Скачать 94.13 Kb.
|
Конспект урока-мастерской по естествознанию в 4 классе (УМК «Школа 2000-2100») Тема: «Горные породы и минералы» Цель: дать первоначальное представление о горных породах и минералах, их происхождении, свойствах и использовании человеком. Оборудование: предметы для выставки, сделанные из горных пород и минералов (бусы, ваза, мел, керамическая плитка, лампочка, фото памятника, моста и т.д.), коллекции горных пород и минералов (на партах), тексты о горных породах и минералах (для работы в группах), пластилин, кроссворды. Ход урока. Орг. момент. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастерской. Предлагаю вам сегодня вспомнить школьные годы. Попробуем вместе пройти по этапам урока в режиме деятельностного метода. Итак, вы – ученики 4-го класса, и у нас урок естествознания. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. - Для того, чтобы определить тему нашей мастерской, предлагаю посетить своеобразную выставку. Внимательно рассмотрите предметы, представленные на ней. (Подходят к выставке, рассматривают. Звучит музыка.) - На какие размышления навела вас эта выставка? - Что общего у всех предметов? (Заслушиваются ответы) - О чём же пойдёт речь на уроке? Открывается тема на доске: «Горные породы и минералы». - На какие вопросы вы хотели бы найти ответы в ходе мастерской? Что о горных породах и минералах вам интересно было бы узнать? Обсудите их в группах. В ходе озвучивания вопросов на доске открываются пункты плана: Понятие о горных породах и минералах. Происхождение горных пород и минералов, их многообразие. Свойства горных пород и минералов, их использование человеком. - Вы сформулировали интересные вопросы в соответствии с темой. Во многом они совпали с теми вопросами, которые я попыталась предугадать во время подготовки к мастерской. - А на какой из поставленных вопросов вы затрудняетесь ответить сейчас? Какая учебная задача будет главной? Актуализация знаний. - Постараемся решить проблему. Для этого вспомним то, что уже изучали. - Из чего состоят все тела? (Из веществ) - В каких состояниях находятся вещества в природе? (В твердом, жидком, газообразном) - Как называется оболочка Земли, сложенная из твёрдых веществ? (Литосфера) - Так что же такое горные породы и минералы? (Это твёрдые тела природы, из которых сложена литосфера) - Обратимся к словарю терминов в конце учебника, чтобы подтвердить правильность определения. - В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Чем они отличаются? (Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов). Постановка проблемы. - В ваших коллекциях представлена лишь очень небольшая часть горных пород и минералов. Приведите свои примеры. - Действительно, их очень много. При таком разнообразии может ли быть одинаково их происхождение? - С камнями люди столкнулось миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют … - Естественно, люди задумывались, откуда же взялись камни? Древние легенды гласят: «Бог создал небо и землю, а далеко на востоке он посадил чудесный сад. Там было вечное лето. У реки с чистой ключевой водой росли удивительной красоты цветы. В том саду Бог поселил первых людей – Адама и Еву. Ева подолгу любовалась диковинными цветами. Злой и лукавый Сатана сделал так, что Бог разгневался на первых людей и прогнал их из сада. А Сатана, помня о том, что Ева любила разглядывать райские цветы, превратил их в самоцветные камни и разбросал по земле, чтобы возбуждать в людских сердцах жадность и зависть». «А ещё люди, глядя на высокие огромные скалы, думали, что эти скалы сброшены с неба богами, и на них начертаны законы древних богов». - Дайте свою оценку услышанному. Каковы ваши версии происхождения горных пород и минералов? «Открытие» нового знания. Работа в группах. - Чтобы проверить правильность ваших предположений, давайте обратимся к мнению учёных. Материал взят из энциклопедии «Что такое? Кто такой?» - На листах запишите или зарисуйте самое главное. (В группах изучается происхождение гранита и базальта, песка и глины, известняка, драгоценных и поделочных камней. Заслушиваются ответы. На доске под 2-ым пунктом плана появляются листы с результатами работы групп). См. приложение 1. - Как долго происходили процессы образования горных пород и минералов? Фронтальная работа по изучению свойств горных пород и минералов. - Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке? Вот одно из них. Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать… - Если ударить по граниту чем – то тяжёлым, что произойдёт? - Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость) - А сейчас продемонстрирую ещё одно свойство горных пород. Внимательно понаблюдайте, сравните и сделайте вывод. ( Перелить воду из одного сосуда в другой, переложить гранит). - Какое свойство увидели? (постоянство формы) - А из какой горной породы сделано стекло? Как это стало возможным? Найдите ответ в учебнике. (Читают ещё об одном свойстве – плавкости.) - Есть особая горная порода, на основе которой сделан пластилин. Что это? - Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком пластилина. - Что же это за свойство? (пластичность) ( В процессе ответов на доске открываются листы с названиями свойств горных пород) - А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? - Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы) - Соотнесите сказанное вами с материалом учебника. Первичное закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа. - А сейчас, коллеги, Предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором вы найдёте все ключевые слова и основные понятия нашей мастерской. См. приложение 2. Рефлексия. - Уважаемые коллеги, наша мастерская подходит к концу. Предлагаю вам выразить свои ощущения. Насколько интересно и полезно было участие? Продолжите пожалуйста, фразы: Сегодня на уроке я … Мне было … Приложение Приложение 1. Тексты для работы в группах. Песок и глина. В природе изменяется все. Изменяются и горные породы. Даже очень прочные горные породы разрушаются. Происходит это постепенно. Под действием солнечных лучей в горах образуются трещины, туда попадает вода. Замерзая, вода расширяет трещины. Это повторяется много раз. В конце концов, каменные глыбы раскалываются на куски. На склонах гор постепенно накапливаются обломки. Затем эти обломки переносятся водой и ветром в другие места. Во время переноса эти обломки продолжают разрушаться. Они ударяются друг о друга, перетираются. Наконец, из них образуются песок и глина. Известняк. В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря. Из них со временем образуется известняк. В кусочке известняка можно разглядеть древние ракушки. Мел, которым вы пишете, - это и есть известняк. Драгоценные и поделочные камни. Горные породы и минералы под действием высокой температуры и давления в земной коре постоянно меняются. Не всегда расплавленные горные породы и минералы вырываются наружу. Многие остаются в толще Земли, продолжая меняться. Так появились многие драгоценные и поделочные камни, а также мрамор. Гранит и базальт. В самых глубинах Земли очень высокая температура (около 5000 градусов) и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в огненную жидкость – магму. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. На поверхности магма застывает, затвердевает, превращаясь в гранит и базальт. Приложение 2. Кроссворд.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные термины и понятия: минералы, горные породы, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № Горные породы, минералы и полезные ископаемые | ||
Урок сказка «Горные породы, слагающие земную кору» Цели урока: сформировать представления о строении земной коры, научить описывать горные породы, воспитание дружбы и взаимопомощи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дать знания учащимся о горных породах; формировать умение различать горные породы по внешним признакам и определять их... | ||
Программа утверждена «Утверждаю» Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы | Конкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников... Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые» | ||
Курс состоит из пяти разделов: что изучает география 2ч как люди открывали Землю 3ч «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера» | Природоведение, 5кл, II полугодие «Горные породы» Выберите один правильный ответ Сагакянц Александр Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета... | ||
Реферат Горные породы в оформлении участка перед библиотекой им. И. У. Басаргина Каменистый участок, расположенный напротив библиотеки имени Ивана Ульяновича Басаргина имеет уклон от 13 до 33 градусов от тротуара... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: ученики должны знать: основные типы земной коры, сущность явлений, происходящих в земной коре. Горные породы магматического,... | ||
Реферат по теме: Опалы Это происходит в вулканических областях, когда горячие водные растворы пропитывают горные породы и находящиеся в них включения; накапливается... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: введение понятий «магма» и «магматические, осадочные, метаморфические горные породы», формирование умений работы с образцами... | ||
Урок здоровья – Горные лыжи В рамках реализации проекта «Мое будущее – в моих руках», по инициативе врио губернатора Челябинской области Б. А. Дубровского в... | Реферат по товароведению и товарной экспертизе на тему «Горные лыжи,... До недавнего времени горные лыжи были прямыми и узкими в передней части шириной не более 85 мм, в задней не более 75. Современные... |