О бедном эвенке замолвите слово…





Скачать 183.41 Kb.
НазваниеО бедном эвенке замолвите слово…
Дата публикации02.08.2013
Размер183.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
О бедном эвенке замолвите слово…

Одним из самых затерянных поселений в Иркутской области является Чинонга — крохотная столица охотничьей общины

Почти призрачную деревушку от Иркутска отделяют 500 километров, от райцентра, Качуга, — 150. Но при этом вы попробуйте найти ее на карте, а параллельно наберите немудреное название на компьютере в поисковой строке. На карте к маленькой белой точке проведет еле заметная пунктирная линия, зато Всемирная паутина вываливает гору информации, например, о салонах новых и подержанных автомобилей, клубах знакомств и даже... благоустроенных квартирах! Не спешите удивляться: среди всей этой интернетовской чепухи верна лишь информация о почтовом индексе — 666211. Улицы Чинонги, заваленные почти метровым снегом, хаотично расчерчены узкими тропинками: здесь не ходят машины, в деревне нет предприятий и организаций. За околицей течет Киренга, на другой стороне которой начинается тайга, она для эвенков дом, работа, способ выживания, отдых.

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n11/3111646.jpg

Вездеход «Трэкол» полностью оправдал свое название


http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n11/71855995.jpg

Тырка оказалась самой оживленной деревней на пути к Чинонге

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n11/71763433.jpg

Семен Монастырев из рода Маней

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n11/69416161.jpg

Почтальон Андрей Хромов

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n11/88783981.jpg

Юрта — как музейный экспонат для подрастающего поколения

Часть 1. Тропинка в затерянный мир

  Расстояние от областного центра до места, где когда-то осели эвенки (точнее, их определили сюда в добровольно-принудительном порядке), составляет чуть больше, чем, например, до Тулуна. Но какие это километры, особенно отрезок от райцентра! Зимой на подготовленном внедорожнике сто верст можно проползти часов за пять-шесть, при условии, что зимник кто-нибудь уже пробил.

  В джентльменский набор охотников, рыбаков и скупщиков пушнины помимо навороченного джипа в обязательном порядке входят лебедка, бензопила, топоры, лопаты, ружье, спутниковый телефон. Если сломается машина или застрянет, к примеру, в сугробе, то помощи ждать неоткуда. Хорошо, если по времени ЧП совпадет с графиком поездки в райцентр почтальона. Езда в одну сторону на лошади с остановками на ночлег у него занимает трое суток: в такой ситуации нетрудно подсчитать, через сколько дней, даже при благополучном исходе, может прийти помощь. Поэтому даже качугские (читай — местные) мужики стараются на одном транспорте не испытывать тайгу и не злить судьбу. Летом путешествие значительно затрудняется. Болото по силам той же лошади или болотоходу под управлением опытного водителя.

  Улун, Юхта, Шевыкан, Тырка — так выглядит цепочка заброшенных или едва живых населенных пунктов, нанизанных на тот самый картографический пунктир, ведущий к Чинонге. Однообразный пейзаж за окном разбавляет новорусская заимка с огромным сторожевымпсом за высоким забором и видеокамерами, зыркающими круглые сутки по периметру. «Охотники из очень крутых людей», — коротко поясняют местные.

Более оживленной из вышеперечисленных деревень оказалась Тырка. Здесь две достопримечательности — метеостанция, о которой мы писали в прошлом номере, и эвенкийская юрта, построенная местным жителем Семеном Монастыревым. Экскурсия к национальному строению получилась познавательной и очень эмоциональной.

— Я специально построил во дворе юрту, чтобы внуки хотя бы представляли, как жили предки, — говорит хозяин усадьбы. — Подобного строения в округе вы уже не найдете. Такого типа юрта относится к постоянному жилищу, а во время кочевки наши родители жили в чумах из шкур. Вся работа при перевозке ложилась на женщину, мужчина занимался только охотой. Моя мать, например, помнит, как ходили на зверя с луком и стрелами. Жили очень тяжело, смертность среди детей была высокой. Мне мама рассказывала, как я рос. Как только описаюсь, она трухой от гнилого пня посыплет ноги — вот и весь антисептик. Для мягкости мха сухого постелет, немного шерсти оленьей — памперс получается. Я из большого рода Маней (Манеир).

Советская власть решила перевести нас на оседлый образ жизни, появились первые избы, а чумы стали использовать как передвижное промысловое жилище. В тридцатых годах началось переселение: нашим мужикам велели строить карбазы и спускаться на них до Якутска, и вот оттуда уже почти никто не вернулся. Многих земляков репрессировали, они, кстати, даже не знали и не поняли за что. Большинство безграмотные были ведь. Такая политика сильно подорвала устои. У мамы последних оленей забрали, взамен дали телочку, а как на ней кочевать? В колхозах оленями занимались до 1953 года, а потом и там их извели, и мы окончательно осели. Время прошло, и вот сейчас уже наши дети в течение года кочуют по интернатам, а родители видят их только летом.

Мы пытаемся выживать, разводим домашнюю живность, ее сейчас много, но рынка сбыта нет. Во-первых, тяжело вывезти, а во-вторых — перекупщики одолели и обнаглели, к прилавку никого не пускают, а власть нисколько за этим не смотрит. Еще одним источником дохода является охота. Два сезона мигрирует соболь, его в лесу просто невероятное количество, мужики по 50—70 штук добывают, но продать шкурки выгодно не могут: и тут перекупщики достали. Поедете дальше в Чинонгу — там вам расскажут, за сколько первоклассные шкурки они вынуждены отдавать. Тяжело жить, очень тяжело. Лет через десять, скорее всего, здесь никого не будет, разве что метеостанция останется...

Справка

Тунгусы, орочены, эвенки

«Илэ (человек) — так называют себя эвенки верховьев Лены, Подкаменной и Нижней Тунгуски, низовьев Витима; мата — в бассейне реки Олекмы. Самоназвание «орочен» широко распространено у эвенков-оленеводов от Забайкалья до Зейско-Учурского района. В орбиту русской государственности мы вошли в XVII веке как тунгусы. До сих пор это название сохранилось в научной литературе. Пока не выяснено происхождение слова «тунгус». Этноним «тунгус» — не русского и не эвенкийского происхождения. Авторы популярной энциклопедии школьника «Народы Севера земли» дают следующее толкование: «Это слово возводят к древнему (первые века н. э.) центрально-азиатскому этнониму дун-ху, от монгольского «тунг» — «лесные», либо якутского «тонгуос» — «люди с мерзлыми губами», т. е. говорящие на непонятном языке». В.В.Хромов. «Эвенки орлиной реки»

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n12/16375721.jpg

Чинонга — край нетронутого снега

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n12/17310426.jpg

Евдокия Иннокентьевна: «Значительная часть выручки пока лишь в долговой тетради»

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n12/96704384.jpg

Бильярд в местном клубе еще с советских времен

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n12/51261686.jpg

Кий венчает гильза 32-го калибра

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n12/81376050.jpg

«Копейка» в таежной глуши — это сюрприз

Одно из самых недоступных поселений области — Чинонгу — отделяют от Иркутска всего 500 километров. Заключительная часть маршрута от Тырки до Чинонги получилась наиболее утомительной. Временами казалось, будто уазик с репортерами на борту и следовавший впереди более продвинутый в техническом плане «Трэкол» (фото детища ульяновских автомобилестроителей мы публиковали в прошлом номере) никуда не едут, а иллюзию движения, как театральный задник вокруг кукол, создают заснеженные ели, сосны, пихты. Стрелка на спидометре изредка отрывалась от отметки 0, пытаясь допрыгнуть до следующей цифры — 20. Из всех сидевших в салоне, кажется, только водитель Слава Зеленцов радовался, комментируя, как резина держит зимник, а машина хорошо гребет неокрепший снег. «Мне нравится дорога», — словно заклинание, повторял он время от времени, предлагая таким образом пассажиру на переднем сиденье продолжить разговор, а не засыпать, мотая, как болванчик, головой. ...Неожиданно показалось кладбище, за ним — нестройные ряды домов, образующие улицу. Это и была та самая Чинонга.

Часть 2. Среди звенящей тишины

  Едва уазовские двигатели замолчали, а мы выпрыгнули в снег (его было выше колен), наступила звенящая тишина. Жителям города этого не понять, это надо прочувствовать. Когда вокруг стоят дома, между которыми есть даже следы неких транспортных средств, ты видишь привязанных лаек, но при этом не слышишь ни единого звука, то невольно начинаешь ловить себя на подлой мысли: уж не оглох ли я?

Посещение общественных мест — торговых ларьков, клубов, колхозных рынков — излюбленный и давно проверенный журналистский способ провести разведку боем, узнать о том, чем живет народ. Идти сразу к главе муниципалитета считается плохим тоном, официальную беседу опытные коллеги обычно оставляют на десерт, вместе с отметкой командировочного удостоверения. Исключение составляют лишь специальные задания редакция. Впрочем, такая схема неприемлема для Чинонги: здесь нет сельсовета, в клубе не показывают кино, поэтому точкой пересечения местных остается магазин.

  Бессменным продавцом на протяжении многих лет является Евдокия Иннокентьевна Монастырева, ее без преувеличения можно назвать одним из самым уважаемых жителей поселения, и на то есть свои причины. Товар в магазин завозят только по зимнику и сразу на весь год, ассортимент формируется исходя из запросов самих жителей. На полках советского образца расставлены сахар, консервы, подсолнечное масло, сок, а чуть дальше — стиральный порошок, тазики, матрас, веники, сигареты. Нехитрый антураж дополняют весы со стрелками, гири и тетрадь, почти исписанная от обложки до обложки. В ее мелких клеточках застряли долговые обязательства односельчан. Деньги у охотников бывают не всегда, но кушать хочется, а курить — тем более. Вот и идут односельчане к Евдокии Иннокентьевне, просят отпустить товар под запись. Листая страницы, пенсионерка говорит, что у некоторых долги в несколько тысяч рублей — огромные деньги в безработном поселке, но товар она все равно отпускала и отпускает.

Хроническая недостача постоянно лежит на плечах продавца, она старается относиться к этому философски — в тайге люди должны помогать друг другу, хотя, конечно, переживает. Крайняя торговая точка для Качугской районной потребкооперации убыточна, и были мнения закрыть ее, но это окончательно добьет Чинонгу. Успешным в финансовом плане магазин могла бы сделать водка, но Евдокия Иннокентьевна категорически против специфического товара. Слишком хорошо она знает, как действует алкоголь на эвенков. Чтобы заглушить похмелье, охотник готов отдать мотор, патроны, не говоря уже о том, что добыл в тайге. Например, осенью здесь ведро клюквы спокойно обменивалось на «мерзавчик» (200 граммов) беленькой, а несколько пузырей равнялись шкурке соболя. Хорошо осведомленные в этом плане перекупщики с лихвой закрывают дефицитную брешь. В тайгу везут, как правило, дешевую водку, а то и откровенную катанку: качество напитка в глуши никто и никогда не проверял. Как будто специально, накануне нашего приезда в Чинонге побывали коммерсанты-спиртоносы. Возле одной из усадеб, прямо в сугробе, покоилось несколько бутылок водки, в самом доме вповалку спали мужики. Про эвенков всякое говорят, но совесть они еще не пропили, чтя закон тайги: не твое — не трогай.

  Второй год в здешних местах наблюдается массовая миграция соболя, его добывают по нескольку десятков за сезон. За спелого зверька (когда мех оттеняет благородная седина) перекупщики дают не более трех тысяч рублей — и то норовят рассчитаться алкоголем. Охотники в свою очередь прекрасно понимают, что после временной оккупации угодий дорогим хищником наступит затишье. Это нормальный с научной точки зрения процесс: зверье постоянно перемещается в зависимости от погоды, кормовой базы, изменения условий обитания. Тревожно с житейской колокольни: лес — единственный источник дохода эвенков. Относительно постоянную работу во всей Чинонге имеют заведующая клубом, почтальон и продавец, а стабильный доход — пенсионеры. Есть еще глава общины, но его функции весьма размыты, впрочем как и результат деятельности.

 В клубе — как символ развитого социализма — несколько рядов красных фанерных кресел, маленькую сцену отделяет мятая штора. Киноустановки нет, и единственный предмет, способный привлечь сюда посетителей, это бильярд. Судя по состоянию сукна, его эксплуатировали много лет подряд, шары с бесчисленным количеством щербин и сколов стали напоминать яйца гигантских перепелок. Даже наконечник кия — гильза патрона 32-го калибра — основательно сносилась. Жизнь в очаге культуры начинает теплиться в период политических акций, например выборов президента или депутатов дум. Фронт работы завклубом в данном свете нетрудно себе представить. Ее действия (точнее — бездействие) облегчает отсутствие в поселке детей, большую часть года они находятся в интернате в Бутаково, приезжают редко (на зимних и летних каникулах) и не все с охотой.

Не в пример выше уровень ответственности почтальона. Эту должность занимает Андрей Хромов. Молодого мужчину мы встретили раньше, чем смогли добраться до Чинонги — наши пути пересеклись в Шевыкане. Дорога до райцентра в одну сторону у таежного Печкина занимает три дня, обратно — столько же. Надежнее транспорта, чем лошадь, ему не найти. Помимо постоянного жалованья при поступлении на работу Андрей мечтал получить спецовку, но ему отказали, сообщив, что не одевает с некоторых пор почта своих сотрудников. Вместе с пенсиями Хромов доставляет землякам газеты: народ предпочитает в основном периодику с кроссвордами, но не только. Автор этих строк был немало удивлен, увидев в одном из домов несколько номеров «Копейки», на первой странице одного из них, видимо рукой того же Хромова, было выведено: «Шерстов Генка». Без ложной скромности можно говорить, что жители Чинонги прочтут о себе материал.

В одном из самых труднодоступных поселений области — поселке Чинонга — местные жители выживают за счет сбора ягод, а также охоты и рыбалки

У эвенков удивительно благозвучные сочетания фамилий и имен: Иван Сапожников, Валерий Широких, Аксинья Щукина, Анна Щапова — ну прямо как сценические псевдонимы звезд эстрады. Сегодня при знакомстве вы вряд ли услышите: Улукиткан, Шоркувул, Липирча, Дууруль, Тыонавча. Примерно с середины XVII века тунгусы стали принимать крещение, а с ним и русские имена, забывая родовые. Крещение предполагало существенные льготы для таежников: на три года охотник освобождался от ясака (налога), а его недоимка (долг) списывалась. Таким образом, например, Тыонавча Гаргаулев в одночасье становился Дмитрием Лобовым, а Ухтунча Букуев — Петром Лебедевым. Сейчас уже тяжело найти человека, который без промедления назвал бы род, к которому принадлежит, а их было много — Амунчаира, Опотогира, Сувгвира и т. д. За время нашей экспедиции лишь житель Тырки Семен Монастырев с гордостью сообщил о своих корнях — он из могущественного рода Маней.

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/73578642.jpg

У эвенков лошади прекрасно себя чувствуют и без привозных кормов

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/20531309.jpg

Почти у каждого хозяина на Киренге есть своя прорубь

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/84393763.jpg

У этой улицы даже есть название — Таежная

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/41243669.jpg

Здание фельдшерского пункта

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/51153715.jpg

Почти весь год дети находятся в Бутаково

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/44415789.jpg

Александра Васильевна Сафонова 40 лет отработала фельдшером

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/80596062.jpg

Пользуясь случаем, Любовь Житова осматривает жителей Чинонги

http://pressa.irk.ru/images/editions/kop/2012/n13/5032936.jpg

Много лет общину возглавлял Владимир Скорняков

Часть 3. Точки невозврата

На протяжении столетий эвенков теснили буряты-скотоводы и русские землепашцы. Действительный член Иркутского отдела Русского географического общества П.Кларк писал: «.. не имевшие оленей тунгусы некоторой части губернии селятся в деревнях и смешались с пришлым населением, они кругом в долгах у купцов-покрутчиков и вымирают от оспы и горячки». По мнению Владимира Хромова, автора очерков «Край запаха тайги» и книги «Эвенки орлиной реки», самые тяжелые времена для эвенков наступили в период строительства Транссибирской железной дороги, когда на Лену хлынул поток крестьян-переселенцев. Новоселы считали аборигенов грязными, хитрыми, ленивыми дикарями, поэтому забирали у них все ценное, обманывая самым бессовестным образом. Не желая возиться с распашкой целинных земель, пришлые люди кинулись обирать тайгу, началась оголтелая охота за копытным и пушным зверем. Читая книгу Хромова и переваривая командировку в Чинонгу, я невольно поймал себя на мысли, что история повторяется.

  Вековые споры о судьбе эвенков утихли после специальной экспедиции, организованной в 1927 году с целью изучения и оценки жизненных устоев коренного народа. Перепись показала, что такой важный показатель, как демография, значительно лучше у оседлых эвенков. Потому вскоре было предложено изменить формы традиционного хозяйствования — с целью сохранения и дальнейшего роста численности аборигенов. На практике это выглядело примерно так: у эвенков забирали оленей, а взамен давали коров, реже — лошадей. Насколько обмен был рациональным и справедливым, история умалчивает, но в результате о кочевой жизни можно было уже забыть. К середине 60-х годов олени исчезли даже из коллективных хозяйств. Так была пройдена первая точка невозврата. Сегодня оленя оседлать могут тофы и эвенки катангской тайги, которых преобразования коснулись не столь кардинально. Хотя и там проблем хватает.

Несмотря на преобразования, реформы и даже репрессии прошлого века, эвенки с благодарностью и ностальгией вспоминают советскую власть. В Чинонге несколько десятилетий работал фельдшерский пункт — кстати, здание и табличка на нем сохранились до сих пор. Жив и последний доктор здешней земли — Александра Васильевна Сафонова. При встрече женщина, отработавшая в одном месте 40 лет, в мельчайших подробностях рассказывает о том, как на лошадях ей удавалось эвакуировать больных в Качуг, по дороге приходилось убегать от волков и медведя. Представьте, каково было женщине одной в тайге, да еще с больным человеком в санях, когда путь в одну сторону занимает три дня.

Медик так переживала за своих пациентов, что до сих пор помнит истории их болезней. Александра Васильевна говорит, что санавиацию вызывала в крайнем случае, со всем остальным — неожиданными родами, резаными и огнестрельными ранами — справлялась сама. Она и сегодня готова помочь землякам, но не позволяет зрение, которое ухудшается с каждым днем. Сама женщина обреченно говорит: «Да кому я теперь нужна...» Кстати, сегодня в Чинонгу также можно вызвать бригаду санавиации, телефонная связь налажена, но эвенки беспокоят областной центр в крайнем случае. О плановых обследованиях здесь не помышляют, врачи, прибывшие с оказией, берут на анализы кровь (если человек трезвый), мокроту, дают рекомендации по приему лекарств.

 При советской власти проблему занятости эвенков длительное время решал коопзверопромхоз: охотники старались выполнить план по заготовке дикоросов, добыче пушнины, получая стабильную зарплату и предусмотренные для малых народностей льготы. Рейсовый вертолет нивелировал расстояние до райцентра, а дизельная электростанция снимала вопросы тепла и света. И сегодня жители Чинонги помнят, как собирались всем селом, чтобы посмотреть кино про войну или индийский двухсерийник с пометкой «Кроме детей...». К слову, охотники Катанги рассказывали, как вертолетчики подбрасывали до родовых угодий, как перевозили с помощью винтокрылой машины сено, запас провианта на весь промысловый сезон.

В знак благодарности пилот получал вяленую лосятину, рыбу, те же шкурки. О себестоимости таких полетов речь никто не заводил, государственные деньги тогда вообще не считали. Мне неоднократно приходилось слышать, что такая забота избаловала малый народ, выработав у него потребительское отношение к жизни. Возможно, это было своего рода импровизированной компенсацией за столетние притеснения. Но все когда-то заканчивается. Пришел конец и социалистическому раю, настали другие времена: рейсовый вертолет улетел, коопзверопромхоз почил, медпункт закрылся...

  Кардинальным образом ситуацию с безработицей мог изменить Байкало-Ленский заповедник, при создании которого планировалось организовать в Чинонге одно из лесничеств. Но потом кто-то с кем-то «перетер» важную тему — и кордон поставили за сто километров, в Анге, а эвенкам сказали: извините. Опешившие от такой беспардонности охотники кинулись за правдой в областной центр. Из обращения к губернатору Иркутской области А.Г.Тишанину (с пометкой «Служба по работе с обращениями граждан, секретариат губернатора; принято 29.01.2007, № 555»):

«Уважаемый Александр Георгиевич! К Вам обращаются эвенки д. Чинонга и д. Тырка Качугского района Иркутской области. При организации Байкало-Ленского заповедника коренным жителям (эвенкам) обещали, что на родовых землях будет создано Киренское лесничество. Контору намечалось построить в д. Чинонга, на берегу реки Киренги. При этом жители села получают ряд рабочих мест в заповеднике. На сегодняшний день мы оказались обманутыми. Центр лесничества находится в селе Анга, в доме, который принадлежит руководителю лесничества Бутакову В., на расстоянии более 100 км от границ заповедника. О какой охране заповедника может идти речь, если охрана бывает два месяца в году на территории лесничества, в промысловый сезон, когда все госинспекторы Киренского лесничества с большим количеств охотничьих собак отправляются в заповедник для охоты.

Это нашло подтверждение на общем собрании эвенков и руководства заповедника в июле 2006 года. На этом же собрании руководитель Росприроднадзора Иркутской области сказал: «Договоритесь с госинспектором и охотьтесь вместе». Из выступления на данном собрании председателя комиссии от Росприроднадзора Бовиной И. так и осталось непонятным, будет ли осуществлено строительство конторы Киренского лесничества в д. Чинонга, как это было предусмотрено проектом заповедника. Директором заповедника Заяц А.М. было обещано трудоустройство в Киренское лесничество наших людей. Мы в очередной раз обмануты. Убедительно просим Вас восстановить справедливость в решении данного вопроса... дать возможность самим охранять тайгу». Подписи: Хромов, Дорофеева, Широких и др.

  В ответ на многочисленные жалобы и обращения местные чиновники от природоохранных структур, что называется, закусили удила. В общении с эвенками они пользовались и, полагаю, продолжаются пользоваться проверенным в приблатненном мире приемом: «взять на понт», «нагрузить». Это когда напрямую угроза не звучит, но обстановка нагнетается настолько, что «терпила» сам отказывается от своих претензий. В 2006 году эвенкам было заявлено, что в случае создания у них конторы все принятые должны будут находиться на работе уже в восемь утра, без опоздания, малейшее нарушение будет приравнено к прогулу, и т. д.

Впоследствии некоторым все-таки предлагали работу, но в лесничестве «Берег бурых медведей», за сотню километров от дома. Сейчас муссируются слухи, что в случае создания кордона в Чинонге за ее околицей пройдет буферная зона и тогда промысловикам будет заказан путь в лес. Такой расклад, естественно, не устраивает охотников, и они уже очень осторожно высказываются относительно создания кордона, не понимая назначения буферной зоны. А она запрещает лишь хозяйственную деятельность, как то: рубка леса, прокладка дорог, трубопроводов и т. д.

Это в тайге эвенк никогда не заплутает, сумеет выжить без оружия и спичек, а в жизни потомственные охотники очень доверительны, терпеливы и осторожны, чем и пользуются люди с портфелями. Между тем заготовители древесины уже вплотную подбираются к Чинонге. По словам экс-главы общины Владимира Скорнякова, две деляны некие структуры собираются нарезать прямо на охотничьих угодьях. С чьего разрешения и по какому праву начинают пилить тайгу, охотник не знает, он даже специально ездил в Качуг, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию, но вернулся домой ни с чем.

 На протяжении ряда лет руководство заповедника всячески пыталось убедить общественность и руководство в Москве (заповедник — федеральная структура) о невозможности создания конторы в Чинонге.

Вот выдержка из акта проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды: «В проекте организации государственного заповедника «Байкало-Ленский» Иркутской области, выполненном в соответствии с плановым заданием Главохоты РСФСР, № 455 от 15.12.83 г., Западно-Сибирской проектно-изыскательской экспедицией, было рекомендовано контору Киренского лесничества разместить в п. Чинонга, в 20 км от охранной зоны заповедника. Однако это было возможно только при условии использования вертолета как основного вида транспорта при организации охраны территории заповедника. Изменившиеся социально-экономические условия и сократившиеся объемы финансирования заповедника, исключающие возможность аренды вертолета, заставили отказаться от постройки конторы в п. Чинонга». Перечитывая документ, невозможно понять — зачем госинспектору вертолет? Чтобы зверей распугивать? Да эвенк, не поднимаясь в воздух, вычислит браконьера, ведь в тайге они ориентируются безупречно. И потом, в Анге мы ни разу не видели винтокрылых машин, и «Берег бурых медведей» ими не укомплектован, потому что они не нужны в заповеднике по определению. С не меньшим успехом, отказывая эвенкам в работе, можно было выдвинуть более невыполнимый аргумент, например прокладку в Чинонгу асфальта. Чиновничья фантазия сродни лжи — чем она чудовищнее, тем быстрее в нее поверят.

 Читаем дальше: «В настоящий период контора Киренского лесничества находится в Анге Качугского района, на расстоянии более 100 км от границ заповедника, и это в значительной степени затрудняет вопросы его охраны. Контроль и надзор осуществляется периодически, не носит постоянного характера, что вызывает справедливые нарекания».

  Чиновники косвенно вроде бы признают абсурдность ситуации, но тут же, словно опомнившись, приводят важный, на их взгляд, аргумент в пользу Анги.

«Вся работа лесничества ведется с использованием верховых и вьючных лошадей, а в районе Чинонги отсутствуют пастбища и сенокосы. Следовательно, содержание лошадей в поселке возможно только на привозных кормах, что при финансовых возможностях заповедника исключается. По этой же причине строительство новой конторы Киренского лесничества не планируется».

А вот это уже наглое вранье. У эвенков были и до сих пор есть лошади, которые прекрасно чувствуют себя без привозных кормов. В первой части материала о проблемах малого народа мы приводим слова того же Семена Монастырева из Тырки, который говорит, что лошадей, как и коров, у них очень много. Хотя в отсутствии лошадей у эвенков еще несколько лет назад коллег с областного телевидения убеждал главный государственный инспектор Киренского лесничества Владимир Бутаков — видимо, полагая, что журналисты не поедут в Чинонгу. А они побывали в поселении, и — о чудо!- лошади обнаружились. Содержат животных и сейчас, в чем мы лично убедились. Не раз приходилось слышать в качестве аргумента против строительства конторы о злоупотреблении населением «огненной воды».

Бывает, охотники грешат. Кстати, они и не отрицают, что любят проклятую. Но коренная причина пристрастия все-таки в отсутствии работы, как следствие — контроля за исполнением обязанностей вышестоящего руководства. Если эвенки пили во все времена напропалую, как сгоряча утверждают некоторые, то кто в свое время выполнял план в коопзверопромхозе? И потом, разве Качуг, Бирюлька, Тарель могут похвастаться стопроцентной трезвостью населения? Да за последние 10 лет большую группу трезвых работяг мне удалось встретить лишь в Саянах, на разработке нефритовой жилы, и на лесоучастке в Давыдово Киренского района — в обеих точках был введен строжайший сухой закон.

В конце концов, взрослое население, которому пеняют на его пороки, проживет и без конторы. Но ведь у эвенков подрастут дети, о которых деликатно умалчивается. Кстати, бывший фельдшер Александра Васильевна в своем монологе о житье неоднократно упоминала внуков — один служит в армии, другой учится в 11-м классе; без постоянной работы парням заказан путь в родовое гнездо. Это означает: Чинонга и Тырка сами собой состарятся и вымрут. Не будет поселений — проблемы отпадут сами собой.

Свои надежды эвенки сегодня связывают с новым руководством Байкало-Ленского заповедника. И кстати, буферная зона во многом могла бы оградить потомственных охотников от варварского вмешательства извне. Иначе маленькая народность минует вторую точку невозврата — она, сдается мне, окажется для них последней.

Вместо послесловия

Так получилось, что параллельно с публикацией в «Копейке» второй части материала о нашей экспедиции депутат Заксобрания области Тимур Сагдеев дал развернутое интервью газете «Байкальские вести». Он справедливо констатировал, что в положении малочисленных народов принципиально ничего не изменилось, даже после принятия правительством РФ в 2009 году «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера». По мнению депутата, есть серьезные недостатки и в областной целевой программе, направленной на устойчивое развитие малочисленных народов.

«Большинство мероприятий, как и прежде, направлено на решение текущих вопросов жизнеобеспечения эвенков и тофаларов, а экономические рычаги для развития традиционного природопользования отсутствуют», — заявил депутат. На наш взгляд, прежде чем принимать какие-то программы, депутатам нужно побывать и у эвенков, и у тофов. Например, на Катанге и в Тофаларии необходимо развивать оленеводство. А вот в Качуге с прохладой относятся к оленю, потому что он подталкивает к кочевому образу жизни, а в той же Чинонге эвенки лет восемьдесят живут оседло, навыки утрачены. Здесь существует два экономических рычага: трудоустройство населения и организация факторинговой торговли, не позволяющей перекупщикам держать низкую цену, попутно спаивая промысловиков. Со всем остальным эвенки справятся сами, только не надо им мешать.

Точкой невозврата военные и ученые называют момент, когда уже невозможно остановить или хотя бы вернуть объект на более удобную позицию. Представьте ракету, покидающую шахту базирования, и все станет ясно.

Борис Слепнев «Копейка» фото автора 04.04.2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О бедном эвенке замолвите слово… iconКонспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
О бедном эвенке замолвите слово… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
О бедном эвенке замолвите слово… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя
О бедном эвенке замолвите слово… iconУрок №1
На экране разбросанные картинки. Появляется одно слово, оно произносится диктором. Задание: подтащить слово к картинке
О бедном эвенке замолвите слово… iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)
О бедном эвенке замолвите слово… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я просто списываю слово в слово то, что сегодня напечатано в Государственной Газете
О бедном эвенке замолвите слово… iconСлово и его форма
Задание (выполняется дома): 1) в предложении Верное слово объединяет, ведет за собой, служит доброте и любви ( Л. Н. Толстой) разобрать...
О бедном эвенке замолвите слово… iconРеферат-словарь
Корни.«Ловушки». Стр 211 1 1 (до второй части, первого слово(включительно)) -40 слов без пропусков. Ссылки все к словарям, так как...
О бедном эвенке замолвите слово… iconУрок родное слово тема: Закрепление изученного материала
А сейчас вам нужно будет объединить слова, которые я вам произнесу, одним понятием и найти лишнее слово
О бедном эвенке замолвите слово… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стадия вызова. Я загадала слово. Задайте 5 вопросов мне, чтобы его отгадать.(Глагол) – Почему загадано это слово?
О бедном эвенке замолвите слово… iconТема: «Горные породы и минералы»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О бедном эвенке замолвите слово… iconУчитель профессия дальнего действия
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О бедном эвенке замолвите слово… icon«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О бедном эвенке замолвите слово… iconПлан-конспект урока английского языка
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О бедном эвенке замолвите слово… icon2 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
О бедном эвенке замолвите слово… iconУчебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М....
Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск