ВАРИАНТ 2 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей.
Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующих написания слóва, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2).
Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4).
Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только
ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продолжительность ЕГЭ по литературе – 235 минут. Рекомендуем
не более 2 часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное
время – на задание части 3.
Ответы в бланках ЕГЭ записывайте чётко и разборчиво яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но
записи в нём не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов. Желаем успеха!
Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1 —В7; С1, С2. Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.
– Как же вы поживаете? – спросила Екатерина Ивановна.
– Ничего, живём понемножку, – ответил Старцев.
И ничего не мог больше придумать. Помолчали.
– Я волнуюсь, – сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, – но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и нe могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.
Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней её прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк.
– А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? – сказал он. – Тогда шёл дождь, было темно...
Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...
– Эх, – сказал он со вздохом. – Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
– Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И, конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье – быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! – повторила Екатерина Ивановна с увлечением. – Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...
Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.
Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку. – Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, – продолжала она.
– Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.
Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
(А.П. Чехов «Ионыч») Ответом к заданиям В1 —В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. В1 К какому жанру относится произведение А.П. Чехова «Ионыч»? Ответ: . В2 Какой частью сюжета является приведённый отрывок из произведения
А.П. Чехова «Ионыч»? Ответ: . ВЗ Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в приведённом фрагменте, и присущими им свойствами и характеристиками.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
| Свойства и характеристики
| А) Старцев
Б) Екатерина Ивановна
В) Вера Иосифовна
| I) «Худощавая милая дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям». 2) «Она казалась ему умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно...» 3) «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи...» 4) «Жаль было своего чувства, своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил по спине Пантелеймона».
| Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1. Ответ: В4 Установите соответствие между персонажами и их предысторией.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
| ПРЕДЫСТОРИЯ
| А) Старцев
Б) Екатерина Ивановна
В) Вера Иосифовна
| 1) известная в городе С. дама, с мужем и дочерью жившая на главной улице, возле губернатора, в собственном доме 2) молодая девушка, играла на рояле 3)полный, красивый брюнет, устраивал спектакли с благотворительной целью 4) сын дьячка, выучился, был назначен в Дялиж, в девяти верстах от города С.
| Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
B5 В приведённом эпизоде А.П. Чехов показывает внутреннее, душевное состояние героев. Как называется принцип изображения в искусстве душевных переживаний человека? Ответ: В6 Как называется подробность, несущая важную идейную и художественную нагрузку в создании образа героя или в описании? Ответ: В7 Как называются ответные фразы собеседников при обмене высказываниями? Ответ:
Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте своё видение проблемы. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. С1 Какие качества Старцева давали Екатерине Ивановне основание считать его «лучшим из людей»? С2 В каких произведениях русской литературы показано позднее прозрение героев? Что сближает чувства этих героев с чувствами
Екатерины Ивановны?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания В8 – В12; С3 – С4. Бесы
Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин . Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! "Эй, пошел, ямщик!"
– "Нет мочи: Коням, барин, тяжело, Вьюга мне слипает очи, Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня, Вон - теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной, Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой".
Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... "Что там в поле?" - "Кто их знает? пень иль волк?"
Вьюга злится, вьюга плачет, Кони чуткие храпят, Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин... Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Сколько их? куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...
А.С. Пушкин
1830 г. В8 Как называется изображение картин природы в литературном произведении?
Ответ: ______________________________
В9 Во второй и третьей строфе стихотворения воспроизводится речь ямщика. Как называется развернутое высказывание персонажа литературного произведения?
Ответ: ______________________________
В10 В первой, четвертой и последней строфе есть совпадающие строки. Как называется этот стихотворный прием?
Ответ: ______________________________
В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в 5- 6 строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
литота
олицетворение
анафора
эпитет
сравнение
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в банк ответов №1 Ответ:
В12 Определите стихотворный размер, которым написано приведённое стихотворение.
Ответ: _______________________________ Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Выполняя задание С3, опирайтесь на позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.
Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора).
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С3 Какова роль пейзажа в передаче внутреннего состояния лирического героя?
С4 В каких произведениях, созданных русскими поэтами, звучит мотив судьбы и что сближает их с стихотворением «Бесы» А.С. Пушкина?
Часть 3 Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2.
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинении объемом не менее 200 слов (сочинение объемом менее 150 слов оценивается нулем баллов).
Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C5.1Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
C5.2 Чем объясняется способность или неспособность героев романа
Л.Н. Толстого «Война и мир» к «диалектике души»? C5.3 В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? |