МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОТАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
Протокол №_______
от «___»____________________20___г. Утверждена
Приказом от «___»__________20__гю №____
Директор МОБУ «Потавнинская ООШ» ___________________ Г.В.Ефремова
Рабочая программа по информатике и ИКТ
8, 9 классы
Составитель: Панкратьева Екатерина Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
2013 год
Пояснительная записка Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в 8 классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в 9 классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю). Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса [4] и для 9 класса [5]. Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики [3], разработанной авторами учебников [4, 5] Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках [4, 5], что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Цели:Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования. Содержание дисциплины (102 часов)8 класс (34 час.) Введение в предмет – 1 час. (1+0)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах. Основные термины по разделу: Информатика
| Наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров
| Компьютер
| Универсальное программно управляемое устройство для работы с информацией (данными)
| Человек и информация – 5 час. (3+2)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования. Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации;
что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Основные термины по разделу: 1 байт
| Информационный вес символа алфавита мощностью 2 = 256 символов. 1 байт = 8 битов
| 1 бит
| Информационный вес символа двоичного (двухсимвольного) алфавита
| Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
| Единицы измерения информации. Каждая следующая больше предыдущей в 1024 (210) раза
| Внешняя память человека
| Информация, сохраненная на внешних носителях (в книгах, записных книжках, магнитной ленте и т. д.)
| Внутренняя память человека
| Собственная память человека
| Знания декларативные
| Знания фактов об определенных событиях, свойствах объектов, зависимостях
| Знания процедурные
| Знания, определяющие действия, направленные на достижение какой-либо цели
| Измерение информации: алфавитный подход
| Способ измерения информационного объема текста (на каком-нибудь языке), не связанный с его содержанием (смыслом)
| Информационные каналы человека
| Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание
| Информационные процессы
| Основные виды: хранение, передача и обработка информации
| Информационный вес символа
| Количество информации, которое несет один символ алфавита
| Информационный объем текста
| Равен сумме весов всех символов, составляющих текст
| Информация для человека
| Знания, которые человек получает из различных источников
| Канал передачи информации (информационный канал связи)
| Среда, способ или техническое средство, позволяющее передать информацию от источника к приемнику
| Мощность алфавита
| Число символов в алфавите
| Передача информации
| Процесс, осуществляемый от источника к приемнику по информационным каналам связи
| Обработка информации
| Целенаправленные действия, связанные с получением новой информации, изменением формы или структуры представления информации
| Связь информационного веса символа (b) в битах и мощности алфавита (N)
| N=2b
| Хранение информации человеком
| Хранение информации либо в собственной памяти, либо на внешних носителях в записях
| Язык
| Знаковый способ представления информации
| Языки естественные
| Разговорные национальные языки, имеют устную и письменную формы
| Языки формальные (искусственные)
| Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний
| Первое знакомство с компьютером – 7 час. (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Основные термины по разделу: Адрес байта
| Порядковый номер байта во внутренней памяти компьютера
| Вит памяти
| Ячейка памяти компьютера, хранящая один двоичный знак
| Двоичная кодировка
| Представление данных и программ в памяти компьютера в виде двоичного кода
| Дружественный пользовательский интерфейс
| Удобная для пользователя форма взаимодействия с программой
| Имя файла
| Состоит из собственного имени и расширения. Расширение указывает на тип информации, хранящейся в файле
| Каталог (папка)
| Поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов)
| Магистраль (шина)
| Многопроводная линия, через которую процессор связывается с другими устройствами компьютера
| Меню
| Выводимый иа экран список возможных действий, из которого пользователь может выбрать нужное ему
| Контекстное меню
| Связано с объектом. Позволяет инициировать действие над объектом или узнать его свойства
| Микропроцессор
| Миниатюрная электронная схема, выполняющая функцию процессора компьютера
| Объект
| Документ, программа, устройство, с которым связывают определенные свойства и действия. Имеет свое и графическое обозначения
| Объем оперативной памяти
| Важная характеристика компьютера, влияющая на его производительность. Измеряется в мегабайтах и гигабайтах
| Операционная система (ОС)
| Главная часть системного ПО. Набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем
| Основные устройства компьютера
| Процессор, память, устройства ввода/вывода
| Память оперативная
| Электронное энергозависимое устройство памяти; «быстрая» память
| Память внешняя
| Энергонезависимая память. Магнитные и оптические диски, флэш-память. Используются для долговременного хранения информации и переноса данных с одного компьютера на другой
| Полное имя файла
| Состоит из имени внешнего устройства, пути к файлу на этом устройстве и собственного имени файла
| Прикладное программное обеспечение
| Программное обеспечение, с помощью которого пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию
| Прикладные программы общего назначения
| Программы, которые использует широкий круг пользователей, вне зависимости от профессиональной принадлежности
| Прикладные программы специального назначения
| Программы, используемые в профессиональной деятельности
| Принцип адресуемости оперативной памяти
| Запись информации в память компьютера, а также чтение ее из памяти производится по адресам
| Принцип дискретности оперативной памяти
| Память состоит из отдельных неделимых частиц — битов
| Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана)
| Работающая программа и данные, которые она обрабатывает, хранятся в оперативной памяти
| Программа
| Описание последовательности действий (команды), которые дол-. жен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных
| Программирование
| Профессиональная деятельность по разработке программного обеспечения компьютеров
| Программное обеспечение (ПО)
| Вся совокупность программ, хранящаяся на устройствах долговременной памяти компьютера
| Процессор компьютера
| Электронное устройство обработки данных в составе компьютера
| Разрядность процессора
| Максимальная длина двоичного кода, который может обрабатываться процессором целиком. У современных процессоров разрядность равна 32 или 64 бита
| Системное программное обеспечение
| Необходимая часть программного обеспечения, без которой компьютер не может работать
| Системы программирования
| Инструментальные программные средства, используемые программистами для разработки программ
| Тактовая частота процессора
| Величина, характеризующая скорость обработки информации процессором. Измеряется в мегагерцах (МГц), гигагерцах (ГГц)
| Устройства ввода (основные)
| Клавиатура, манипуляторы (мышь, трекбол, джойстик и др.)
| Устройства вывода (основные)
| Монитор (дисплей), принтер
| Файл
| Поименованные данные на внешнем носителе. Основная структурная единица данных во внешней памяти компьютера
| Файловая система
| Часть ОС, поддерживающая работу с файлами
| Файловая структура
| Множество файлов на устройстве внешней памяти и совокупность связей между ними
| Шина адреса
| Часть магистрали, по которой передаются адреса памяти или внешних устройств, к которым обращается процессор
| Шина данных
| Часть магистрали, по которой передаются обрабатываемые данные
| Шина управления
| Часть магистрали, по которой передаются управляющие сигналы
| Текстовая информация и компьютер – 9 час. (4+5)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Основные термины по разделу: Гипертекст (гиперссылок) между его отдельными фрагментами.
| Текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей. Гиперссылка позволяет быстро переходить к просмотру того раздела текста, на который она указывает
| Двоичный код символа
| Двоичное представление номера символа (из таблицы кодировки). Занимает 1 байт компьютерной памяти
| Маркированный список
| Текст, разбитый на маркированные фрагменты
| Нумерованный список
| Текст, разбитый на пронумерованные фрагменты
| Принцип последовательного кодирования алфавитов
| Буквы латинского алфавита и десятичные цифры упорядочены в таблице кодировки по возрастанию кодов
| Распознавание текста
| Перевод текста из графической формы представления (отсканированного изображения текста) в текстовый формат
| Режимы работы текстового редактора (основные)
| Ввод-редактирование; поиск и замена; проверка правописания; работа с файлами; печать документов; помощь пользователю
| Среда текстового редактора (стандартные компоненты)
| Рабочее поле, текстовый курсор, строка состояния, меню команд и др.
| Стиль оформления текстовых документов
| Включает: шрифты, начертания и размеры заголовков, основного текста, колонтитулов, сносок; форматы строк, абзацев; размеры полей и т. д.
| Структурные единицы текста (данные текстового редактора)
| Символ, слово, строка, абзац, страница, раздел
| Таблица кодировки
| Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера
| Текстовый процессор
| Текстовый редактор с широкими возможностями по оформлению и структурированию текста, по включению в текст разнообразных объектов (таблиц, формул, рисунков и пр.), по анализу текста
| Текстовый редактор (ТР)
| Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, распечатывать и пр.
| Шаблон
| Совокупность параметров оформления документа
| |