Российской федерации





НазваниеРоссийской федерации
страница1/9
Дата публикации29.04.2015
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы

Направление подготовки

ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ
Профиль подготовки

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

очная

Саратов,

2010

1. Цели освоения дисциплины

  • Дать общее представление о развитии литератур стран изучаемых языков в мировом литературном процессе;

  • дать представление о становлении и развитии конкретной национальной литературной традиции как части национального менталитета;

  • сформировать ценностное отношение к изучению зарубежной литературы как составляющей развития личности;

  • сформировать взгляд на национальную литературу как на инструмент доступ к национальной культуре;

  • сформировать культурный уровень, необходимый для профессиональной работы в области перевода и межкультурных коммуникаций.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате параллельного освоения курсов: Введение в литературоведение, История русской литературы, Практикум по основам литературной культуры, География и культура страны изучаемого языка/ Страноведение, Основы межкультурной коммуникации/Мир изучаемого языка, История страны изучаемого языка, изучаемых иностранных языков, классических языков.

Данная дисциплина предшествует дисциплинам Теория литературы/История литературоведения, Теория перевода/Литературное переводоведение.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Общекультурные: дисциплина способствует формированию культуры мышления; способности к восприятию, анализу, обобщению информации (ОК-1); стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6). В силу предмета дисциплины она формирует умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать  социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Общепрофессиональные: формируется способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории зарубежной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1). Развивается способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5). При написании рефератов и эссе по дисциплине совершенствуются базовые навыки обработки (комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13).

Профессиональные: изучение истории зарубежной литературы вырабатывает

  • знание литературы в ее историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;

  • понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать: основные произведения и факты (эпохи, направления, методы) истории мировой литературы от Античности до конца XX в., специально – историю литературы страны изучаемого языка.

•Уметь: применять полученные знания для интерпретации художественных и критических текстов зарубежной литературы, для обеспечения качества процессов межкультурной коммуникации.

•Владеть: основными приемами анализа поэтики художественного текста.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единиц, 504 часа.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Литература Древней Греции

1

1-16

Л:32

СР: 46







Экзамен

2

Литература Древнего Рима

2

1-8

Л:16

СР:27







Экзамен

3

Литература Средних веков и Возрождения

3

1-17

Л:34

СР:46







Экзамен

4

Литература XVII-XVIII вв.

4

1-16

Л:32

СР:46







Экзамен

5

Литература XIX в.

5

1-16

Л:32

СР:46







Экзамен

6

Литература ХХ в.

6

1-16

Л:32

СР:46







Экзамен

7

Литература страны изучаемого языка -1

7

1-14

Л:28

СР:

46







Зачет

8

Литература страны изучаемого языка -2

8

1-8

Л:16

СР:

27







Экзамен


Содержание дисциплины
Литература Древней Греции

Лекция 1.Вводная лекция.

Введение в античную литературу и культуру. Понятие Античности, Античного искусства, античного искусства и словесной культуры Древней Греции. Отличия в объеме понятия «литература» в античности от понятия «художественная литература» наших дней. Малая дифференциация словесного творчества в античной Греции.

Древнегреческая литература от фольклорных истоков до авторской литературы и эллинизма как первый полный цикл литературного развития. Литературный процесс Древней Греции как модель литературного процесса национальных литератур европейского типа.

Вопрос о степени сохранности наследия древнегреческой литературы. Источники и основные подходы к изучению античной литературы (в том числе литературы Древней Греции).

Античный космос и идеал красоты: мера, гармония, пропорциональность. Периодизация древнегреческой литературы: архаика, классика, эллинизм.
Лекция 2. Миф как основа древнегреческой литературы.

Мифологизм как способ мышления античного человека. Миф и ритуал. Научные источники для реконструкции античной мифологии и принципы их критики. Своеобразие и уникальность древнегреческой мифологии.

Основные группы мифов - мифы хтонические, космогонические, мифы о культурных героях, мифы о богах и людях - в древнегреческом варианте. Мифологические смертные существа, пантеон бессмертных олимпийских богов.

Семья богов-олимпийцев как отражение родоплеменных отношений. Основные боги и богини (Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Аполлон, Афродита, Арес, Артемида, Афина, Гефест, Дионис, Гермес и др.), их характеры и культурная атрибутика. От местного божества к божеству олимпийскому. Антропоморфизм и отражение в олимпийском пантеоне культуры греческого полиса.

Постепенное разрушение мифологизма в древнегреческой культуре по мере подъема рационализма и его последствия для литературы.

Дельфийский оракул и его роль в греческой культуре.

Лекция 3. Гомеровский эпос.

Эпос как один из трех основных родов литературы. Историзм эпоса. Эпическая дистанция, эпическое сознание, эпические время и пространство. Формы бытования эпоса в античности. Рапсоды. Фольклорное и авторское начало в эпосе. Гомеровский эпос как вершина и образец эпической литературы.

Гомеровский вопрос (история возникновения и современное состояние). Роль археологических открытий Г. Шлимана и современных историков и археологов в формировании нынешних представлений об исторической основе поэм Гомера.

Напластование культурных эпох в поэмах Гомера, анахронизмы у Гомера.

Традиционные элементы гомеровского эпоса. Понятие гекзаметра. Гомеровские повторяющиеся эпитеты. Особенности темпа повествования. Особенности героизма в древнегреческой литературе.

История переводов Гомера на европейские языки и русский язык.
Лекция 4. «Илиада» Гомера.

Цикл мифов о Троянской войне как сюжетная основа гомеровского эпоса. Соотношение «Илиады» и «Одиссеи».

«Илиада» как более древняя из гомеровских поэм. Сюжет и композиция. «Закон хронологической несовместимости» и развитие сюжета в поэме. Соотношение с мифологическим преданием.

Образы основных героев (Ахилл, Патрокл, Агамемнон, Менелай, Аякс Теламонид, Одиссей, Елена, Парис, Гектор, Приам). Проблема эпического героя в «Илиаде»; «хюбрис» эпического героя. Архетипичность гомеровских образов.

Боги во взаимодействии с людьми в сюжете «Илиады». Описательность повествования, художественные приёмы и формульный стиль Гомера. Эпитеты, метафоры и гомеровские сравнения.
Лекция 5. «Одиссея» Гомера.

«Одиссея» Гомера: сюжет и проблематика поэмы. Одиссей – новый по сравнению с героями «Илиады» тип эпического героя. Одиссей в «Илиаде» и в «Одиссее». Универсальность образа Одиссея.

Система образов поэмы. Фольклорные элементы в сюжете поэмы. Превращение сказки в бытовую новеллу как тенденция «Одиссеи». Черты поэмы, свидетельствующие о ее более позднем по сравнению с «Илиадой» происхождении.

Пространство и время (картина мира) в «Одиссее»; повествовательное пространство и время в поэме. Особенности формы «Одиссеи».

Одиссей, Улисс в истории западноевропейской литературы.

Сопоставление «Илиады» и «Одиссеи».
Лекция 6. Дидактический эпос и творчество Гесиода.

Дидактический эпос как особый жанр. Время и причины возникновения. Формы проявления архаического сознания в дидактическом эпосе. Бессюжетность, фольклорная основа назидательного эпоса и художественные особенности, обусловленные устным характером исполнения.

Гесиод – поэт позднеархаического периода. Применение техники малоазийского эпоса для задач религиозного и нравственного учительства.

«Теогония» как упорядочивание мифологии: первые существа, три поколения богов, идея «четырех веков» в истории рода человеческого.

Проблематика и художественные особенности поэмы «Труды и дни». Различие между первой и второй частями поэмы. Образ Зевса в поэме. Стиль Гесиода: синтез мифа, басни, притчи; симметрия, фразеологизмы, повторы, рамочное «кольцо». Гномы Гесиода. Наследие Гесиода и его влияние на Эсхила, Солона, Вергилия.
Лекция 7. Древнегреческая лирика: жанры и представители. (4 часа)

Лирика как род литературы. Теории возникновения лирики.

Жанры и стили греческой поэзии. Термины «лирика» и «мелика». Жанры греческой лирики (элегия, ямб, монодическая, хоровая лирика). Особенности исполнения и бытования лирики. География древнегреческой лирики.

Творчество Архилоха. Главные темы его поэзии. Новый по сравнению с гомеровским образ воина в лирике Архилоха. Стилистические особенности стихов Архилоха.

Творчество лесбосских поэтов. Сафо (Сапфо, Саффо) и Алкей.

Сафо и её «школа». Главные темы и основные особенности творчества Сафо, его место в дальнейшем становлении европейской поэзии. Стиль Сафо («физиологичность»).

Алкей - биографические сведения. Главные темы творчества Алкея (гражданская война, вино и застолье, любовная лирика).

Анакреонт и анакреонтическая лирика. Суть понятия «анакреонтическая лирика». Особенности и своеобразие творчества Анакреонта. Анакреонт в переводах Пушкина.

Солон: политик и поэт. Реформы Солона. Отражение взглядов и жизненных принципов Солона в его лирике (ямбы, элегии). «Благозаконие» Солона.
Лекция 8. Происхождение древнегреческого театра.

Народные корни древнегреческого театра. Значение мифологии и ритуала для развития древнегреческой театральной культуры. Мистериально-ритуальное происхождение греческого театра. Роль культа Бога Диониса в его формировании. Термины «трагедия», «комедия», «сатировская драма».

Социальная роль древнегреческого театра.

Театр и полисная демократия. Театральное дело в древних Афинах. Правила театральных состязаний Великих Дионисий.

Драма как особый литературный род в ее отличии от эпоса и лирики. Стихотворная драма античной Греции: основные нормы и правила.
Лекция 9. Греческий театр демократических Афин.

Театральные представления в древних Афинах. Архитектура и устройство древнегреческого театра.

Орхестра, театрон, скена, параскении и особенности действия в драме.

Элементы театрального действия: пролог, парод, эписодии, эксод.

Оформление театрального действия: сценические костюмы, маски, котурны и способы создания образов героев в античной драме.

Специфика актерской игры и хора в древнегреческом театре. Декламация, пение, пляска, музыка. Эволюция соотношения актеров и хора.

Расцвет античного театра в эпоху Перикла. Социальный статус драматических поэтов.

Античное театральное наследие и его роль в развитии мирового театра.
Лекция 10. Творчество Эсхила.

Выдвижение Афин из прочих греческих городов-государств. Дух полисной демократии. Афинская рабовладельческая демократия в первой половине V в. до н.э. Греко-персидские войны и героика этого периода.

Эсхил. Отражение в творчестве Эсхила процесса становления афинской демократии.

Грандиозность и монолитность образов трагедии Эсхила. Идейная насыщенность его пьес. Гомеровская традиция и её преломление. Раннехристианское сознание и его воплощение в трагедиях Эсхила.

Анализ трагедий Эсхила «Персы», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив», «Орестея». Проблемы рока, возмездия, нравственного долга в драматургии Эсхила.

Лекция 11. Творчество Софокла.

Биографические сведения. Отражение в творчестве Софокла идеалов древнегреческой демократии периода её расцвета.

Центральное место Софокла среди греческих трагиков. Изображение прекрасного гармонического человека, его мыслей и переживаний. Театральные реформы Софокла. Хор и герой в трагедии Софокла.

Анализ пьес Софокла «Антигона», «Электра», «Эдип Царь». Проблематика и художественные особенности.

Вопрос о судьбе и свободе воли в трагедии «Эдип Царь» как классическое для античности решение вопроса о предопределении человека. Переосмысление трагедии в новейшей мировой литературе.

Судьба творческого наследия Софокла.
Лекция 12. Творчество Еврипида.

Еврипид – биографические сведения. Отражение в его трагедиях кризисного сознания эпохи.

Критические тенденции в драмах Еврипида. Снижение героического начала. Особенности трагического героя Еврипида, острота драматических коллизий его пьес. Еврипид – «философ со сцены». Хор и герой в трагедии Еврипида. Женские образы в трагедиях Еврипида.

Анализ трагедий «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде», «Электра».

Рецепция творчества Еврипида, создателя психологической драмы, в новоевропейских литературах.
Лекция 13. Комический театр Древней Греции. Творчество Аристофана.

Становление древнегреческой комедии. Поэтика древнегреческой комедии, объекты сатиры, социальные функции комедии в жизни полиса.

Аристофан. Тенденциозный характер комедии Аристофана. Особенности композиции и образного мышления Аристофана.

Эволюция творчества Аристофана на примере комедий «Облака», «Лягушки», «Всадники». Объекты сатиры в пьесах, полемика с Еврипидом. Эстетический идеал Аристофана.

Памфлет, сатира, буффонада как приемы мастерства Аристофана-комедиографа. Комический герой в пьесах Аристофана.

Древнеаттическая и новоаттическая комедия. Их влияние на римскую комедию.


Лекция 14. Жанры историографии в греческой литературе.

Зарождение историографии в Античной Греции, ее задачи и функции. Место историографии в античной литературе. Первые античные историки и их труды.

«Отец истории» (Цицерон) Геродот. «История» Геродота как энциклопедия знания V в. до н.э. Повествовательный и научный стиль Геродота.

Место Фукидида в античной историографии. «история Пелопонесской войны»: враждебность Фукидида «прикрасам поэтов», особенности его работы с материалом: «дословное» воспроизведение речей и выступлений политиков. Добросовестность, объективность и критицизм Фукидида. Проблема исторической правды и исторического свидетельства у Фукидида. Оценка Фукидида в современной историографии.

Возникновение жанра исторической биографии из погребального слова в творчестве Плутарха («Сравнительные жизнеописания»). Перипатетики и этическая система Плутарха. Нравственно-воспитательное значение жизнеописаний. Психологизм в создании образов. Принципы обращения с историческим материалом. Роль синкризисов – завершающих каждую пару сопоставлений.

Значение сочинений Плутарха для последующего развития литературы (в том числе для творчества Шекспира, автора «античных драм»).
Лекция 15. Философская проза Древней Греции. Творчество Платона и Аристотеля.

Круг вопросов, затрагиваемых в трудах античных философов. Натурфилософы Пифагор, Гераклит, Демокрит и их роль в создании античной картины мира.

Классический период античной философии. Переход Сократа к проблемам этики. Платон и Аристотель – создатели величайших систем классической философии.

Платонизм и его основные положения. Взгляды Платона на искусство, прекрасное, на поэтов и литературу.

Теория художественного творчества у Платона: «даймон».

Диалоги Платона и их художественная ценность. Борьба идей в диалогах Платона как столкновение индивидуальностей и жизненных позиций. Образ Сократа у Платона.

Полемика Аристотеля с Платоном. Теория художественного творчества у Аристотеля: «мимесис».

«Поэтика», «Риторика» как трактаты, кладущие начало науке о литературе.

Литературная критика у Аристотеля. Оценка гомеровского эпоса и трагедий Софокла и Еврипида.

Аристотель о происхождении и развитии трагедии. Понятие «катарсис».

Аристотель о поэтическом языке и стиле.
Лекция 16. Литература эпохи Эллинизма.

Эллинизм: общая характеристика культура эпохи взаимопроникновения греческой и восточной культур. Термин «эллинизм», предложенный И. Дройзеном.

Александр Македонский как «инициатор» эллинизма. От полисной демократии к наследственным монархиям. Смена мировоззрения по сравнению с классическим периодом: нарастание трагизма, субъективизма, уход в частную жизнь.

Периодизация эпохи. Александрия как культурная столица эпохи. История Александрийской библиотеки.

Общая характеристика эллинистической литературы. Жанры эллинистической литературы. Жанры александрийской поэзии и её главные представители (Каллимах, Феокрит). Сатирические диалоги «Вольтера античности» Лукиана («Разговоры богов»). Жанры эллинистической прозы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск