Этапы урока
| Действия учителя
| Действия ученика
| Личностные результаты
| Предметные результаты
| Метапредметные результаты
|
Организационный этап
| Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.
| Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
| Формирование ответственного отношения к учению
| Владение элементарными практическими умениями
| Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность
|
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний
| Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним:
- Что такое литосфера?
- Что называется внутренними силами Земли?
- Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?
| Учащиеся вспоминают изученный материал
| Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
| Владение географическими знаниями
| Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний
|
Сообщение темы, постановка цели и задач урока
| Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:
- Что, по вашему мнению, еще необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы с вами еще упустили?
Ответы учащихся.
- Да, нам нужно выяснить состав литосферы, то, из чего она состоит и как используется человеком. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.
| Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.
| Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
| Владение географическими знаниями
| Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
|
Актуализация знаний
| - Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?
- Где еще можно встретить горные породы?
- Сколько минералов может входить в состав горных пород?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
- Чтобы более точно ответить на эти вопросы, знакомимся с текстом учебника на стр. 71
| Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы.
| Формирование мотивации к обучению и познанию
| .Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни
| Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
|
Введение новых знаний
| Учитель обращается к учащимся:
- Ребята, перед вами лежат коллекция горных пород и минералов, которую вы можете подробно рассмотреть. Кроме этого, я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему: «Горные породы и минералы»
Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Камни рождаются и умирают, они восхитительны по форме, красоте и прочности.
- Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе?
Ответы учащихся.
- Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр 72.
1 группа – магматические породы
2 группа – осадочные породы
3 группа – метаморфические породы
Каждая группа получает план, по которому необходимо составить устный отчет и озвучить его.
| Учащиеся рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся с презентацией «Горные породы и минералы», отвечают на вопросы, заданные учителем, работают в группе с учебником и составляют отчет по представленному плану.
| Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности
| .Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни
| Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.
|
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности
| - Итак, ребята, давайте послушаем отчет каждой группы о разных видах горных пород. Затем сделаем выводы и результаты запишем в тетрадь.
Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 1)
Учитель объясняет ход проведения практической работы.
| Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы, результаты записывают в тетрадь.
Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы
| Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях
| Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
| Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью
|
Оперирование знаниями в новых ситуациях
| - А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?
- Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)
| Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.
| Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
| Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
| Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
|
Обобщение и систематизация знаний
| Для обобщения материала учитель предлагает игру «В гостях у хозяйки Медной горы».
Задание: догадайся о какой горной породе идет речь? (см. приложение №2)
| Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме
| Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях
| Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды
| Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
| Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен….
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Творческое задание «Человек из горной породы»
- Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок.
| Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.
| Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
| Владение основами географических знаний
| Умение оценивать свои поступки и поступки других людей
|
Определение и разъяснение домашнего задания
| Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.
| Учащиеся записывают домашнее задание.
| Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
| Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни
| Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
|