Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено»





Скачать 262.6 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено»
Дата публикации11.08.2015
Размер262.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Южное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1375 с углубленным изучением английского языка

__________________________________________________________________

«Согласовано»

Руководитель кафедры

___________Бобкова Т.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ № 1375 _____________

Дубровская С.А.

«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 1375

___________Н.Б. Михарева.

Приказ № ___ от «___»____2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________по русскому языку___________________________________в__8_____классе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

______Шляпугина С.В.___________

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

Москва

2013г

.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 8 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час – на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для данного 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Структура курса формируется с учётом закономерностей усвоения русского языка: 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответсвующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения шестиклассников в освоении родного языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тестирование в форме ГИА) и устный опрос (собеседование, защита проектов).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Разумовская М.) и методическое пособие для учителя (Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009).

Учебная деятельность восьмиклассников направлена на саморазвитие и самообразование. Учащиеся 8 класса начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Именно эти основы закладываются в 14 лет. Отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии – способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Учитывая вышесказанное, на уроках русского языка в данном 8 классе будут применяться такие типовые задачи, как:

  • рефлексивная самооценка учебной деятельности;

  • дискуссия; компьютерная презентация;

  • групповые игры;

  • работа с метафорами; составление слов из элементов по правилу;

  • эмпирическое исследование;

  • диалог с текстом; учимся задавать вопросы; озаглавливание текста; эпиграф; понимание научного текста; приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении; постановка вопроса к тексту;

  • задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов; планирование учебной работы;

  • работа над учебными проектами.

Задания, предлагаемые шестиклассникам, ориентированы на самостоятельную работу с текстами, учебником. На уроках им предлагается составить схемы, таблицы обобщающего характера, тезисы статей учебника. Среди уроков много уроков, построенных в нетрадиционной форме:

  • урок-путешествие,

  • урок-конференция,

  • урок-суд,

  • урок-сказка,

  • урок-исследование,

  • урок-презентация,

  • урок в форме дидактической игры «Соавторы» и т.д.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часов в неделю), в том числе для проведения:

- контрольных диктантов – 9 часов;

- изложений – 8 часов;

- сочинений – 2 часов;

- творческих работ – 4 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)


Ученик должен уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их;

  • пользоваться орфографическим и толковым словарями;

  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

  • находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;

  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • составлять простой план исходного и собственного текста;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

  • правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;

  • грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;

  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

3. Метапредметные результаты


  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в

повседневной жизни;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.




4. Личностные результаты

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Содержание программы учебного курса

8 КЛАСС

О языке

Русский язык в семье славянских языков.

Речь

     Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых  средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура  текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение

      Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.

 

Синтаксис простого предложения

 ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

 

ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

      Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы

Средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат

  • текущий контроль (соответствующие виды разбора, словарные диктанты, проверочные работы, устные ответы);

  • промежуточный контроль (самостоятельные работы, тестовые работы , в том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ);

  • итоговый контроль ( контрольные диктанты, контрольные работы, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты).

Средства проверки и оценки результатов обучения: ключи к тестам, система требований к устному опросу, система требований к письменным работам.

Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный опрос:

  • диктант,

  • сочинение,

  • изложение,

  • самостоятельные и контрольные работы,

  • тестирование в форме ГИА,

  • подготовка рефератов,

  • развивающие тестовые задания,

  • тест достижений

- устный опрос:

  • собеседование,

  • защита проектов,

  • зачёт,

  • деловые игры,

  • опрос с помощью контролирующих устройств.

Учебно-методические средства обучения
Основная литература:


  • «Программы по русскому языку. 5-9 классы», разработанные М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львовой.- М: Дрофа,2007.

  • Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Разумовская М.М. М., Дрофа 2007.

  • Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009.

  • Владовская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос «Русский язык: 6 класс» \ Е.А. Владовская. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 366 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).



Дополнительная литература:


  • Баранова М.М. Слитно или раздельно/М.М. Баранова. – М.: АСТ:Астрель:Транзиткнига: Профиздат, 2006. – 94 с. – (Словарик школьника на каждый день).

  • Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.

  • Львов В.В. Тематический контроль по русскому языку. Учимся писать и говорить правильно. 6 класс. Тетрадь 1, 2. – М.: «Интеллект-Центр», 2000.

  • Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  • Проверяем безударную гласную/Авт.-сост.Вера Надеждина. – Минск: Харвест, 2006. – 96 с. – (Словарь школьника).

  • Родин И.О. Сочинения: правила составления текстов: полный курс: 5-6 кл./И.О. Родин Т.М. Пименова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 255 с.

  • Русский язык. 5-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост. Н.В. Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с. – (Государственная итоговая аттестация).

  • Русский язык: Тренировоч. и контрол. тесты. Варианты заданий, коммент. к ним и ключи: Пособие для подготовки к итоговой аттестации/Т.Н. Волынец¸Е.Е. Долбик, Ф.М. Литвиненко, И.Э. Ратникова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 352 с.

  • Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)/авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдющенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 253 с.

  • Соловьёва Н.Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка/Н.Н. Соловьёва. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. – 96 с. – (Говорим и пишем грамотно).

  • Тестовые задания по русскому языку для учащихся 5-х классов / Сост.: В.В. Андросова, Е.А. Стогний – Донецк: ПФК «БАО», 1998.

  • Что писать: Пре или при?/авт.-сост.Вера Надеждина. – Минск: Харвест, 2006. – 64 с. – (Словарь школьника).

  • Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., 1990.



Мультимедийные пособия:


  • 1С: Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы.

  • 1С: Образовательная коллекция. Я пишу без ошибок! 5-9 классы.

  • 1С: Русский язык. 8 класс.

  • Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?

  • Интерактивные проверочные работы. Русский язык. 7-8 классы. Издательство «Учитель».

  • Компьютерный тренажёр по русскому языку.

  • Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  • Репетитор. Тесты по пунктуации.

  • Репетитор. Тесты по орфографии.

  • Русский язык. 8-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  • Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.

  • Сборник лучших словарей русского языка.

  • Компьютерный тренажёр по русскому языку. Издательство «Равновесие».

  • Электронное учебное издание. Русский язык. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  • Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).

  • Электронное пособие для учителей и школьников. Русский язык. Контрольные и проверочные работы.

Приложение

Нормы оценок по русскому языку:
Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013. Федеральный...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconРабочая программа по литературе ( 8 класс, общеобразовательный уровень) на 2013-2014 учебный год
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа рассчитана на 70 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование рассчитано на 140 часов из расчёта 4 часа в неделю, из них 35 часов (1 час в неделю) выделен на расширение...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconВласенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст....
Гбоу гимназии №330 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ий язык 8 класс. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. Рабочая...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что соответствует...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в XI классе, из расчета – 1 учебный час в неделю, из них для проведения контрольных – 2 часа,...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в 8 классе...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-х классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов...
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 21 час на развитие речи. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск