2. Человек и биосфера. 8





Скачать 192.21 Kb.
Название2. Человек и биосфера. 8
Дата публикации15.08.2013
Размер192.21 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ”


Кафедра экономики и менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ:

Экология и валеология


Специальность: 080507.65 – “Менеджмент организации”


Барнаул

2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 4

Главными целями изучения данного курса являются: 5

ПОНИМАТЬ: 6

Требования к выполнению контрольных работ (эссе, реферата) 7

II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 8

Тема 1. Основы биологической экологии. 8

Тема 2. Человек и биосфера. 8

Тема 3. Природоресурсный потенциал и его сохранение. 9

Тема 4. Основы экономики природопользования. 9

Тема 5. Правовые аспекты ООС в России. 10

Тема 6. Международное сотрудничество в области ООС. 10

III. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

Семинар 1. 10

Литература: 11

Семинар 2. 11

Литература: 11

Семинар 3. 11

Литература: 11

Семинар 4. 11

Литература: 11

Семинар 5. 11

Литература: 11

IV. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(ЭССЕ) ПО КУРСУ " ЭКОЛОГИЯ" 12

V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ
И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ) 13

VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 14

VII. ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВ. 15

VIII. ЛИТЕРАТУРА 16

ОСНОВНАЯ 16

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 17




ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ - начале ХХ1 века эколого-экономические проблемы
начали определять не только эффективность функционирования всех
отраслей мирового хозяйства, но и условия жизни человечества в целом
и каждого человека в отдельности. Одной из главных целей существова-
ния современного общества является сохранение биосферы - единствен-
ной среды обитания и общего дома для всех живых организмов Земли,
в том числе и человека. Для достижения этой цели следует решить
нелегкую задачу - компенсировать последствия глобального экологи-
ческого кризиса, начавшегося в последней трети ХХ века и продолжаю-
щегося поныне, остановить деградацию природы.

Данный курс призван теоретически обосновать две большие
группы проблем:

    1. наиболее эффективное, грамотное использование экономикой
      ресурсов планеты;

    2. поиск и обоснование наиболее целесо-образных методов
      ликвидации последствий глобального экологичес-кого кризиса.

Путь выхода из кризиса - коренная перестройка всей экономической
деятельности, переход от техногенной экономики, разрушающей
биосферу, к устойчивому, экологически сбалансированному мировому
хозяйству, экологизации всех сторон жизни общества. Для решения
этой задачи России необходимы экологически грамотные профессиона-
лы, которые смогли бы осуществить подъем экономики страны и сохранить
для жизни следующих поколений чистую, благоприятную окружаю-
щую среду.

Подготовка таких специалистов является основной задачей дан-
ного курса.




I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Программа и учебно-методические материалы по курсу "Экология"
составлены в соответствии с Государственным образовательным
стандартом "Экология" (ЕН.Ф.07) и предназначены для студентов
всех форм обучения, специализирующихся в области экономики и
менеджмента, обучающихся на финансово-экономическом факультете
и факультете управления.
Главными целями изучения данного курса являются:

      1. Освоение основных понятий и законов классической экологии,
        учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

      2. Ознакомление с экологическими аспектами здоровья человека,
        взаимоотношениями организма и окружающей среды, путями выхода
        из глобального экологического кризиса.

      3. Раскрытие перед студентами факта ограниченности природных
        ресурсов, необходимости их рациональной добычи и использования,
        охраны окружающей среды (ООС).

      4. Формирование у студентов понимания взаимоотношений
        общества и природы, экологии и экономики.

      5. Раскрытие сущности Концепции устойчивого развития, принятой
        международным сообществом, необходимости внедрения механизма
        действия этой Концепции в России.

      6. Ознакомление студентов с основами российского и международ-
        ного экологического права, международным сотрудничеством в области
        охраны окружающей среды.

В результате изучения курса "Общая экология" студенты должны

ЗНАТЬ:

  1. основы классической экологии и учения В.И. Вернадского о
    биосфере и ноосфере;

  2. механизм и инструменты государственного регулирования ООС;

  3. методы экономической оценки природных ресурсов;

  4. способы расчета платы за использование природных ресурсов и
    загрязнение окружающей среды;

  5. правовые основы рационального природопользования и ООС в России;

  6. главные аспекты международного сотрудничества в деле ООС.


ПОНИМАТЬ:

  1. факт ограниченности природных ресурсов и необходимость их
    рационального использования;

  2. влияние деградации биосферы на здоровье людей;

  3. взаимоотношения экономики и экологии, необходимость учета
    экологических факторов в экономическом развитии.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. о компонентах глобального экологического кризиса, его
    последствиях и путях выхода из него;

  2. о планетарном характере экологических проблем;

  3. об основах российского и международного экологического права.

Данная дисциплина тесно связана с курсами " Концепции современ-
ного естествознания", "Экономическая теория", "Экономическая
география", "Безопасность жизнедеятельности". Ее следует изучать
после освоения студентами курса "Концепции современного естествоз-
нания" и "Экономическая теория". Перечисленные предметы вместе
с дисциплиной "Экология", а также курсом "Экологическое право",
изучаемым будущими юристами, позволят создать единый комплекс
наук " Эколого-экономические и правовые аспекты сохранения биосферы".
Это углубит понимание студентами глобального, транснационального
характера экологических проблем Земли.

Обучение осуществляется в течение семестра и заканчивается
сдачей зачета.

На освоение курса " Экология" на очной форме обучения отводится
64 учебных часа, из них 32 приходится на аудиторную работу (лекции
и семинары), 32 часа отводится на самостоятельную работу студентов.
Основными видами обучения являются лекции и семинары. Лекции
- ведущий тип учебных занятий - предназначены для теоретической
подготовки студентов. Их главная цель - дать основы научных знаний
по предмету. Семинарские занятия предназначены для закрепления
знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе само-
стоятельной работы. Семинары проводятся в форме диалога, активность
студентов на этих занятиях оценивается в пятибалльной шкале. На
очно-заочной и заочной формах обучения меньшее количество аудитор-
ных часов должно восполняться самостоятельной работой студентов.

Эта работа является необходимой частью обучения студентов, в
ходе которой они выполняют контрольные работы: на очной форме
обучения в виде эссе, на вечерней и заочной формах - в виде рефератов.
Темы эссе и рефератов даны в разделах У и У1 соответственно.

В 2006-2007 учебном году в МИЭМП на очной форме обучения
всех факультетов была введена рейтинговая система оценки знаний

студентов. В соответствии с ней итоговая оценка по дисциплине
"Экология" определяется в соответствии с общим количеством
рейтинговых баллов, набранных студентом в течение семестра. Эта
оценка складывается из трех компонентов:

  1. числа баллов за контрольную работу (эссе) - минимум 6,
    максимум 10 баллов;

  2. числа баллов за рубежное компьютерное тестирование - минимум 11,
    максимум 20 баллов;

  3. количества баллов, полученных на зачете (устном или письменном)

  4. минимум 11, максимум 20 баллов.

Кроме того, за активную работу в течение семестра преподаватель
может добавить отличившимся студентам максимум по 5 баллов
текущего рейтинга. Таким образом, общая рейтинговая оценка для
получения зачета должна составлять не менее 28 баллов.

Рубежное компьютерное тестирование проводится на основе разрабо-
танного автором Банка тестовых заданий по дисциплине "Экология".
Тестирование осуществляется на 10-й неделе семестра и включает темы
"Основы биологической экологии", "Человек и биосфера", "Природо-
ресурсный потенциал", "Основы экономики природопользования".




Требования к выполнению контрольных работ (эссе, реферата)

    1. Работа должна быть выполнена на компьютере (шрифт 14, интервал
      одинарный) и представлена в распечатанном виде. Объем не должен
      превышать 7-8 листов (для эссе) и 13-15 листов (для реферата).

    2. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартными
      требованиями (название института, дисциплина, тема работы, Ф.И.О.
      студента, группа и факультет, фамилия и должность руководителя,
      внизу - место и год выполнения работы).

    3. Работа начинается с введения, в котором определяется цель и
      ставится задача (объем не более одного листа).

    4. В содержательной части излагается основной материал, причем при
      необходимости текстовый массив разбивается на более мелкие части.

    5. После содержательной части должны следовать выводы, в
      которых дается ответ на вопрос, поставленный во введении.

    6. В конце работы должен быть приведен список использованной
      литературы (2-3 названия для эссе, 4-5 названий для реферата).

Контрольная работа (эссе) должна быть выполнена студентом
очной формы обучения не позднее 12-й недели семестра, а затем

защищена, т.е. студент должен продемонстрировать свободное владе-
ние изложенным в работе материалом.

Рефераты выполняются студентами очно-заочной и заочной форм
обучения не позднее, чем за две недели до экзамена. Успешная защита
реферата может повысить шансы студента на получение более высокой
оценки на экзамене.




II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы биологической экологии.

Понятие экологии, ее разделы. Термины, определения и основные
законы классической экологии. Структура биосферы и экосистемы.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. Концепция коэволюции
Н.Н.Моисеева.




Тема 2. Человек и биосфера.

Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы
прошлого. Глобальный экологический кризис конца ХХ века, пути
выхода. Загрязнения биосферы, их классификация и воздействие на
живые организмы. Стандарты качества окружающей среды (ОС): ПДК,
ПДС, ПДВ, ПДУ, их применение. Взаимоотношения организма и ОС.
Здоровье человека и экологическая безопасность. Качество продуктов
питания. Экологические аспекты демографической ситуации в России.
Вселенная, биосфера и человек. Биоритмы и их влияние на поведенческие
механизмы людей.

Экозащитная техника и технологии. Безотходные и малоотходные
технологии. Методы очистки сточных вод. Оборотное водо-снабжение.
Качество питьевой воды. Способы очистки газовых выбросов в атмосферу.




Тема 3. Природоресурсный потенциал и его сохранение.

Понятие ресурсов и их виды: основные определения. Экологическая
классификация природных ресурсов. Отходы. Основные экологические
принципы рационального природопользования. Методы экономической
оценки природных ресурсов и их применение.




Тема 4. Основы экономики природопользования.

Взаимоотношения экологии и экономики. Техногенная экономика, ее
разновидности и ограничения. Экстерналии, их классификация. Индуст-
риальная и постиндустриальная пирамиды. Концепция устойчивого
экономического развития, ее критерии. Понятие природоемкости
экономики, ее разновидности. Основные экономические принципы
рационального природопользования и охраны окружающей среды (ООС).
Виды и источники платы за пользование природными благами и
загрязнение окружающей среды. Экономическое стимулирование ООС.
Экологическое страхование.

Институт государственной экологической политики. Суть механизмов
государственного регулирования ООС. Экологическая экспертиза,
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая серти-
фикация, аудит и контроль. Лицензирование природопользования.
Экологический мониторинг. Кадастры природных ресурсов. Экологи-
ческий мониторинг Москвы и Московской области.



Тема 5. Правовые аспекты ООС в России.

Объекты, субъекты, нормы и источники экологического права в
России. Органы государственного управления ООС в РФ. Юридическая
ответственность за нарушение природоохранного законодательства
в РФ. Экологическое воспитание и образование. Природопользование
и его виды. Право собственности на природные ресурсы. Экологи-
ческая безопасность России. Правовой режим отдельных природных
ресурсов: земель, недр, вод, атмосферного воздуха и озонового слоя,
лесов, животного мира. Особо охраняемые и экологически неблаго-
получные территории России.




Тема 6. Международное сотрудничество в области ООС.

Международные конференции и их решения. Международные
организации по ООС. Принципы, объекты, субъекты и источники между-
народного экологического права. Международная эколого-правовая
ответственность. Особенности экологического законодательства
стран СНГ.




III. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия на очной форме обучения являются формами
промежуточной контроля знаний студентов и предназначены для лучшего
усвоения и закрепления знаний, полученных на лекциях. Подготовка к
семинару начинается с отработки лекционных материалов, затем следует
изучение рекомендованной литературы и подготовка доклада. Выступ-
ления на семинарах должны быть краткими (не более 10 минут), емкими,
выстроенными в логической последовательности.




Семинар 1.

Организм и среда обитания. Биосфера, человек и Космос.

Литература:

  1. Современные проблемы изучения и сохранения биосферы и ее
    внешние связи (в 2х томах) -С-П.: 1992.

  2. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях
    Солнца., -М.: 1995г.




Семинар 2.

Стандарты качества окружающей среды и методы их определения.

Литература:

    1. Н.Ф. Реймерс. Охрана природы и ОС: словарь-справочник. -М.: 1994.

    2. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев. Экономика природопользования,
      -М.: 1997




Семинар 3.

Расчет платы за природопользование и загрязнение ОС.

Литература:

      1. С.В. Макар. Основы экономики природопользования.

      2. К.В. Папенов Экономика природопользования -М.: 1997

      3. Н.Ф. Реймерс. Охрана природы и ОС: словарь-справочник. -
        М.: 1994.




Семинар 4.

Правовые аспекты природопользования в России.

Литература:

1. Боголюбов С. А. Экологическое право. -М.: 2000.

2. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций. Изд. МИЭМП.
-М.: 2004




Семинар 5.

Охрана окружающей среды в европейских странах.

Литература:




IV. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(ЭССЕ) ПО КУРСУ " ЭКОЛОГИЯ"



        1. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Ноосфера.

        2. Концепция коэволюции Н.Н. Моисеева.

        3. Основные законы экологии.

        4. Структура экосистем и их свойства.

        5. Глобальный экологический кризис ХХ века, его составляющие.

        6. Виды загрязнений биосферы.

        7. Природные ресурсы, их классификация.

        8. Стандарты качества окружающей среды.

        9. Методы экономической оценки природных ресурсов.

        10. Экологические аспекты демографической ситуации в России.

        11. Безотходные и малоотходные технологии.

        12. Методы очистки сточных вод.

        13. Способы очистки газовых выбросов в атмосферу.

        14. Экологические принципы рационального природопользования.

        15. Техногенная экономика и ее ограничения.

        16. Концепция устойчивого развития, ее критерии.

        17. Природоемкость экономики, ее уровни.

        18. Виды платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

        19. Экстерналии и их классификация.

        20. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация в России.

        21. Экологическое лицензирование, аудит и контроль.

        22. Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов в
          России

        23. Ответственность за нарушение природоохранного законо-
          дательства.

        24. Формы собственности на природные ресурсы в РФ.

        25. Право природопользования в России.

        26. Основные законы по охране окружающей среды в РФ.

        27. Охрана земель и недр в России.

        28. Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя в России.

        29. Особо охраняемые территории и объекты в РФ.

        30. Охрана растительного и животного мира в России.

        31. Государственная охрана водных объектов в РФ.

        32. Зоны экологического бедствия в России.

3 3. Органы государственного управления по охране окружающей среды.

          1. Экологическое страхование в России.

          2. Охрана окружающей среды в городах.

          3. Демографическая ситуация в России и пути ее решения.

          4. Международные форумы по охране окружающей среды.
            3 8. Международные природоохранные организации.

            1. Основные источники международного экологического права.

            2. Киотский протокол, его сущность и роль в охране атмосферы Земли.

            3. Охрана окружающей среды в европейских странах.

            4. Особенности природоохранного законодательства США.

            5. Международно - правовая охрана Мирового океана.




V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДЛЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ
И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ)


              1. Основные черты глобального экологического кризиса современности.

              2. Загрязнение биосферы - угроза существованию человечества.

              3. Грядущий нефтяной кризис конца ХХ1 века - несколько велика
                угроза?

              4. Опасность озоновых дыр и способы защиты от них.

              5. Парниковый эффект: в чем причины?

              6. Основные идеи и критерии Концепции устойчивого развития.

              7. Экологические аспекты демографической ситуации в России.

              8. Мировой демографический взрыв.

              9. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

              10. Концепция коэволюции Н.Н. Моисеева.

              11. Здоровье населения России - экологический взгляд.

              12. Экологическая ситуация в Москве и Московской области.

              13. Состояние больших и малых рек России.

              14. Экологические последствия сырьевого характера Российской
                экономики.

              15. Рыбные запасы России и необходимость их сохранении.

              16. Экологические аспекты освоения Космоса.

              17. Главные направления работы ЮНЕП.

              18. Ресурсы планеты: на какой период их хватит человечеству?

              19. Экологические последствия освоения северо-востока России.

              20. Создание и освоение новых источников энергии.

              21. Техногенные катастрофы и их причины.

              22. Стихийные бедствия - можно ли от них уберечься?

              23. Леса России и перспективы их сохранения.

              24. Экологическая безопасность России и ее обеспечение.

              25. Экологические аспекты создания евразийской магистрали.

              26. Экологические кризисы прошлых эпох: почему природа их выдержала.

              27. Стандарты качества окружающей среды и их необходимость.

              28. Способы экономической оценки природных благ.

              29. Особо охраняемые территории России.

              30. Зоны экологического бедствия в Российской Федерации.

              31. Международная Конференция ООН в Рио де Жанейро, ее решения.

              32. Деятельность Всемирной организации здравоохранения.

              33. Основные аспекты работы международной организации МАГАТЭ.

              34. Красная Книга России - кто ее ведет и зачем.

              35. Основные аспекты работы Международной морской организации.


VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

                1. Структура экосистем.

                2. Основные законы экологии.

                3. Ассимиляционный потенциал.

                4. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

                5. Ноосфера в учении В.И. Вернадского.

                6. Экологические кризисы прошлого, их особенности.

                7. Глобальный экологический кризис конца ХХ века, его компоненты
                  и пути выхода.

                8. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

                9. Поведенческие механизмы людей и биоритмы.

                10. Классификация ресурсов.

                11. Природоресурсный потенциал. Понятие отходов.

                12. Загрязнения биосферы, их классификация.

                13. Стандарты качества окружающей среды.

                14. Техногенная экономика и ее ограничения.

                15. Концепция охраны окружающей среды (ООС).

                16. Концепция устойчивого экономического развития.

                17. Взаимоотношения экономики и экологии.

                18. Основные экономические принципы рационального природо-
                  пользования.

                19. Виды и источники платы за пользование природными ресурсами
                  и загрязнение окружающей среды (ОС).

                20. Экономическое стимулирование ООС.

                21. Экологическое страхование.

                22. Экологическая экспертиза и ОВОС

                23. Экологическое лицензирование и сертификация.

                24. Экологический контроль и аудит.

                25. Методы экономической оценки природных ресурсов.

                26. Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов.

                27. Понятие природоемкости экономики, ее уровни.

                28. Объекты и субъекты экологического права в РФ.

                29. Нормы и источники экологического права в России.

                30. Структура природоохранного законодательства в России.

                31. Виды права собственности на природные ресурсы в РФ.

                32. Право природопользования в России.

3 3. Виды ответственности за нарушение природоохранного законо-
дательства в РФ.

                  1. Международные форумы по ООС.

                  2. Виды и источники международного экологического права.

                  3. Международная эколого-правовая ответственность.



VII. ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВ.

К невозобновляемым ресурсам относятся:

  1. солнечная энергия;
    Б) вода и воздух;

  2. нефть и природный газ;
    Г) животные и растения.

    1. Способность биосферы компенсировать результаты
      антропогенных воздействий - это:


      1. природоресурсный потенциал;
        Б) ассимиляционный потенциал;

      2. экологический потенциал;
        Г) экономический потенциал.

    2. Платежи за загрязнение окружающей среды в пределах
      установленных лимитов предприятие выплачивает из:


      1. основных фондов;
        Б) прибыли;

      2. себестоимости продукции;
        Г) текущих затрат.

    3. Биосферой называется:

      1. сообщество всех живых организмов Земли:
        Б) совокупность всех экосистем планеты;

      2. суммарное количество всех животных Земли;
        Г) растительный мир планеты.

    4. Основоположником экологии был:

      1. Ч. Дарвин:
        Б) Г. Мендель;

      2. К.А.Тимирязев:
        Г) Э. Геккель.

    5. Установление соответствия намечаемой хозяйственной
      деятельности природоохранному законодательству - это:


      1. экологическая экспертиза:

Б) экологическая сертификация:

      1. экологическое лицензирование:
        Г) мониторинг окружающей среды.

    1. Образцово-показательные леса имеет:

      1. США:
        Б) Россия:

      2. Китай;
        Г) Канада.

    2. Максимальная масса загрязняющего вещества, которую
      предприя-тие может выбросить за год -это:


      1. ПДК;
        Б) ПДВ;

      2. ПДС;
        Г) ПДУ.

    3. Система наблюдений и прогнозов состояния окружающей
      среды - это:


      1. экологический аудит;
        Б) сертификация;

      2. мониторинг;
        Г) кадастры.

10) Программа ООН по окружающей среде-это:

        1. ЮНЕСКО;
          Б) МАГАТЭ;

        2. Гринпис;
          Г) ЮНЕП.

11. Термин "экстерналии" означает:

          1. пожары и наводнения;
            Б) землетрясения;

          2. ликвидацию обанкротившегося предприятия;

Г) внешние последствия хозяйственной деятельности.



VIII. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

            1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. -М.: 1994.

            2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. -М.: 1999.

            3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования.
              -М.:1997.

            4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. -
              М.: 1998, 2000.

            5. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды).
              Учебник для юридических ВУЗов. -М.: 1998, 2000.

            6. Макар С. В. Основы экономики природопользования. - М.: 1998.

            7. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. -М.: Юнисам, 1995; 1999.

            8. Петров В.В. Экологическое право России. -М.: 1995.

            9. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций .-М.: МИЭМП, 2005.

            10. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концеп-
              туальная экология. -М.: 1992.

            11. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды.
              Словарь - справочник. -М.: 1992.

            12. Реймерс Н.Ф. Экология. -М.: 1994.

            13. Экология. Учебное пособие. / Под ред. Ред. С.А. оголюбова
              -М.: 1997.

            14. Шилов И. А. Экология. -М.: 2001.

            15. Экология человека. Словарь-справочник. / Под ред. Н.А. Агаджаняна.
              -М.:1997.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

            1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. -М.: Наука, 1993.

            2. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. -М.:
              Наука, 1997.

            3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. -М.:
              Наука, 1988.

            4. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера.- М.: Наука, 1997.

            5. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. -М.: 2003.

            6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. -М.:1996.

            7. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
              -Новосибирск: Наука, 1999.

            8. Красилов В .А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты.
              -М.: Наука, 1998.

            9. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. За пределами роста. -М.: МГУ, 1994.

            10. Небел Г. Наука об окружающей среде. Как устроен мир.В 2 -
              х т. -М.: Мир, 1993.

            11. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользо-
              вание в России. -М.: 1995.

            12. Трещалин М.Ю. Гармония и биоритмы. М.: МИЭМП, 2005.

            13. Федоров Л.А. Диоксины как экологическая опасность: ретроспективы
              и перспективы. -М.: 1993.

            14. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. -М.: 2002

            15. Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. Основы
              экологии. - М.: 1995.

            16. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена
              распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. 1225-р)

            17. Экологическое право России. Учебник. /Под ред. В. Д. Ермакова,
              А.Я. Сухарева. -М.: 1997.

            18. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. -М.: Наука, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Человек и биосфера. 8 iconРабочая программа элективного курса по биологии «Биосфера и человек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа
2. Человек и биосфера. 8 iconТеоретические основы курса "экология" биосфера и человек
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
2. Человек и биосфера. 8 iconУчебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Ростов на...
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
2. Человек и биосфера. 8 iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...
2. Человек и биосфера. 8 iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
2. Человек и биосфера. 8 iconБиография биосфера

2. Человек и биосфера. 8 iconКонцепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» иеё значение в развитии философии истории
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
2. Человек и биосфера. 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В I ступени-16 человек, во II ступени-17 человек, в III ступени- 14 человек. Итого по школе: 16 человек
2. Человек и биосфера. 8 iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01
Охватывает. Биосфера включает
2. Человек и биосфера. 8 iconПлан Понятие «биосфера»
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
2. Человек и биосфера. 8 iconВоспитание толерантности
...
2. Человек и биосфера. 8 iconБиосфера и её структура
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
2. Человек и биосфера. 8 iconТема урока Тип урока
...
2. Человек и биосфера. 8 icon8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера
При выполнении заданий с кратким ответом В1—вз запишите ответ так, как указано в тексте задания
2. Человек и биосфера. 8 iconСценарий гала концерта и церемонии награждения лауреатов областного...
Предполагаемое количество участников 600 человек (500 человек (делегации всех муниципальных образований Тверской области) и 100 человек...
2. Человек и биосфера. 8 iconФундаментальные теоретические инновации. Экология, окружающая среда,...
Организационное. План работы на декабрь, анализ проведённых мероприятий за ноябрь


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск