Российской федерации





Скачать 400.75 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации29.06.2015
Размер400.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
________физический факультет_______

(Наименование института, факультета)

УТВЕРЖДАЮ

___________________________
"__" __________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы реферирования научно-технической литературы

(Б1. ДВ2)
Направление подготовки
педагогическое образование

050100

Профиль подготовки
физика и информатика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Саратов,

2011
Модуль: «Основы реферирования научно-технической литературы» (Б1.ДВ2) по профилю «Физика и информатика»

Направление: педагогическое образования

Квалификация (степень): бакалавр

Объем трудоемкости: 2 кредитные единицы 72 часа, из них 36 часов – аудиторная нагрузка (лекции – 18 часов, практика – 18 часов), 36 часов – самостоятельная работа.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 являются: ознакомить студентов с основами реферирования научно-технической литературы, сформировать навыки письменного и устного реферирования речевых сообщений, получаемых как в письменной форме (статьи, книги), так и в устной (доклады, лекции, выступления и т.п.).

Формирование профессиональной компетентности бакалавра позволяет познакомить студентов с основами технологии речевого продуцирования, развить задатки профессионального практического реферирования.
Задачи дисциплины:

1) ознакомить студентов с содержанием профессиональной деятельности референта, его должностными обязанностями и, в соответствии с этим дать представление о реферировании как особом виде аналитической деятельности;

2) ознакомить студентов с системой понятий и терминов, которые используются в процессе реферирования;

3) дать представление о поаспектном методе реферирования и практических процедурах составления реферата;

4) сформировать навыки осмысленного восприятия, устранения избыточности и осуществления смысловой компрессии текста;

5) привить навыки речевого продуцирования, которыми должен владеть бакалавр педагогического направления по профилю «Физика и информатика» для успешной работы по своей специальности;

6) теоретически изучить и практически овладеть многоступенчатой техникой реферирования письменных и устных речевых сообщений.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Для освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 по профилю «Физика и информатика» студенты должны использовать знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин и модулей на других уровнях образования: «Философия» (Б1.Б2), «Культура речи (устной и письменной)» (Б1.Б4), «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б3) «Основы культуры чтения» (Б1.В4), «Информационные технологии в образовании» (Б1.ДВ1), «Естественнонаучная картина мира» (Б2.Б3), «Инновационные тенденции в системе образования» (Б3.ДВ1).

К «входным» знаниям, умениям и готовности студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин предъявляются следующие требования:

- знать основные механизмы социализации личности, особенности современного экономического развития России и мира;

- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;

- знать основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии, уметь находить и пользоваться информацией в глобальной сети Интернет;

- знать особенности современного этапа развития образования в России и мире, сущность и структуру обучающего и воспитательного процессов в системе школьного образования;

- владеть глубокими и прочными знаниями по теории физической науки, в частности, фундаментальных законов, теорий, закономерностей и их применение в практической деятельности;

- использовать современные инновационные тенденции в образовании, владеть основными методическими приемами и средствами, различными подходами к педагогической деятельности.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы реферирования научно-технической литературы» модуля Б1.ДВ2 по профилю «Физика и информатика»:

общекультурные компетенции (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые и философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- способность логически верно излагать устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-13);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способность использовать навыки публичной речи, ведению дискуссии и полемики (ОК-16).

общепрофессиональные компетенций (ОПК)

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, владение мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности (ПК)

- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

в области культурно-просветительской деятельности (ПК)

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- содержание основных понятий и терминов процесса реферирования; способы фиксации информации, принципы составления конспекта, виды рефератов, виды аннотаций;

- назначение, цели и задачи аналитико-синтетической обработки документов, виды обработки и их последовательность, функции и принципы различных видов обработки документов;

- объективные и субъективные факторы, определяющие эффективность слухового восприятия, содержание процесса чтения; избыточность и ее составляющие, характеристики текста, свертываемость научной информации;

- основные приемы смысловой компрессии текста, принципы поиска ключевых слов и выражений, грамматические признаки ключевых слов; классификацию рефератов по различным основаниям.

- специфику реферирования статей, книг в зависимости от сферы научной деятельности; своеобразие языка и стиля реферата;

- взаимосвязь аналитических и синтетических методов анализа при обработке документов;

- основные российские и международные стандарты по библиотечно-информационной деятельности и требования, предъявляемые к различным видам обработки документов;

- правила и требования для различных видов обработки документов;

- основные этапы процессов аналитико-синтетической обработки документов (библиографического описания, индексирования, аннотирования, реферирования и т.д.).

Уметь:

- понимать сущность процесса реферирования как одного из видов аналитической деятельности; смысловых аспектов и особенностей их применения;

- выявлять смысловые аспекты, заслуживающие отражения в реферате – проблеме, области исследования, его цели, задачах, методах и результатах.

- обрабатывать любой документ и его составные части; распознавать элементы библиографической записи как главного результата аналитико-синтетической обработки документов;

- составлять библиографическое описание документа; формировать заголовок записи;

- оформлять элементы библиографической записи в процессе индексирования, аннотирования, реферирования и прочих видов обработки документа.

Владеть:

- представлениями о формах изложения материала в реферате; об общих требованиях к языку реферата, методикой реферативной работы;

- понятием об общем и различном в языковых и стилистических свойствах реферата и первоисточника; об обобщающих словах и буквализме;

- навыками осмысленного восприятия текста, поиска ключевых слов, составления смысловых рядов, выявления доминанты, определения круга смысловых аспектов, построения схемы изложения и работы над текстом, языком и стилем реферата.

- специальной терминологии в сфере аналитико-синтетической обработки документов;

- способами работы со справочно-библиографическим аппаратом библиотек, органов научно-технической информации и других учреждений системы документальных коммуникаций;

- общей и частной методикой процессов аналитико-синтетической обработки документов; технической и семантической (библиографической) обработки различных видов документов.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 кредитные единицы 72 часа, рассчитана на изучение в течение одного семестра (1), включает лекционные (18 часов), практические (18 часов), самостоятельную работу студентов (36 часов).

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется тестовая и зачетная система оценки освоения учебного модуля.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Лек

Пр

Лаб

Ср




1 семестр

1

Ведение. Цели и задачи курса. Основные понятия обработки текстов.

1

2

2

2










2

Тема 1. Библиографическое описание произведений печати.

1

4

2

2










3

Тема 2. Библиографические указатели и их виды.

1

6

2

2










4

Тема 3. Аннотирование.

1

8

2

2







Отчет по аннотированию статей

5

Тема 4. Реферирование.

1

10

2

2







Отчет по ре-ферированию

6

Тема 5. Лингвистические аспекты аннотирования и реферирования

1

12

2

2










7

Тема 6. Общие положения индексирования.

1

14

2

2










8

Тема 7. Теоретические основы построения классификаторов.

1

16

2

2










9

Тема 8. Теоретические основы, сущность и методика координатного индексирования.

1

18

2

2







зачет




Итого

72




18

18




36




Содержание дисциплины

Ведение. Цели и задачи курса. Основные понятия обработки текстов. Понятие аналитико-синтетической обработки текстов. Аналитико-синтетическая обработка документа (АСОД) в системе документальных коммуникаций.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск