| 1. Практикум: самоанализ урока.
2. Работа с документацией.
| Январь
| Обучающее занятие
| 3.Круглый стол: «Взаимодействия с педагогическим, ученическим и родительским коллективами»
|
| Круглый стол
| 6
| 1. Методические разработки: формы контроля знаний.
| Февраль
| Представление опыта работы
| 2. «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации».
|
|
| 7
| 1. Дискуссия: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее»
2. Круглый стол «Управленческие умения учителя»
| Март
| Дискуссия: Круглый стол
| 8
| «Разрешите с Вами познакомиться».
| Апрель
| Педагогическое кафе
|
Второй год обучения.
Тема «Поиск. Творчество. Мастерство»
1
| 1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности»
| Сентябрь
| Совещание
| 2
| 1. Интеграция — один из путей развития познавательного интереса учащихся.
2. Самообразование учащихся
| Октябрь
| Сообщение.
Открытые уроки
| 3
| 1. Практикум. Как подготовить выступление на педагогическом совете.
| Ноябрь
| Практикум
| 2. Практическое занятие «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»
|
| Практикум
| 4
| Диагностика «Уровень сформированности организаторских и коммуникативных умений»
| Декабрь
| Собеседование
| 5
| Час психолога «Как выстроить отношения с родителями молодому классному руководителю»
Консультация. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
| Январь
| Собеседование
Открытые уроки,
взаимопосещения
| 6
| Консультация. Методика проведения внеклассных мероприятий по предмету.
| Февраль
| Консультация
| 7
| Саморазвитие педагога
Подготовка учащихся к конкурсам, конференциям.
| Март
| Доклад на педагогическом совете.
Обмен опытом
| 8
| Неделя молодого учителя. Использование педагогических технологий в работе молодых учителей
| Апрель
| Представление результатов работы
|
Третий год обучения. Тема «Мой выбор»
1
| Культура педагогического общения.
| Сентябрь
| Микроисследование.
| 2
| Самооценки личности
| Октябрь
| Диагностика
| 3
| Факторы, влияющие на успешность учителя и ученика
| Ноябрь
| Педагогические чтения.
| 4
| 1. Домашнее задание: как, сколько, когда.
2. Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся
| Декабрь
| Практикум
| 5
| Активные и интерактивные методы обучения в гражданском образовании.
| Январь
| Семинар
| 6
| Имидж современного учителя
| Февраль
| Эссе.
| 7
| 1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.
2. Дискуссия «Почему школьники редко переживают на уроке чувство успеха?»
| Март
| Круглый стол
| 8
| Творческий отчет молодых учителей
| Апрель
| Открытые уроки, выступления, презентации, портфолио.
| |