Скачать 350.85 Kb.
|
Федеральное агентство лесного хозяйства российской федерации федеральное Бюджетное учреждение «учебно-методический центр» «Основы устройства тракторов и автомобилей» Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» п. Правдинский 2012 Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Основы устройства тракторов и автомобилей» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство. п. Правдинский, УМЦ, 2012 Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство (утвержденным приказом Минобразования и науки РФ от 22 июня 2010 г. № 677) и Примерной программой по учебной дисциплине «Основы устройства тракторов и автомобилей», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). В пособии представлены материалы по самостоятельному изучению тематического плана дисциплины «Основы устройства тракторов и автомобилей», методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы самоконтроля и рекомендуемая литература.
ФБУ «Учебно-методический центр», 2012 Содержание стр
ВВЕДЕНИЕ Цель изучения дисциплины «Основы устройства тракторов и автомобилей» – подготовка выпускников специальности 250110 среднего профессионального образовательного учреждения к работе на объектах лесного и лесопаркового хозяйства и применению комплекса умений и знаний в организации использования специальных тракторов и автомобилей, их квалифицированной технической эксплуатации. Программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальностям СПО, входящим в состав укрупнённой группы специальности 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». Дисциплина «Основы устройства тракторов и автомобилей» входит в профессиональный цикл специальностей: 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»; 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Являясь обязательной учебной дисциплиной «Основы устройства тракторов и автомобилей» имеет структурно-логические связи с модулем «Воспроизводство и использование лесов» и дисциплинами «Охрана труда», «Экономика организации и менеджмент» и др. Дисциплина изучается в течении одного года, как правило, на втором курсе. Объём времени отведённый на дисциплину составляет на дневной форме обучения 56 часов обязательной аудиторной нагрузки. При обучении без отрыва от производства – по усмотрению учебного заведения. В связи с переходом лесного хозяйства на рыночные экономические условия, а также дефицитом трудовых ресурсов, роль тракторов, автомобилей и моторизированного инструмента в повышении производительности труда будет возрастать. Одновременно возрастёт количество разномарочной техники, в том числе и импортной, используемой в лесу и лесопарках. Тракторы и автомобили как специальные, так и общего назначения, используемые в лесном и лесопарковом хозяйстве, непрерывно совершенствуются. Эти механизмы – главные энергетические средства для воспроизводства леса и использования человеком его продуктов. Рыночные экономические отношения постоянно требуют повышения производительности труда, увеличения энергонасыщенности (отношение эффективной мощности к массе механизма), снижения удельного расхода топлива и смазочных материалов. Совершенствование конструкций машин и механизмов, сопровождается усложнением их устройства, повышенными требованиями к их эксплуатации, обслуживанию и ремонту. Наметилась тенденция перехода от общепрофессиональной подготовки специалиста (вальщик деревьев, тракторист, слесарь) к узкой специализации, повышению конкретных квалификационных требований. Механизмы становятся универсальными (модульными или трансформерами) – «харвестер» можно переналадить в «форвардер», колёсная ходовая часть превращается в полугусеничный движитель, на тракторах и автомобилях ставят одинаковые, взаимозаменяемые двигатели. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства (специальность 250110) должен из различных моделей тракторов и автомобилей подобрать ту, которая даст оптимальный экономический эффект в конкретных условиях, при соблюдении технологических условий производства. В связи с переходом на модульную систему обучения (ФГОС СПО от 22 июня 2010 года № 677) технологические машины, механизмы и рабочее оборудование тракторов и автомобилей включены в соответствующие профессиональные модули: «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»; «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»; «Организация использования лесов». Общепрофессиональная дисциплина «Основы устройства тракторов и автомобилей» призвана дать студентам представление об общем устройстве механизмов, их агрегатах, узлах и деталях. В Примерную программу «Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство по дисциплине «Основы устройства тракторов и автомобилей» пока не включены вопросы гибридных, роторных, газотурбинных и электрических двигателей, впрысковые системы подачи топлива, автоматические, роботизированные и вариаторные коробки передач, АВС (антиблокировочная система тормозов) и др. новшества, которые ещё не используют на тракторах и автомобилях, работающих в лесу и лесопарках. Поэтому рекомендовано изучить не конкретную модель трактора или автомобиля, а общие принципы их устройства, эксплуатации и организации безопасной работы. Технологические приёмы непосредственной работы на конкретном механизме изучают профессионалы – операторы специальных машин. «Методические указания….» – документ рекомендательный. Преподаватель, с учётом региональных особенностей и достижений современного машиностроения может в рамках ФГОС по специальности 250110 вносить изменения как в Тематический план, так и в вопросы Контрольного задания и его оформления. 1. Требования к освоению учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь: -распознавать детали, основные узлы и механизмы в тракторах и автомобилях; - отличать узлы и детали, выявлять неисправности; - подготавливать к работе ручной моторный инструмент, устранять мелкие неисправности; знать: - основные материалы, применяемые в машиностроении; - основы деталей машин и механизмов; - назначение, устройство, основные правила эксплуатации тракторов и автомобилей, основы организации и технической эксплуатации машинно-тракторного парка; - основные эксплуатационные расчеты. 2. Программа и тематический план дисциплины Программа дисциплины «Основы устройства тракторов и автомобилей» включает три раздела, содержащих 17 тем. Раздел 1. Основы деталей машин и механизмов. Тема 1.1. Материалы, применяемые в машиностроении при эксплуатации и ремонте машин. Тема 1.2. Основные понятия и определения деталей машин и механизмов. Тема 1.3. Основы деталей машин и механизмов. Раздел 2. Тракторы и автомобили. Тема 2.1. Классификации тракторов и автомобилей. Общее устройство и работа автотракторных двигателей. Тема 2.2. Кривошипно-шатунный механизм. Тема 2.3. Газораспределительный механизм. Тема 2.4. Системы питания автотракторных двигателей. Тема 2.5. Смазочная система. Тема 2.6. Системы охлаждения. Тема 2.7. Системы зажигания и электрооборудования. Тема 2.8. Системы запуска двигателей. Тема 2.9. Силовые передачи (трансмиссии) тракторов и автомобилей. Тема 2.10. Ходовая часть и механизмы управления тракторов и автомобилей. Тема 2.11. Рабочее и дополнительное оборудование тракторов и автомобилей. Раздел 3. Машиноиспользование. Тема 3.1. Организационные формы использования машин и орудий и их сравнительная экономическая эффективность. Тема 3.2. Тягово-эксплуатационные расчёты. Тема 3.3. Основы технической эксплуатации машинно-тракторного парка. 3. Требования к контрольной работе. В процессе изучения студент должен выполнить и представить в учебное заведение две контрольных работы с ответами на пять вопросов, согласно персональному варианту (две последние цифры номера зачётной книжки). Контрольную работу желательно выполнять на листах писчей бумаги формата А4, с соблюдением правил ЕСКД (единая система конструкторской документации). Допускается выполнение работы на листах обычной школьной тетради (если тетрадь в клетку – текст излагается через строчку). Схема ответа: 1. Наименование варианта. 2. Полное наименование вопроса. 3. Ответ краткий, но ёмкий по содержанию: назначение машины, механизма или орудия, в каких технологических процессах (операциях) они используются. Устройство и принципы работы желательно с иллюстрацией (схема, фото, рисунок). Преимущества и недостатки при использовании в лесном и лесопарковом хозяйстве. При окончании ответа, следует указать, откуда взят материал (Интернет, Википедия. Макаренко А.В. Многооперационные машины для заготовки древесины, 2009). Заканчивается выполнение контрольной работы датой её написания и личной подписью (с расшифровкой) исполнителя. Оформление титульного листа регламентируется учебным заведением и доводится до сведения студента на установочных занятиях. 4. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
240 с.
Рекомендации по изучению учебного материала В содержании «Методических указаний» по темам не указаны формулировки вопросов – материалы последних раскрыты в требованиях должен «уметь» и «знать», а также «Самоконтроле». Так же здесь не рассматриваются «Лабораторные работы», исходя из положения, что студен заочного обучения выполняет их в период лабораторно-экзаменационной сессии на стационарной базе, где обучается. Но, при любом удобном случае, студент-заочник должен знакомиться с натурными образцами машин и механизмов, которые подлежат изучению в соответствии с Учебно-тематическим планом. В тексте «Методических указаний», с целью экономии их объёма, ссылки на рекомендуемую литературу даны в виде номера источника в скобках, под которым он помещен в «Указаниях». Например: (5) – Родичев В.А. Грузовые автомобили. М.: «Академия», 2005, 240 с. Рекомендуемая литература представлена в виде двух групп: – «Обязательная» ссылки, на которую даны при рассмотрении каждой темы и вопросов «Самоконтроля» и «Дополнительная» – для студентов склонных к более детальному изучению вопросов.. Кроме рекомендуемой литературы следует использовать современные средства информации: периодические издания, проспекты, Интернет. Введение в учебную дисциплину Содержание и объём учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами. Роль машин и механизмов в лесном и лесопарковом хозяйстве, их отличие от аналогов в других отраслях. Перспективы развития механизации, автоматизация и робототехники. Системы машин. Роль специалистов в организации и совершенствовании технологии производства. Литература: 1(6), 7(3-4) Раздел 1. Основы деталей машин и механизмов. Тема 1.1. Материалы применяемые в машиностроении при эксплуатации и ремонте машин. Должен: иметь представление о свойствах и требованиях к материалам машиностроения; знать – чёрные и цветные металлы, их свойства, пластмассы, уплотнители, лакокрасочные материалы и примеры их применения. Самоконтроль: 1. Чугун, его виды. 2. Сталь, её виды. 3. Медь и её сплавы. 4. Алюминий и его сплавы. 5. Пластмассы – виды. 6. Уплотнители – виды. 7. Виды и назначение лакокрасочных материалов. Литература: 1(8-18) |
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного... Занятия физической культурой и спортом – важный аспект здорового образа жизни молодежи | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... ... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания составлены в соответствии с с примерной программой по дисциплине "Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства"... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 03. Выполнение работ... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика... | ||
Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ... Методические указания предназначены для студентов агрономического факультета очного и заочного обучения специальности 250201. 65... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... ПМ. 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Технология и организация строительного производства» предназначена для реализации государственного требования к минимуму содержания... | Методические указания по дипломному проектированию Для студентов... Рецензенты: Директор филиала Рослесозащиты – фгу цзл республики Адыгея к с-х н. Н. П. Алентьев | ||
Методические указания и контрольные задания могут быть рекомендованы... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Методическое пособие по дисциплине «Английский язык» Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учебных учреждений спо |