Конкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников
Асбестовского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №12
Номинация: сценарий разработки урока
Тема: Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Форма: урок окружающего мира, 4 класс
автор Прохорова Г.С.
учитель начальных классов
1квалификационная категория
Тел.6 – 34-69
АГО 2013
Содержание
Пояснительная записка 3
Ход урока 5
Список литературы 9
Компактный диск 10
Пояснительная записка
Предмет: окружающий мир, 4 класс
Тема: Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые».
Задачи: Проверить знания понятий о горных породах и полезных ископаемых.
Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр.
Планируемый результат:
Обучающиеся владеют понятиями, связанные с горными породами и полезными ископаемыми, умеют находить в тексте главное, строить свое доказательное выступление, смотивированы на то, чтобы экономить в быту природные ресурсы.
Продолжительность: 45 мин
Класс: 4
Авторский медиапродукт: презентация к уроку
Тип урока: урок - соревнование
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер
Оборудование: учебники, энциклопедия, презентация «Почвы», коллекция горных пород, карта полезных ископаемых России, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, названия команд.
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе
по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых
Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
- Ископаемые называют полезными, так как…
- Скопление полезных ископаемых в земле называют…
- Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют…
Проверка
Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
2. Вступление:
Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.
- Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
Слайд 3.(Цели).
-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»
Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.
-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.
1 к.
-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.
(гранит)
-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)
2 к.
-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).
-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)
3 к.
-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)
-Что означает знак ? (газ)
Слайд 4.(Кроссворд).
2)-Прочитайте полученные слова.
-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?
-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?
Назовите жидкие полезные ископаемые.
-А газ? Какое это полезное ископаемое?
Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
Проверим ваши ответы.
Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).
-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)
-Кто такие геологи?
Итог: «Геологи - это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»
-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?
Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).
-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.
3). Работа по карте «Физическая карта России»
-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .
Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ
Слайд 7.
-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.
-Ртуть - один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .
-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?
-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.
-Вот какие прогнозы дают учёные.
Слайд 8.
Иссякнут запасы:
- золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году
-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?
6) Творческая работа.
Слайд 9.
-Для каждой команды дана проблема.
1к.
Если на земле исчезнет нефть, то…
2к.
Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…
3 к.
Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…
-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?
- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)
VI. Итог урока.
5. Итог урока.
- Подведём итог нашей работы:
Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?
-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.
(Заслушиваются сообщения).
Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.
6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого оформить в виде презентации.
Литература
Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993
Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009
Интернет - ресурсы
|