Скачать 423.32 Kb.
|
СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ http://www.rifmoved.ru/poet-15.htm (сайт «Рифмовед» анализ поэтического текста) http://www.rifmoved.ru/analiz_stihov.htm (экспресс-анализ стихотворения) ОГЛАВЛЕНИЕ
Художественно – выразительные средства поэтического языка. АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе. "Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).
АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также:повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора). Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.
Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.
Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.
Строфическая анафора основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.
Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора. БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок) Сошлись семь мужиков… (Н.А. Некрасов) ДИССОНАНС (лат. dissono - нестройно звучу) – сочетание слов с различной ударной гласной. При этом остальные звуки могут совпадать. Сродни консонансу. Ворот – верит, розовый – разовый, норов – коммунаров, тающий - млеющий… ЗВУКОПИСЬ - фонетическая инструментовка стиха. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие. ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. РЕФРЕН (припев) – стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка. Ваше благородие, госпожа удачи, Для кого ты добрая, а кому иначе. Девять граммов, сердце, постой не зови: Не везёт мне в смерти – повезёт в любви. 2 раза (Б. Окуджава) СТЫК (акромонограмма) - лексико-композиционный приём; звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков). Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... (А. С. Пушкин) Виды стихов БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью: Сяду я за стол да подумаю: Как на свете жить одинокому? Нет у молодца молодой жены, Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов) В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями. В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст. Пример... Ссылки в сети: Галерея стихографики КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ - создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся: палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, -тексты и т.п. ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures) – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами:первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста,сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Больше фигурных стихов
Поэтические жанры ДИФИРАМБ - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). В переносном смысле – чрезмерная похвала. Цветов! огня! вина и кастаньет! Пусть блещет "да"! Пусть онемеет "нет"! Пусть рассмеется дерзновенное! Живи, пока живешь! Спеши, спеши Любить, ловить мгновенное! Пусть жизнь за счастье сдачи даст гроши, - Что толку в том, когда все - тленное?! Пей! хохочи! танцуй! смеши! (И. Северянин) |
Семинар Изобразительные и выразительные средства языка Термины Термины: изобразительные средства, выразительные средства, метонимия, метафора, персонификация, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур,... | Научно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка» Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония... | ||
Художественно-выразительные средства экрана Утверждение автора данной работы, что изображение является первоосновой экранных образов, ни в коей мере не умаляет значения их звуковой... | Конспект урока «Изобразительно-выразительные средства языка» Рухлова... Базовый учебник: Русский язык 10-11 кл., Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русское слово. Москва, 2010 | ||
Урок русского языка по теме: «Рисуем словом» Личностные результаты: создавать устные и письменные тексты-описания с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства,... | Ширшова Диана Дмитриевна Русский язык, 8 класс Термин, который по своему значению выбивается из общего ряда – окончание. Поскольку окончание – это часть слова, а метафора, сравнение... | ||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лушников, Б. В., Петров, В. В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. Учеб пособие. М. Владос, 2006. – 240 с ил | ||
Презентация на тему: Комплексный анализ текста Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Только тогда можно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать... | «молодежная субкультура» сущность понятия Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат... | ||
Сущность понятия «молодежная субкультура» Под Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка... | ||
Пояснительная записка в системе современного образования преподавание... Особый статус русского языка как учебного предмета определяется его надпредметной функцией, то есть специфическими особенностями... | Маяковский Владимир Владимирович Прозаседавшиеся”, 1922, до пьесы “Баня”, 1929). В поэме “Во весь голос” (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть... |