Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет





Скачать 189.64 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет
Дата публикации29.06.2015
Размер189.64 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО ПРИКАЗ №____от __________________

протокол № 1 ____________ ДИРЕКТОР

МБОУ «Козловская СОШ №3»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

г. Козловка Чувашской Республики


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО чувашскй литературе в 10 «А» классе

предмет

ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ступень, уровень общего образования

НА ОСНОВЕ учебного издания для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений /Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009.
Ефимова Валентина Павловна

ФИО учителя

Количество часов в неделю - 1, за год - 35, резерв - 4.

Количество плановых контрольных работ - 2

практических работ - 0

г. Козловка 2013 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основании государственного стандарта среднего (полного) общего образования по чувашской литературе в X-XI классах в школе с русским языком обучения (утверждён приказом № 906 Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики от 30.12.2006 года), программы по чувашской литературе для 10-11 классов (Чебоксары, 2005, 2009).
Чувашская литература: Хрестоматия для 10 класса школ с многонациональным составом учащихся и русских школ /Авт.-сост. В.Н.Пушкин. – Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2007. - 383 с.
Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений / Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009. – 176

Класс

Количество часов

В неделю

В год

10А

1

35


Целью изучения чувашской литературы на русском языке является приобщение учащихся 10 классов к чувашской национальной культуре, знакомство с произведениями талантливейших мастеров художественного слова, их вкладом чувашскую культуру.

Литературные цели:

- Дать представление об основных этапах и направлениях литературы, начиная с фольклора до середины XX века.

- Научить анализировать произведения в широком историческом, литературном и биографическом контексте.

- Научить определять основные черты творчества и характер эволюции писателя.

- Выяснить актуальность литературных произведений в эпоху их создания и в восприятии нашего времени.

Нравственные цели:

- Систематизировать взгляды писателей и их героев в контексте известных нравственных, философских, политических, религиозных концепций.

- Способствовать формированию гражданских и патриотических убеждений.

- Убедить с помощью художественной литературы в необходимости руководствоваться принципами милосердия, гуманизма и толерантности в повседневной жизни.

Речевые цели:

- Сформировать умение писать рефераты на заданные литературные и публицистические темы.

- Завершить работу по формированию умений писать сочинения различных жанров (сочинение-рецензию, эссе и т.д.) на литературные и публицистические темы.

- Научить самостоятельно проводить дискуссии, диспуты, конференции, приведение примеров, набор аргументов, формирование выводов.

- Завершить работу в умении работать ( находить и использовать) с информационными источниками.

- Научить владеть риторическим приёмом организации монологической речи.

Культурологические цели:

- Обозначить общественные, политические, культурные факторы, повлиявшие на развитие чувашской литературы.

- Выяснить историко- литературные факторы, повлиявшие на развитие чувашской литературы XVIII, XIX, XX веках.

Задачи образования:

- создать условия для развития личности учащихся;

- научить детей ориентироваться в постоянно меняющемся и пртиворечивом мире современной культуры, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и умение адекватно обосновать свою точку зрения;

- воспитание читателя, способного видеть в художественном произведении источник своего самосовершенствования формирование ценностно-смыслового, эмоционального отношения к жизни и искусству, эстетического вкуса;

- формирование гуманитарных понятий, отражающих специфику искусства и помогающих «измерять» собственный уровень духовного освоения мира;

- обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся через сеть кружков, факультативов, индивидуальных занятий, участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ ИЗУЧЕНИЯ)

При отборе произведений для изучения в основе лежат 3 категория:

- их художественное достоинство;

- выражение в них социально значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов;

- место произведения в истории чувашской литературы.

Рекомендуемые произведения

Чувашская литература XIX века

  • Н.Бичурин.очерк «Байкал»

  • М.Фёдоров.поэма «Леший»

  • С.Михайлов. Рассказ «Хитрая кошка», этнический очерк «Детство»

Литература начала XX века

  • К.Иванов. Поэма «Нарспи».

  • И.Яковлев «Духовное завещание чуашскому народу», притчевые рассказы «Калач», «Жадная собака», «Нужда»

  • Ф.Павлов. Драма «В деревне»

  • М.Кузьмин (Сеспель) Стихотворения «Пашня Нового Дня», «Или! Или! Лима савахвани!...», «К морю», «Чуваш! Чуваш!...»

  • П. Хузангай. Цикл стихов «Песни Тили»

  • Я Ухсай «Дед Кельбук»

  • Хведер Уяр «тенета»

  • Кузма Турхан «Свияга впадает в Волгу»

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип и форма урока

Основные понятия темы

ТСО, ЦОРы

Примечания

коррективы

1

Введение.

1




Вводная лекция

Чувашская литература в контексте мировой (русской) культуры. Своеобразие чувашской литературы как вида словесного искусства.







2

Литературные памятники V -VIII веков.

1




Комбинированный

Литературные памятники древне тюркской и рунической письменности.







3

Устное народное творчество.

1




Вводная лекция

Корневые связи устной поэзии с художественной литературой. Национальное своеобразие чувашского фольклора.







4

Чувашские народные сказки.







Прослушивание и обсуждение

Миф, легенда, эпос. Виды сказок и их своеобразие.







5

Народная поэзия.


1




Комбинированный

Песня. Частушки, заговоры, заклинания. Народная песня как выражение основ бытия. Исторические и лирические песни.







6

Первые образцы литературных произведений.

1




Вводная лекция

Духовная культура чувашского народа в трудах исследователей и путешественников. Просветительство. Творческий метод.







7

Очерки. Ермей Рожанский «О чувашах»







Комбинированный

Становление жанровой и стилевой системы. Этнографические очерки. Классицизм.







8

Н.Я. Бичурин. Жизненный и творческий путь.


1




Комбинированный

Очерк- путешествие. Пейзаж. Черты классицизма в произведении «Байкал»







9

Жизненный и творческий путь

С. Михайлова

1




Комбинированный

Жанровые особенности произведений. Основная проблематика и стиль очерков и рассказов. Реализм. Образ рассказчика.







10

Творческий путь М. Федорова.

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Фольклорные образы и мотивы в произведении как средство характеристики народной жизни







11

М.Федоров. Поэма баллада «Леший».

1




Комментирование фрагментов текста

Тема, основные персонажи. Образ Лешего в организации сюжета. Реалистический образ Хведера. Понятие жанра: поэма-баллада. Фольклор.







12

И.Я. Яковлев и Симбирская литературная школа.

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Формирование Симбирской литературной школы. Притчевые детские рассказы. «Духовное завещание народа».Литературная школа. Букварь. Завещание. Притча.







13

Жизненный и творческий путь К.В.Иванова.

1




Комбинированный

Личность поэта. Литературное осмысление фольклора. Понятие поэмы как лиро-эпического жанра. Повторение понятий: портрет, пейзаж, сказка, баллада.







14

К.В. Иванов- поэма «Нарспи».

1




Комментирование фрагментов текста

Вечные философские проблемы: человеческая личность, гуманизм, добро и зло, соотношение материальных и духовных ценностей. Сюжет и композиция. Художественная деталь.







15

Поэтичность женских образов в поэме «Нарспи».

1




Комментирование фрагментов текста

Национально- художественное видение мира. Понятия: эстетическая система, авторско-личностное. Композиция.







16

Творческий путь Ф. Павлова.

1




Комбинированный

Фольклорист, композитор, драматург. Сценическая школа

Ф. Павлова. Понятие жанра драма. Расширение понятий о драматургическом конфликте.







17

Социально- психологическая драма

«В деревне»

1




Комментирование фрагментов текста

Сюжетно- композиционные особенности и своеобразие конфликта в драме. Углубление понятия: драма как литературный род. Понятие психологизма, внутренний монолог. Композиция, сюжет.







18

« Деревня»- как образ- символ, модель мира.

1




Комментирование фрагментов текста

Народная поэзия (песни свадебные, посиделочные) как средство раскрытия конфликта драмы и создание психологических ситуаций. Повторение понятий: символический образ, песни, конфликт.







19

Литературный процесс 1920- 1930-х годов

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Углубление понятия об историко-литературном процессе. Понятия: реализм, социалистический реализм. Творческие группировки. Организация на родном языке печати и налаживание культурно – просветительской работы.







20

Литературная ситуация 20-30-х годов

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Проблемы самопознания, нравственного выбора. Углубление понятий: реализм, тема, проблема.







21

Жизненный и творческий путь Михаила Сеспеля.

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Неповторимость его творчества. Национальное своеобразие чувашского стиха в его творчестве. Понятия: лирика, стихотворные размеры: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль, размер, рифма, строка.







22

Эстетический идеал Михаила Сеспеля.


1




Разбор стихотворений

Романтическая возвышенность, условность, особые изобретательные средства поэзии в стихотворениях « К морю», « Чуваш! Чуваш!..». Понятие о лирическом стиле. Лирический герой. Мотив и тема.







23

Образно – стилевое богатство лирики

1




Разбор стихотворений

Образы Голгофы и Кровавого распятия как символические образы прошлой Чувашии и чувашского народа. Углубление понятий: символ, символизм, символический образ.







24

Социальные и психологические причины трагедии поэта.

1




Сообщения учеников

Письма как лирический дневник эпохи. Символический смысл художественных деталей. Мотив пробуждения души в письмах. Понятие о жанре письма.







25

Творческий путь П.П. Хузангая.

1




Комбинированный

Основные темы и мотивы лирики поэта. История создания цикла стихов «Песни Тилли».Филологическая лирика, циклизация, поэма, стихотворение.







26

Жанровые особенности, тематика проблем.

1




Разбор стихотворений

Художественная выразительность, лаконизм философский лейтмотив миниатюр, отражение в них чувашского национального самосознания. Повторение понятий: ритм, рифма, рефрен. Углубление понятий: проблема, философская лирика.







27

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов в чувашской литературе.

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Поэзия и лирика самые популярные жанры во время войны. Война и духовная жизнь общества, патриотические мотивы и сила народного духа в лирике военных лет. Понятия: военная поэзия, мотивы, героическая поэма.







28

Литературный процесс 1950- 1970-х годов.

1




Лекция учителя, сообщения учеников

«Оттепель» 1953-1964 годов. Рождение нового направления в литературном движении. Поиски новых жанровых форм и стилей.







29

Развитие эпической формы.

1




Урок-погружение. Лекция учителя, сообщения учеников

Романы в стихах. Поэмы. Тема ВОв в творчестве чувашских поэтов и писателей.







30

Творчество Якова Ухсая.

1




Комбинированный

Оригинальность и самобытность художественного мира поэта.







31

Я.Г. Ухсай – роман- биография «Дед Кельбук».

1




Комментирование фрагментов текста

Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гармония красоты и мира, народные идеалы в творениях. Повторение понятий: композиция, антитеза, лиро-эпическая деталь, разговорная и просторечная лексика, размер, ритм, рифма, строфа.







32

Творчество писателя Ф.Е.Афанасьева

( Х. Уяр).

1




Лекция учителя, сообщения учеников

Особенности творческой манеры: психологизм, изобретательность в построении сюжета.







33

Х.Уяр – роман «Тенета».

1




Комментирование фрагментов текста

Художественная особенность романа. Социально и исторические проблемы. Судьба и облик главного героя.







34

Характеры героев в романе «Тенета».

1




Комментирование фрагментов текста

Характеры, лишенные психологической однолинейности. Умение увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном.









35

Защита рефератов. Итоговое тестирование. Выразительное чтение наизусть

1




Урок повторения Защита рефератов и презентаций











4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Учащиеся X класса русскоязычных школ должны знать:

- творческий путь классиков чувашской литературы;

- темы, проблемы, событийную сторону (сюжет) и героев произведений;

- тенденции в современной критике и научных исследованиях по чувашской литературе;

- особенности жанровой системы литературы конкретного периода;

уметь:

- различать виды народных сказок в сравнении со сказками других народов Поволжья и России;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- характеризовать и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- объяснять поступки персонажей литературных и фольклорных произведений с учётом этических и эстетических представлений чувашского народа о человеке и окружающем мире;

- составлять конспекты литературно-критических статей; готовить доклад или реферат на литературную тему;

- рассказывать наизусть стихотворения чувашских поэтов и отрывки из фольклорных произведений (3-4 произведения).

Для заучивания наизусть:

М. Фёдоров «Леший» ( с начала до Горизонт пылающий).

К.В. Иванов «Нарспи» - отрывок по выбору (10 строф).

М. Сеспель. По выбору одно стихотворение.

Я. Ухсай. «Дед Кельбук» - отрывок по выбору (10 строф).

П. Хузангай «Песни Тили». По выбору.
Рекомендуемые темы сочинений и рефератов:

  1. Об истории народа и его устном творчестве.

  2. Зарождение и становление чувашской литературы.

  3. Чуваши в русской литературе и публицистике.

  4. Первое классическое произведение чувашской литературы (М.Ф.Фёдоров «Леший»).

  5. Поэтичность женского образа в поэме К.В. Иванова «Нарспи».

  6. Драма Ф. Павлова «В деревне».

  7. Бессмертная лира Сеспеля.

  8. Поэт, взошедший на Голгофу. Творчество Василия Митты.

  9. Гуманистические мотивы в поэзии Педера Хузангая.

  10. Подвиги и трагедия народа в ВОВ (по произведениям чувашских писателей).

  11. Судьба чувашской женщины (по произведениям чувашских писателей и поэтов).



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Содержание курса реализуется с помощью

  • хрестоматии ( Хрестоматия для 10 класса школ с многонациональным составом учащихся и русских школ /Авт.-сост. В.Н.Пушкин. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007),

  • учебника (Ю.М.Артемьев. Чувашская литература: Учебник для 10-11 классов русскоязычных школ. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003)

  • программно-методического материала (Н.Г.Иванова. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений / Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009).

  • методического пособия (Ядрицова А.А. Чувашская и русская литературы – духовная культура народов. Преподавание чувашской литературы в концепции диалога култур: методическое пособие / А.А.Ядрицова, Н.Г. Иванова. – Чебоксары: «Новое время», 2010).


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ


  1. Каховский В.Ф. О рунической письменности древних чувашсей / В Ф.Каховский // 100 лет новой чувашской письменности: Труды ЧНИИ ЯЛИЭ. – Чебоксары, 1972.

  2. Канюков В.Я. От фольклора к письменности (ранняя чувашская литература и народное творчество) очерк литературно-фольклорных отношений/ В.Я.Канюков. – Чебоксары, 1971.

  3. Чекушкина Е.П. Общетюркские традиции в чувашской словесности/ Е.П.чекушкина. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Гос. Ун-та, 2005.

  4. Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин: очерки жизни и творческой деятельности; к 200-летию со дня рождения /П.В.Денисов. – Чебоксары, 1977.Иванова Н.Г. Образ Хведера в поэме «Леший»/ Н.Г.Иванова// Проблемы изучения и преподавания филологических наук: Сб.материалов в 4-х частях. – Стерлитамак, 1999.

  5. Яковлев И.Я. Детские рассказы/ И.Я.Яковлев. – Чебоксары, 2001.

  6. Александров С.А. Гений чувашской поэзии / С.А.Александров // Народная школа. – 200. – «5-6. – с. 54-57.

  7. Хузангай А.П. Мост к солнечному завтра/ А.П.Хузангай // Народная школа. – 200. - №1. – С.13-15.

  8. Ухсай Е.Я. Яков Гаврилович Ухсай в воспоминаниях современников/ Е.Я Ухсай. – Чебоксары, 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе в 5 «А» классе предмет : литература класс : 5 «А»
В. Я. Коровина и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного образования...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе мбоу «Никольская...
Рабочая программа по литературе 11 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование
Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)

Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе в 5 классе мбоу «Никольская...
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе (предмет) для 5-9
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы. Автор:...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа разработана на основе Образовательного...
На учебный предмет «Искусство» в 8 классе отводится 36 часов в год, в 9 классе -34 часа, (из расчёта 1 час в неделю)
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене...
Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального ком­понента Государственного стандарта основного...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе (предмет, название курса) для 6«А», 6 «Б», 6 «М»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Образовательной системы «Школа 2100», авторской...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе 11класс
...
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая учебная программа по литературе для обучающихся 10-х
Программа составлена на основе авторской программы по литературе Ю. И. Лыссого. Количество часов – 102 (3 часа в неделю)
Рабочая учебная программа по чувашскй литературе в 10 «А» классе предмет iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск