ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. Ф. 05, ЕН.Ф.08, ЕН.Ф.07, ЕН.Ф.01 – БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050203.00 – Физика-Информатика
050202.00 – Математика-Информатика
050202.00 – Математика-Физика
050104 — Безопасность жизнедеятельности Очная / заочная форма обучения
Утверждено на заседании кафедры
биологии и химии
естественно-географического факультета
(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой
к.б.н., доцент ______________Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Авторы программы: к.б.н., доцент кафедры биологии и химии Луппова Е.Н., ассистент кафедры биологии и химии Гайнанова Р.И., ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е.Ю.
1.2 Рецензенты: Крыштоп В.А., к.п.н., ст. преподаватель кафедры биологии и химии МГПУ, Зензеров В.С., д.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ММБИ КНЦ РАН.
1.3 Пояснительная записка: Учебно-методический комплекс «Биология с основами экологии» для студентов небиологических специальностей педагогического университета разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта РФ. УМК рассчитан на учебный курс объемом 72 часа – для математических специальностей и 150 часов для обучающихся по специальности 050104 – Безопасность жизнедеятельности, из которых 36 часов приходится на аудиторные занятия для математических специальностей и 72 часа для специальности 050104 – Безопасность жизнедеятельности. На самостоятельную работу студентов отводится 36 часов для математических специальностей и 78 часов для специальности 050104 – Безопасность жизнедеятельности. На семинарские занятия выносятся вопросы дискуссионного характера, предназначенные для самостоятельного изучения. Для ряда специальностей (в частности, для специальности «Математика-физика» и специальности «Безопасность жизнедеятельности») предусмотрены лабораторные работы. Изучение дисциплины предполагается на 2-3 курсе.
УМК состоит из двух блоков: «Биология» и «Основы общей экологии». Основной целью курса является воспитание в студентах понимания того, что только знание и соблюдение биологических и экологических законов обеспечивает возможность выживания человечества в современных условиях.
Рассматриваются наиболее общие биологические закономерности, причины разнообразия населения Земли, характерные черты представителей царств живой природы, основные процессы жизнедеятельности организмов, условия, влияющие на живые организмы, и процессы, поддерживающие устойчивое существование и развитие биосферы.
Начинается курс со знакомства с предметом и задачами биологии и экологии, методами научного познания мира, частными методами биологии и экологии.
В разделе «Биология» рассматриваются современные представления о сущности жизни, вопросы ее происхождения и эволюции. Приводится современная классификация и краткая характеристика основных царств живой природы, изучаются уровни организации жизни и особенности функционирования живых организмов.
В разделе «Основы экологии» обсуждаются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, условия существования в различных средах. Рассматриваются механизмы, обеспечивающие устойчивость живых систем на популяционном и экосистемном уровнях.
В результате изучения курса студенты должны знать:
- определение жизни и основные критерии живого;
- характеристику уровней системной организации живой материи;
- признаки представителей основных царств живой природы;
- гипотезы происхождения и эволюции жизни на Земле;
- среды жизни и условия существования в каждой среде, приспособления животных и растений к условиям обитания;
- группы экологических факторов и закономерности воздействия основных факторов на живые организмы;
- типы взаимоотношений живых организмов друг с другом;
- структуру сообществ и механизмы, определяющие их существование. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоем-кость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| 050203.00 - Физика с информатикой
| II
| III
|
72
|
36
|
16
|
20
|
-
|
36
| зачет
| зачет
| 2.
| 050202 - Математика с информатикой
| II
| III
| зачет
| 20
|
| 16
| 3.
| Математика с физикой
| II
| III
|
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоем-кость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| 050104 – Безопасность жизнедеятельности
|
I
|
I
|
150
|
72
|
30
|
30
|
12
|
78
| экзамен
| 1.
| 050104 – Безопасность жизнедеятельности (ЗФО)
|
I
|
I
|
150
|
10
|
6
|
4
|
|
140
| экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| 2ФИ и 2И
| 3МФ
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| 1
| Введение. Биология как наука: предмет, задачи, методы. История развития биологической науки.
|
2
|
2
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 2
| Сущность жизни. Критерии
живого. Уровни организации жизни.
| 3
| Основы цитологии. Клетка: строение, функции.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 6
| 2
| -
| 4
| 4
| 4
| Многообразие органического мира. Систематика как наука.
| 6
| 2
| 4
| -
| 10
| 14
| 2
| -
| 12
| 10
| 5
| Основы эволюционного учения.
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 6
| Основы общей экологии. Экология как наука: предмет, задачи, методы. Структура современной экологии.
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 7
| Основы аутэкологии.
| 6
| 2
| 4
| -
| 4
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 8
| Основы демэкологии.
| 6
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 9
| Основы синэкологии.
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 10
| Глобальная экология. Современные экологические проблемы.
| 4
| 2
| 2
| -
| 6
| 2
| 2
| -
| -
| 6
|
| Всего
| 36
| 16
| 20
| -
| 36
| 36
| 20
| -
| 16
| 36
|
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| 1 БЖД (ОФО)
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| 1
| Введение. Биология как наука: предмет, задачи, методы. История развития биологической науки.
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 2
| Сущность жизни. Критерии
живого. Уровни организации жизни.
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 3
| Основы цитологии. Клетка: строение, функции.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 8
| 4
| Многообразие органического мира. Систематика как наука.
| 20
| 4
| 8
| 8
| 20
| 5
| Основы эволюционного учения.
| 8
| 4
| 4
| -
| 10
| 6
| Основы общей экологии. Экология как наука: предмет, задачи, методы. Структура современной экологии.
| 6
| 4
| 2
| -
| 4
| 7
| Основы аутэкологии.
| 8
| 4
| 4
| -
| 8
| 8
| Основы демэкологии.
| 4
| 2
| 2
| -
| 6
| 9
| Основы синэкологии.
| 4
| 2
| 2
| -
| 6
| 10
| Глобальная экология. Современные экологические проблемы.
| 6
| 2
| 4
| -
| 8
|
| Всего
| 72
| 30
| 30
| 12
| 78
|
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| 1 БЖД (ЗФО)
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| 1
| Введение. Биология как наука: предмет, задачи, методы. История развития биологической науки.
| 2
| 2
|
|
| 14
| 2
| Сущность жизни. Критерии
живого. Уровни организации жизни.
| 2
| 2
|
|
| 14
| 3
| Основы цитологии. Клетка: строение, функции.
| 2
|
| 2
|
| 14
| 4
| Многообразие органического мира. Систематика как наука.
|
|
|
|
| 14
| 5
| Основы эволюционного учения.
| 2
|
| 2
|
| 14
| 6
| Основы общей экологии. Экология как наука: предмет, задачи, методы. Структура современной экологии.
| 2
| 2
|
|
| 14
| 7
| Основы аутэкологии.
|
|
|
|
| 14
| 8
| Основы демэкологии.
|
|
|
|
| 14
| 9
| Основы синэкологии.
|
|
|
|
| 14
| 10
| Глобальная экология. Современные экологические проблемы.
|
|
|
|
| 14
|
| Всего
| 10
| 6
| 4
|
| 140
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы.
| Количество часов
| Форма контроля выполнения сам.работы
| 1.
| Введение. Биология как наука: предмет, задачи, методы. История развития биологической науки.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Становление биологии как науки: вклад мыслителей Античности в развитие биологии
Становление биологии как науки: биология Средневековья и эпохи Возрождения
Становление биологии как науки: биологическая мысль эпохи Просвещения
Достижения современной биологии
Современные методы биологической науки
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988
Быховский, Б.Е. История биологии с начала XX века до наших дней / Б.Е. Быховский, М., 1975.
Длусский, Г. История и методология биологии / Г. Длусский. – М. : Анабасис, 2006. – 220 с.
История биологии: с древнейших времен до начала XX века / под ред. С.Р. Микулинского; АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. – М. : Наука, 1972. – 562 с.
Лункевич, В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии / В.В. Лункевич. – М.-Л. 1960
Развитие биологии в СССР: 1917-1967 гг. / Б.Е. Быховский, А.Н. Белозерский, Л.Я. Бляхер [ и др.]. – М. : Наука, 1967. – 763 с.
Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М. : Наука, 1991. – 544 с.
| 2
| Заполнение таблицы
| 2.
| Сущность жизни. Критерии
живого. Уровни организации жизни.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Молекулярный уровень организации живого.
Клеточный уровень организации.
Тканевой уровень организации жизни.
Органный и организменный уровни организации жизни.
Популяционно-видовой уровень организации жизни.
Биогеоценотический уровень организации жизни.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Вилли К., Детье В. Биология: биологические процессы и законы. М.: Мир, 1974.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994
Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
|
2
| Составление план-конспекта
| 3.
| Основы цитологии. Клетка: строение, функции.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
История открытия клетки. Современная клеточная теория.
Строение клетки. Основные органоиды клетки.
Химический состав клетки.
Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.
Растительная и животная клетка.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988
Вилли К., Детье В. Биология: биологические процессы и законы. М.: Мир, 1974.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994
Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
| 4
| Выступление на семинаре
| 4.
| Многообразие органического мира. Систематика как наука.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Система органического мира: искусственные и естественные системы.
Основные царства живой природы, их характеристики.
Значение бактерий в природе и для человека.
Значение представителей царства грибов.
Значение растений.
Значение представителей царства животных.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Жизнь животных. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1968.
Жизнь растений. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1974.
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х томах. М.: Мир, 1990.
Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989..
Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1982.
| 10
| Выступление на семинарах, заполнение сравнительных таблиц, выполнение теста
| 5.
| Основы эволюционного учения.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
История эволюционных учений
Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
Современное состояние эволюционной теории
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.
Дженкинс М. 101 ключевая идея: эволюция. – М.: Изд. - торговый дом Гранд, 2001.
Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
| 2
| Выступление на семинаре
| 6.
| Основы общей экологии. Экология как наука: предмет, задачи, методы. Структура современной экологии.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Основные методы экологических исследований.
Направления развития современной экологии.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда. Минск: Ураджай, 1978.
| 2
| Выступление на семинаре
| 7.
| Основы аутэкологии.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Характеристика основных абиотических факторов среды: свет, температура, влажность.
Характеристика основных биотических факторов среды: хищничество, конкуренция, паразитизм, мутуализм, протокооперация и др.
Основные среды жизни. Характеристика. Адаптации животных и растений к обитанию в водной, наземно-воздушной и почвенной среде.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Мурсалиев А.М. Основы экологии. Учеб. пособие для студентов. – Бишкек, 2000.
Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда. Минск: Ураджай, 1978.
| 4
| Выступление на семинарах
| 8.
| Основы демэкологии.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Основные характеристики динамики популяций: рождаемость, смертность, таблицы и кривые выживания.
Логистическая и S-образная модель роста численности.
Циклические колебания численности популяций.
Экологические стратегии.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.
Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.
Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 1992. - 96 с.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Чернова Н.Н., Былова А.М. Основы экологии. 1978. – М.: Высш. школа.
Яблоков А.В. Популяционная биология. – М.: Высшая школа , 1987
| 2
| Выступление на семинаре, решение задач
| 9.
| Основы синэкологии.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Типы классификаций сообществ.
Устойчивость сообществ.
Продуктивность сообществ.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.
Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 1992. - 96 с.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Мурсалиев А.М. Основы экологии. Учеб. пособие для студентов. – Бишкек, 2000.
Чернова Н.Н., Былова А.М. Основы экологии. 1978. – М.: Высш. школа.
| 2
| Выступление на семинаре
| 10.
| Глобальная экология. Современные экологические проблемы.
| Вопросы для самостоятельного изучения:
Большой геологический круговорот веществ.
Биотический круговорот веществ.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Глобальные экологические проблемы. Проблема биоразнообразия.
Концепция устойчивого развития.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы особо охраняемых природных территорий.
Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены
Литература по теме:
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. – М., 1965.
Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
Мальшевич Е.В. Краткий словарь-справочник по охране природы. – М., 1975.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М., 1990.
| 6
| Составление схем круговоротов элементов, выступление на семинаре
| ВСЕГО
| 36
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
БЛОК 1. Биология.
|