Скачать 50.69 Kb.
|
Рако, Ю. По следам литературных героев. – М.: «Просвещение», 1974. – 127 с. – (Мир знаний). Русские писатели. Библиографический словарь-справочник для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 239 - 254 с. – (Большая перемена). Титов, А. А. Лето на водах. Повесть. – Л., дет. лит., 1980. – 287 с. Шер, Н. С. Рассказы о русских писателях / Н. С. Шер. – М.: Детгиз, 1960. – 512 с. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века // Михаил Юрьевич Лермонтов / Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – С. 476 – 490. Соловьёв, В. М. Русская литература. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 с. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. – М.: Детская литература, 1970. – С. 317 – 414. Журналы: Лермонтов, М. Бородино // Новая Игрушечка. – 1997. -№11-13. – (Специальный выпуск). Шацкий, Е. Ты – Михаил Лермонтов: книга-игра // Наша школа. – 2002. - №1. – (Приложение к журналу) Умаханов, Х. Лермонтов и Дагестан // Юный краевед. – 2010. - №10. – С. 3-10. [Кавказская тема в творчестве писателя] Непомнящий, Д. Герой Бородинского сражения Михаил Николаевич Лермантов // Юный краевед. – 2011. - №5-6. – С. 60-66. Статьи: 1. О творчестве Лермонтова: Дополнительный материал // Читаем, учимся, играем. – 2004. – 15 октября. – С. 5. 2. Рязанцева, Л. М. «Он был источник дерзновенный…»: Сценарий литературного салона / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 8 – 11. 3. Поэзия. Познания и действия: литературный карнавал по творчеству М. Ю. Лермонтова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С.14 – 17. 4. Радченко, Н. Г. «Нет, я не Байрон…»: Литературная игра для юных знатоков творчества М. Ю. Лермонтова / Н. Г. Радченко // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 23 — 26. 5. Рыжова, С. В. Судьба поэта: сценарий литературного вечера / С. В. Рыжова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 8 — 33. 6. Зархи, С. Б. «И тихую песню он пел…»: литературно-музыкальная композиция / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 34 — 40. 7. Ситникова, В. И. Два «Демона»: урок литературы и элементами видеолектория / В. И. Ситникова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 7. – С. 43 — 45. 8. Макарова, Б. А. «Боюсь не смерти я. О нет!..»: вечер, посвященный юбилею М. Ю. Лермонтова / Б. А. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 7. – С. 4 – 13. Интернет-ресурсы: http://lermontov.info/biograf.shtml биография http://www.mlermontov.ru/ творчество http://www.wisdomcode.info/ru/poetry/authors/54718.html?page=5 поэзия Составитель: Борисенкова Т.А., заведующая информационным отделом ЦРБ МБУК «Межпоселенческое библиотечное объединение» МО «Локнянский район» Псковской области Жизнь М. Лермонтова в датах и фактах к 200-летию со дня рождения Педагогам. Библиотекарям. Учащимся. п. Локня 2014 «Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам!» Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и драматург ХIХ в.Будучи в широком смысле преемником А.С. Пушкина, он творчески переосмыслил традиции своего предшественника и определил новый этап развития русской литературы. 15 октября 1814 г. — родился в Москве. Вскоре после его рождения семья переехала в Тарханы Пензенской губернии, в имение Е.А. Арсеньевой — бабушки Лермонтова, происходившей из влиятельного и богатого рода Столыпиных. Мать будущего поэта умерла, когда ему не исполнилось и трех лет; отец же по воле деспотичной тещи не был допущен к его воспитанию. Таким образом, бабушка взяла на себя все заботы о юном Михаиле. В 1828 г. Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, в котором проявил незаурядные способности к рисованию и литературному творчеству. 1830 г. — поступил в Московский университет, где больше занимался сочинительством, чем изучением наук. Через два года он провалился на экзамене и вынужден был перевестись в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков (или юнкерскую школу, как ее тогда называли). 1834 г. — по окончании Школы юнкеров в чине офицера поступил в привилегированный лейб-гвардии Гусарский полк. 1835 г. — предпринял попытку напечатать драму «Маскарад», однако цензура оценила ее как безнравственную и наложила запрет на публикацию. В 1837 г. в отклик на гибель Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», которое принесло ему известность. Антисамодержавная направленность этого произведения послужила причиной ареста молодого поэта и его дальнейшего перевода в действующую армию на Кавказ. Пребывание на Кавказе нашло отражение в многочисленных стихотворениях Лермонтова, в ряде его романтических поэм, в частности — в «Мцыри» (1840) и «Демоне» (1839), а также в его реалистическом романе «Герой нашего времени» (1840). В том же 1837 г. появилась первая лермонтовская публикация — поэма «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». По требованию цензуры она была напечатана без подписи автора. Тогда же вышло в свет и знаменитое лермонтовское «Бородино». В 1838 г. благодаря неутомимым хлопотам бабушки Лермонтов возвратился из ссылки в Петербург и занял центральное место в литературных кругах северной столицы. За два проведенных в Петербурге года им было написано множество лирических произведений и закончен роман «Герой нашего времени». В феврале 1840 г. из-за любовного соперничества Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Несмотря на то, что дуэль прошла без кровопролития и закончилась примирением противников, поэт был снова арестован и выслан на Кавказ. Там Лермонтов проявил себя бесстрашным воином, за что начальство неоднократно представляло его в числе других отличившихся отвагой офицеров к наградам и повышению в чине, но царь Николай I неизменно вычеркивал его фамилию из соответствующих списков. 27 июля 1841 г. у подножия горы Машук состоялась дуэль между Лермонтовым и его соучеником по юнкерской школе Николаем Мартыновым. По своим условиям она мало чем отличалась от закамуфлированного убийства. Лермонтов погиб на месте поединка. Рекомендательный список литературы: Книги: Афанасьев, В. В. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Оформл. Г. Ордынского. – М.: Дет.Лит., 1984. – 17 с. – (Выставка в школе). Архипов, В.А. М. Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия. – М.: Изд-во «Московский рабочий», 1965. – 472 с. Андроников, И. Л. Великая эстафета. Воспоминания. Беседы. – М.: Дет. лит., 1975. – 221 - 267 с. Безелянский, Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях. – М.: Эксмо, 2008. – 182 - 186с. Долинина Н. г. Печорин и наше время: эссе. – Л., Дет. лит., 1975. – 192 с. 2. Иванова, Т. А. Лермонтов на Кавказе: эссе / Т. А. Иванова – М.: Детская литература, 1975. – 207 с.: ил. – (По дорогим местам). Ломунов, К. Н. Михаил Юрьевич Лермонтов: Очерки жизни и творчества. – М.: Дет. лит., 1989. – 176 с. Лермонтов, М. Ю. Избранное. – М.: «Художественная литература», 1975. – 384 с. [ Ираклий Андроников.Образ поэта] Лермонтов, М. Ю. Во всём дойти до совершенства: Сборник. – М.: Мол.гвардия, 1984. – 398 с. – (Б-ка юношества). МеженкоЮ С. Знаменитые писатели. Судьба и творчество. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. – 165 - 169 с. Николаева, М. Ф. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. – М.: Дет. лит., 1956. -296 с. |
Урок на тему «Формула человеческой жизни» «По следам литературных героев». Игра состояла из нескольких туров, класс был поделен на команды, которые отвечали на вопросы поочередно.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация и проведение урока мужества ко Дню героев Отечеств «По следам великого мужества» | ||
«Зарождение европейской науки» На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | «Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно... | ||
О бедном эвенке замолвите слово… На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | Метрология единицы физических величин. Система си На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | ||
Ивановой Алевтиной Вениаминовной. 2013 г д. Петъял Тема урок На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | Урок по новой истории в 7 классе. Тема: Культура эпохи Возрождения На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | ||
Кому она нужна, эта модернизация или Размышления вокруг и около На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности | «Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения «Помнить – значит жить» (по следам героев рассказа А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку») | ||
Почему в семье Ростовых выросла Многие главы романа «Война и мир» посвящены семейной жизни героев. Это не случайно, ведь Лев Николаевич Толстой считал, что семья... | Урока по литературному чтению в 4 в классе по теме «Мир «детей» Цели: провести литературный анализ главных героев произведения “Белолобый, учить смотреть на мир глазами героя; находить в подобных... | ||
Урок внеклассного чтения «Макай свое перо в правду. Ничем другим не удивишь» Шукшина и его литературных героев, используя рассказ «Материнское сердце» и личное отношение Василия Макаровича к своей матери | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными | ||
Дмитриевича Блинова «Две жёрдочки через реку» Пояснение: авторская разработка урока, посвящённая анализу рассказа вятского писателя А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку»; далее... | Анкета № Студенты Петербургского университета проводят учебный опрос.... На примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности |