Скачать 94.83 Kb.
|
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет IХ Заочная Многопрофильная Олимпиада-ПСТГУ «Аксиос» Осенний тур – 2013 г. Филологический факультет Литература 10 – 11 классы
1. 2. 3. 4. 5.
Виктор Соснора * * * Выхожу один я. Нет дороги. Там – туман. Бессмертье не блестит. Ночь как ночь – пустыня. Бред без бога. Ничего не чудится – без Ты. Повторяю – нет в помине блеска. Больно? Да. Но трудно ль? – Утром труд. В небесах лишь пушкинские бесы. Ничего мне нет – без Ты – без тут. Жду – не жду – кому какое дело? Жив – не жив – лишь совам хохотать. (Эта птичка эхом пролетела!) Ничего! – без Ты – без тут. Хоть так. Нет утрат. Все проще – не могли мы ни забыться, ни уснуть. Был – Бог! Выхожу один я. До могилы не дойти – темно и нет дорог. 3. Перед вами иллюстрации, выполненные Л.Я.Тимошенко (1903-1976) к одному из известных произведений русской литературы. Назовите произведение. Подпишите каждую иллюстрацию соответствующей цитатой. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 4. 1. Черты каких литературных направлений отражены в приведенных ниже отрывках? Обоснуйте свою точку зрения на примере одного из них (на ваш выбор). 4. 2. Укажите автора и название каждого произведения. А) Людей и свет изведал он, И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной, И простодушной клеветы, Отступник света, друг природы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы. Свобода! он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Страстями чувства истребя, Охолодев к мечтам и к лире, С волненьем песни он внимал, Одушевленные тобою, И с верой, пламенной мольбою Твой гордый идол обнимал. Б) …Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. (…) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа, и жены! - Боже мой! Отчего такие страшные несчастия!.. - Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет. Никому и в голову не входит, что в глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может. В) Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Г) Из окна направо была видна через ворота часть грязной, черной улицы, с чьим-то забором по ту сторону. Вдоль этого забора, бережно ступая ногами в сухие места, медленно проходили люди. "У них целый день еще впереди, - думал Ромашов, завистливо следя за ними глазами, - оттого они не торопятся. Целый свободный день!" И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слез захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты. Его потянуло не в собрание, как всегда, а просто на улицу, на воздух. Он как будто не знал раньше цены свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. Эта возможность вдруг представилась ему каким-то огромным праздником души. 5. Прочитайте стихотворение Ирины Ратушинской (р.1954) «Одноклассник». Опираясь на предложенные ниже вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст на литературном русском языке. Странный сон приснился мне сегодня: Расстрелять меня должны на рассвете. И сижу я в бетонном подвале, А рассвета из подвала не видно. И является мой одноклассник. Мы сидели с ним за одной партой, И катали друг у друга заданье, И пускали бумажного змея (Правда, он не взлетел почему-то...) Одноклассник говорит: — Добрый вечер. Как тебе не повезло. Очень жалко. Ведь расстрел — это так негуманно. Я всегда был за мягкие меры. Но меня не спросили почему-то, Сразу дали пистолет и прислали. Я ведь не один, а с семьёю. У меня жена и дети: сын и дочка. Вот, могу показать фотографии... Правда, дочка на меня похожа? Понимаешь, у меня старуха-мама, Мне нельзя рисковать её здоровьем. Нам недавно дали новую квартиру, В ванной — розовые кафельные стены. А жена хочет стиральную машину. Я ведь не могу... И бесполезно... Всё равно мы ничего не изменим. А у меня путёвка в Крым, в санаторий. Ведь тебя же всё равно... на рассвете. Не меня бы прислали, так другого, Может быть, чужого человека. А ведь мы с тобой вместе учились И пускали бумажного змея. Ты представить себе не можешь, Как мне тяжело... Но что делать? Я всегда переживаю ужасно, У меня на прошлой неделе Появился даже седой волос. Ты ведь понимаешь... работа! И смущённо смотрит на манжеты, И боится со мной встретиться взглядом. А рассвета из подвала не видно, Но наверно он уже наступает, И в растрёпанном ветрами небе Косо падают бумажные змеи. И тогда он пистолет берёт с опаской И, зажмурившись, стреляет мне в спину. 1970 Одесса Какова, на ваш взгляд, главная тема стихотворения? Каким настроением определяется его звучание? Какими средствами автор добивается этого? Зачем автору понадобился образ бумажного змея? К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение: к гражданской поэзии или к философской лирике? Объясните вашу точку зрения. Попробуйте сравнить это стихотворение с приведенным ниже стихотворением А.Галича. Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются? Попробуйте выполнить их сопоставительный анализ. Какие стихи других авторов перекликаются, на ваш взгляд, со стихотворением Ратушинской? А. Галич Я считал слонов и в нечет и в чет, И все-таки я не уснул, И тут явился ко мне мой черт, И уселся верхом на стул. И сказал мой черт: — Ну, как, старина, Ну, как же мы порешим? Подпишем союз, и айда в стремена, И еще чуток погрешим! И ты можешь лгать, и можешь блудить, И друзей предавать гуртом! А то, что придется потом платить, Так ведь это ж, пойми, потом! Но зато ты узнаешь, как сладок грех Этой горькой порой седин. И что счастье не в том, что один за всех, А в том, что все — как один! И ты поймешь, что нет над тобой суда, Нет проклятия прошлых лет, Когда вместе со всеми ты скажешь — да! И вместе со всеми — нет! И ты будешь волков на земле плодить, И учить их вилять хвостом! А то, что придется потом платить, Так ведь это ж, пойми, — потом! И что душа? — Прошлогодний снег! А глядишь — пронесет и так! В наш атомный век, в наш каменный век, На совесть цена пятак! И кому оно нужно, это добро, Если всем дорога — в золу... Так давай же, бери, старина, перо И вот здесь распишись, в углу! Тут черт потрогал мизинцем бровь... И придвинул ко мне флакон... И я спросил его: — Это кровь? — Чернила, — ответил он... 6.1. Прочитайте четверостишие А.Ахматовой: Могла ли Биче словно Дант творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить! В каком жанре написано стихотворение? 6.2. Как вы думаете, что подтолкнуло автора к его созданию? 6.3. Кто такие Биче, Дант и Лаура? 6.4. В одном из поздних писем Н.Гумилева к А.Ахматовой сказано: «Ты не лучшая русская поэтесса, а крупный русский поэт». Как вы понимаете эти слова? 7.1. Книга, называемая «Домострой» — памятник русской литературы XVI века. Это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известна редакция, приписываемая протопопу Сильвестру. «Домострой» написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Прочитайте в переводе на современный русский язык главу «Похвала мужьям»: Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора. Почему эта глава «Домостроя» называется «Похвала мужьям», а не «Похвала женам»? 7.2. Какие сравнения и эпитеты использует автор, восхваляя жену? Подчеркните их. 7.3. Объясните значение слов «добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая Феодора». Можете ли вы привести аналогичные примеры (при ответе на этот вопрос вы можете обратиться к житиям святых)? 8. Представьте, что вы – сотрудник литературного журнала. Вас попросили подготовить к печати литературный сборник. Цель этого сборника – познакомить иностранцев с лучшими произведениями русской литературы. По условиям данного выпуска, вы можете представить вниманию иностранного читателя только 5 произведений. Это может быть и поэзия, и проза, любые жанры, любые авторы или фольклорные тексты, но всего произведений должно быть только пять. Сегодня вы представляете вниманию редакции ваш проект, а именно: заглавие вашего сборника, его состав (какие произведения вы включили) и предисловие, в котором вы должны объяснить, почему именно эти произведения вы отобрали для первого знакомства иностранцев с русской литературой. Итак, мы вас слушаем… Вариант названия сборника_______________________________________________ Состав сборника: 1.__________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ 5.___________________________________________________________________ Ваше предисловие, обращенное к читателям (связный текст, написанный на литературном русском языке, объемом не менее одной страницы) Для того чтобы отправить работу, надо:
Внимание: имя Вашего файла с ответами должно содержать название предмета, Вашу фамилию, имя и класс. Например: Лит-Сидоров-Петр-8-9.doc.
Желаем успеха! |
Литература 5-11 классы. Учебник Планирование составлено на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы» | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена к учебнику... Стандарты второго поколения. Литература. 5-9 классы (М: Посвещение. 2010 год), Программы общеобразовательных учреждений. Литература.... | ||
Литература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11... Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики | Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы... Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В.... | ||
Терентьева Н. П внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А. С. Пушкина. 5-8 классы Планирование составлено на основе Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение,... | Литература Проектная деятельность учащихся. Литература. 1 Литература.... Литература. 5-11 классы. Дрофа. Вся школьная программа. Чтение стихов, рефераты, сочинения | ||
Рабочая программа педагога по курсу «Литература» Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием... Фгос, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект М.: Просвещение, 2011г и в соответствии... | Рабочая программа Наименование учебного предмета литература Планирование составлено на основе Программы по литературе для средних общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы /В.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих... Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | ||
Пояснительная записка Статус документа Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной.... | Рабочая программа по литературе 5-9 классы тематическое планирование;... В издательстве «Русское слово» выходит учебно-методический комплекс «Литература. 5-9 класс» в составе учебников | ||
Учебного курса литература для 6 класса Литература 5-11 классы (М.: Просвещение, 2011), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по предмету «Литература» (8 класс) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством... |