Российской федерации





Скачать 86.93 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации05.04.2015
Размер86.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины
Новейшая зарубежная литература и журналистика

стран Европы

Направление подготовки

ВПО 030600 ЖУРНАЛИСТИКА
Профиль подготовки

ЖУРНАЛИСТИКА
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

очная


Саратов,

2010
1. Цели освоения дисциплины

  • Дать общее представление о литературном процессе западноевропейских стран после Перовой мировой войны и до начала XXI века;

  • сформировать представление о национальных вариантах «модернистской революции» и постмодернизма в западных литературах;

  • дать представление о способах взаимообмена между художественной литературой и разными формами СМИ ХХ - XXI вв.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300 – «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате освоения курсов: История зарубежной литературы, Основы теории литературы, История отечественной литературы, Иностранный язык, Основы отечественной художественной культуры.

Данная дисциплина предшествует дисциплинам Новейшая зарубежная литература и журналистика стран Европы/США, История зарубежной журналистики, Современный общественно-литературный процесс стран Европы, История театра, История кино, История литературной критики.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Общекультурные: дисциплина способствует уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий (ОК-1); пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2); развитию способности понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностные философские проблемы (ОК-3); формированию культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-4); пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения современной цивилизации (ОК-5); развивает уважение к человеческой личности, толерантность к другим культурам (ОК-6); способность расширять кругозор, обновлять знания, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8).

Общенаучные: дисциплина развивает способность основываться на базовых знаниях в области гуманитарных наук в процессе формирования мировоззрения, умение использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности (ОК-13)

Профессиональные: формируется понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, социальных ролей журналиста (ПК-4); знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание их практического значения для развития современных СМИ (ПК-5); ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17); умение собирать необходимую информацию, осуществлять ее селекцию, проверку и анализ (ПК-40).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать: основные этапы и факты (произведения, направления, методы) истории европейских литератур (Франция, Германия, Англия) XX в.

•Уметь: применять полученные знания для интерпретации текстов, для обеспечения качества процессов коммуникации, а также в процессе создания собственного продукта для размещения в СМИ.

•Владеть: навыками создания рецензий на литературно-художественные, критические и кинематографические произведения.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Новейшая зарубежная литература и журналистика стран Европы

6

1-16

Л:32

СР: 40







зачет


5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, эссе в жанре рецензии. Рекомендуется использование интерактивной формы лекции-беседы в сочетании с коммуникативно-профессиональным тренингом – групповым анализом художественного текста.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
По разделу 1
Темы рефератов и эссе

Рецензии на экранизации произведений из списка художественной литературы:

  • «Любовь Свана», реж. Фолькер Шлёндорф, 1983, Франция-ФРГ

  • «Берлин Александерплац», сериал, реж. Р.В. Фассбиндер, 1981, ФРГ.

  • «Возвращение в Брайдсхед», сериал Би-Би-Си 1981 г., реж. Ч.Старридж, М. Линдси-Хогг; или фильм 2008, реж. Джулиан Джарролд, Великобритания.

  • «Тихий американец», реж. Дж. Манкевич, 1958, США; или реж. Филипп Нойс, 2001, Германия, США, Англия, Франция.

  • «Жестяной барабан», реж. Ф.Шлёндорф, Франция-ФРГ, 1979.

  • «Женщина французского лейтенанта», реж. Карел Рейш, 1981, Великобритания.

  • «Парфюмер: История одного убийцы», реж. Том Тыквер, 2006, Германия, США, Франция, Испания.


Рефераты:

  1. Пражская школа и творчество Кафки.

  2. Рецензия на лекцию В.Набокова о «Превращении» Кафки.

  3. Документализм и репортаж в «Улиссе» Джойса.

  4. «Потерянное поколение»: мифы и реальность (на примере романа Хемингуэя «Прощай, оружие!»).

  5. Способы манипуляции массовым сознанием в дистопии Хаксли «Прекрасный новый мир».

  6. «Чума» А.Камю как художественное исследование фашизма.

  7. Исторические судьбы Германии в романе Т.Манна «Доктор Фаустус».

  8. Этика журналистской профессии и образ Фаулера в романе Грина «Тихий американец».

  9. Постмодернизм в литературах Западной Европы: значения термина, концепции, история.

  10. Постмодернистская поэтика романа Г.Грасса «Жестяной барабан».

  11. Постмодернистская поэтика романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта».

  12. Постмодернистская поэтика романа «Парфюмер» П. Зюскинда.


Вопросы к экзамену

  1. Периодизация западноевропейских литератур ХХ века. Смысл терминов «модерн» - «модернизм», «постмодерн» - «постмодернизм».

  2. Мировоззренческая и эстетическая революция модернизма: общая характеристика.

  3. Первая мировая война и ее влияние на литературу. «Потерянное поколение»: Селин, Ремарк. «Путешествие на край ночи».

  4. Английский модернизм. Общая характеристика: Элиот, Вулф, Джойс, Лоренс.

  5. «Улисс» Джойса.

  6. «Миссис Дэлллоуэй» Вулф.

  7. Антиутопия в литературе ХХ в. Творчество Хаксли.

  8. Проблема тоталитарного сознания в литературе ХХ века.

  9. Пути распада и спасения личности в литературе ХХ века: Деблин, «Берлин Александерплац».

  10. Пути распада и спасения личности в литературе ХХ века: Во, «Возвращение в Брайдсхед».

  11. Пути распада и спасения личности в литературе ХХ века: А.Камю, «Чума».

  12. Историко-философская проблематика и интертексты романа Т.Манна «Доктор Фаустус».

  13. Вторая мировая война в западноевропейских литературах.

  14. Возникновение «общества потребления» в странах Запада и трансформации литературного процесса.

  15. Литература и кинематограф.

  16. Документальные жанры в современной литературе (мемуары, автобиография, биография) и документализм в современном романе.

  17. Общая характеристика постмодернизма в западноевропейских литературах. Проблема соотношения постмодернизма с модернизмом.

  18. Исторический роман постмодернизма (анализ одного произведения по выбору), особенности историзма в постмодернистской литературе.

  19. Автор и читатель в постмодернистском романе (анализ одного произведения по выбору).

  20. Интертекстуальность постмодернистской литературы (анализ одного произведения по выбору).

  21. Интернет и судьбы книжной культуры.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) Основная литература

Художественные тексты

  1. Джойс. Улисс.

  2. Вулф В. Миссис Дэлллоуэй.

  3. Дёблин А. Берлин Александерплац.

  4. Селин Л.Ф. Путешествие на край ночи.

  5. Хаксли О. Прекрасный новый мир.

  6. Во, И. Возвращение в Брайдсхед.

  7. Камю А. Чума.

  8. Манн Т. Доктор Фаустус.

  9. Грин Г. Тихий американец.

  10. Белль Г. Глазами клоуна.

  11. Грасс Г. Жестяной барабан.

  12. Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта.

  13. Зюскинд П. Парфюмер.

Учебники и хрестоматии

История зарубежной литературы ХХ века. /Под ред. В.М.Толмачева. М.: Academia, 2003.

Зарубежная литература ХХ века: Практические занятия. / Под ред. И.В. Кабановой. — М.: Наука-Флинта, 2007, 2009

б) Дополнительная литература

  1. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ в. в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

  2. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.

  3. Аллен Уолтер . Традиция и мечта. М.,1970.

  4. Барт Р. Избранные работы. М,, 1994.

  5. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран . М., 1985.

  6. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

  7. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

  8. Зверев А. Дворец на острие иглы. М., 1989.

  9. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1986.

  10. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  11. Ильин И.Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

  12. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

Содержание дисциплины представлено в сети Интернет на сайте кафедры.

Кроме того, рекомендуются следующие электронные ресурсы:

  • http://lib.ru - электронная библиотека Максима Мошкова, для чтения художественных текстов в переводах по всем разделам дисциплины;

  • http://www.philology.ru - Электронная библиотека Русского филологического портала, для знакомства с дополнительной научной литературой по всем разделам курса, для самостоятельной работы над эссе и рефератами;

  • http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp -- История всемирной литературы в 9-ти томах, электронная версия издания;

  • http://books.google.ru/books?hl=ru - Виртуальная библиотека Google (17 млн. оцифрованных книг из библиотеки Конгресса, Национальной библиотеки Франции, Британской библиотеки – художественные тексты и научные издания в режиме on-line. Для чтения текстов а оригинале и в переводе, для самостоятельной работы над эссе и рефератами, для самостоятельной подготовки к экзаменам и зачетам;

  • http://www.libfl.ru/mimesis/ -- персональная страница исследований и переводов Г.К.Косикова, выдающегося теоретика и историка зарубежной литературы.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс и оргтехника для самостоятельной работы, интерактивная доска для использования в ходе лекций.

При освоении курса Истории зарубежной литературы используются ресурсы Зональной научной библиотеки СГУ, электронных библиотек.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению ВПО 030600 – «Журналистика».
Автор______________________ зав. кафедрой зарубежной литературы и журналистики И.В.Кабанова
Программа одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики

от 15.11.2010 года, протокол № 4.

Зав. кафедрой__________________________________________И.В.Кабанова
Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск