Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе





Скачать 322.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе
Дата публикации10.04.2015
Размер322.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого.- М.: Мнемозина, 2006год и обеспечивает выполнение требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в УМК под редакцией Г.И. Беленького (учебник Литература. Учебник-практикум. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Г.И. Беленький М.: Мнемозина 2012 год )

Программа рассчитана на 105 часов (в неделю 3 часа).

Цели обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основное содержание

(105 час)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Античности


Катулл (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.


Литература эпохи Средневековья

Данте (2 час)


Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Древнерусская литература (6 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»


Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

литература XVIII века (9 часов)


Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Г.Р. Державин (2 час)


Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Д.И. Фонвизин (4 часа)


Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Сочинение по комедии Д.И Фонвизина « Недоросль»

Н.М. Карамзин (2 час)


Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

А.Н. Радищев (1 час)


Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

литература XIX века (65 час)


Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А. Жуковский (1 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

А.С. Грибоедов (9 час)


Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон (1 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения)

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

А.С. Пушкин (20 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

М.Ю. Лермонтов (14 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

К.Н. Батюшков (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений).


Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов (1 час) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений).

Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский (1 час)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений).

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь (13 час)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

А.А. Фет (1 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения). Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

А.Н.Островский (3 часа)


Жизнь и творчество драматурга. «Свои люди – сочтёмся!». Драматический сюжет пьесы. Проблематика драматического произведения.

Ф.М.Достоевский (3часа)


Жизнь и творчество (обзор). Роман «Бедные люди». Особенности эпистолярного романа. Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского.

А.П. Чехов (2 час)


Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Русская литература ХХ века (7 час)


Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

А.А. Блок (1 час)


Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова (1 час)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А. Булгаков (3 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

М.А. Шолохов (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.И. Солженицын (1 час)


Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Литература народов России

Г. Тукай (1 час)(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России).Слово о поэте.

Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).

Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.

Итого в IX классе – 105 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-методический комплект

1.Литература. . 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.И. Беленький М.: Мнемозина 2010 год.

2. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс. М.:ВАКО,2008г.

3. О.А Ерёмина « Поурочное планирование 9 класс», издательство «Экзамен»,2008 год

4.И.П. Карпов «Открытый урок по литературе 5-11 классы» Московский лицей, 2003

5.Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

Планирование

уроков литературы в 9 классе

по программе Г.А.Беленького.

/№

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1.

2.

Вн.

чт.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вн.

чт.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17-19

20-21

Вн.

чт.

22.

23.

24.

Вн.

чт.

25-33

34-53

Вн.

чт.

Вн.

чт.

57-70

Вн.

чт.

71

72

73

74-86

85

86

87-89

90-92

93-94

95

96

97

98

99-100

101-102

103-104

105


Литература как искусство слова

Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. Т.л. Художественная литература как искусство слова.

Литература эпохи Античности


Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима.

Литература эпохи Средневековья

(2 часа)


Данте «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)

  • Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.

  • Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Древнерусская литература (6 часов)

  • Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»

  • Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет.

  • Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".

  • Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

  • Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля.

  • Значение "Слова" для русской культуры.

Подготовка к сочинению. Р/Р 1

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир (2 час)

  • Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия.

  • Мысль и действие. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Т.л. Классицизм как литературное направление.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. Т.л. Ода

Г.Р. Державин


Стихотворения: «Фелица», «Памятник».

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н. Радищев


«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Д.И. Фонвизин (3 часа)


  • Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.

  • Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

  • Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

И.-В. Гете (2 часа)


  • Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте.

  • Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Сентиментализм в русской литературе. Н.М.Карамзин (2 часа)

«Бедная Лиза». Т.л. Сентиментализм Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев.

Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.


Романтизм в русской литературе. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Т.л. Романтизм Романтизм в западноевропейской литературе Д.Г.Байрон Поэма «Корсар»

Литература XIX века

А.С. Грибоедов (9 часов)


  • Жизнь и творчество.

  • Комедия «Горе от ума».Специфика жанра комедии.

  • Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).

  • Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва.

  • Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).

  • "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

  • Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

  • Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

  • Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Р/Р 2

А.С. Пушкин (20 часов)

  • Жизнь и творчество.

  • Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Тема дружбы.

  • Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Философская и пейзажная лирика.

  • Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Тема любви.

  • Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

  • Анализ стихотворения. Р/Р 3

  • Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа.

  • «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

  • Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах.

  • Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении.

  • Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Т.л. Реализм.

  • Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский.

  • Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе.

  • Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.

  • Реализм и энциклопедизм романа. Т.л. Онегинская строфа.

  • Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

  • Сочинение по творчеству А.С Пушкина. Р/Р 4-5

  • Анализ сочинений.

М.Ю. Лермонтов (14 час)


  • Жизнь и творчество.

  • Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.

  • Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение.

  • Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

  • Анализ стихотворения. Р/Р 6

  • Драма «Маскарад»

  • Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа.

  • Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина.

  • Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич ).

  • Тема любви и женские образы в романе.

  • Печорин в галерее "лишних людей".

  • Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Т.л. Проблематика

  • Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Р/Р 7-8

К.Н. Батюшков


Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов

Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь (13 час)

  • Жизнь и творчество.

  • Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

  • Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов.

  • Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

  • Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

  • Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме.

  • Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

  • Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

  • Сочинение по поэме «Мёртвые души». Р/Р 9-10

А.А. Фет

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

А.Н.Островский


  • Жизнь и творчество драматурга.

  • «Свои люди – сочтёмся!». Драматический сюжет пьесы.

  • Проблематика драматического произведения.

Ф.М.Достоевский

  • Роман «Бедные люди». Особенности эпистолярного романа.


  • Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского.


А.П. Чехов


  • Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова.

  • Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. Т.л. Деталь в художественном произведении.

А.А. Блок


Стихотворение «Русь»

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин


Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…».

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Анализ стихотворения. Р/Р 11

М.А. Булгаков (2часа)




  • Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести.

  • Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

М.А. Шолохов (2 часа)


  • Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

  • Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.И. Солженицын


  • Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.

  • Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.


Литература народов России

Обзор творчества Расула Гамзатова


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

2

1

1

3

3

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка к программе по литературе в 5 «В» классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПриказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПрограмма по Литературе 11 класс. Пояснительная записка
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса...
Рабочая программа по литературе для 7 класса к учебнику В. Я. Коровиной 1 составлена на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и авторской программы по литературе iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск