Тема. Внешняя политика Николая 2.
Цель урока: сформировать представление об основны внешнеполитических приоритетах России в начале XX в. -экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке (вь ход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранс нии мира и стабильности в Европе; раскрыть ход русскс японской войны; выяснить причины поражения России ; войне с Японией.
Основные знания: миротворческая инициатива Николая II решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа», вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.
Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация.
Межпредметные и внутрикурсовые связи: международные отношения на рубеже XIX—XX вв. (Новейшая история).
Работа с исторической картой: показать на карте «Русско- -японская война 1904—1905 гг.» места главных сражений русских и японских войск на суше; места основных морских сражений; маршрут 2-й Тихоокеанской эскадры; территории, потерянные Россией по Портсмутскому миру.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование выдержки из ноты МИД России от 12 августа 1898 г. (с. 29 учебника), отрывков из воспоминаний А. И. Деникина и А. А. Брусилова.
Основные персоналии: С. О. Макаров, А. Н. Куропаткин, Р. Н. Кондратенко, 3. П. Рожественский, С. Ю. Витте, А. И. Деникин, А. А. Брусилов.
Основные даты: 1899 — Гаагская конференция 26 держав по проблемам разоружения; 1904, 26—27 января — начало русско-японской войны. Гибель крейсера «Варяг» и жанонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульпо; 1904, 27 января— 20 декабря — оборона русской армией и флотом военно-морской крепости Порт-Артур; 1904, 11—21 августа — сражение под Ляояном; 1904, 22 сентября—4 октября — встречное сражение русских и японских войск у реки Шахэ; 1905, 6—25 февраля — сражение под Мукденом; 1905, 14—15 мая — Цусимское морское сражение; 1905, 23 авгу-гга (5 сентября) — Портсмутский мирный договор России с Японией.
Основной тип урока: школьная лекция, анализ документа (отрывок из ноты Министерства иностранных дел России), работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради. Заполнение таблицы. Обсуждение познавательного задания 1 в учебнике.
Оборудование урока: 1. Карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.» 2. Учебник. — § 4. 3. Рабочая тетрадь. — § 4. , диск №3 по истории России.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам домашнего задания. _____________________________-
_____________________________
Проверочное тестирование.__
_______________________
1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к
а) введению народных представителей в органы государственной власти;
б) немедленному принятию в стране конституции;
в) сохранению самодержавной власти.
2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было
а) разрушение крестьянской общины;
б) введение 8-часового рабочего дня;
в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.
3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название большевиков потому, что
а) их было большинство на съезде;
б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;
в) они имели большинство в низовых партийных организациях.
Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП? а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.
Кто выдвинул проект муниципализации земли? а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.
6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Национализация помещичьей земли;
б) конфискация помещичьей земли;
в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) передача земли в распоряжение местных органов власти.
7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Изъятие земли из товарного оборота;
б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) конфискация помещичьей земли.
Выполнение заданий по карточкам.______________________________________________________________
Подготовка к ЕГЭ(даты 11 века.)
2. Изучение нового материала
Вступительная беседа
-Какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи?
-Как изменилась внешняя политика Японии в этот период? - Какую политику проводили европейские государства в Китае? Каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае?
2. Рассказ учителя о «большой азиатской программе», о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий.
3 Работа с историческим источником.
.При раскрытии вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель может прочитать отрывки из воспоминаний А. И. Деникина и А. А.. Брусилова, а затем предложить учащимся ответить на вопросы.
А. И. Деникин. Путь русского офицера
Мы оказались не подготовленными к войне ни в политическом, ни в военном отношении.
Необходимость усиления нашего военного потенциала на Дальнем Востоке встречала препятствие в нашем положении на Западе, благодаря недоверию к Германии. Военный министр Куропаткин (1900) считал нашу западную границу «находящейся еще в небывалой в истории России опасности» и требовал укрепления там нашего военного положения, без разбрасывания сил и средств на «внешние предприятия». На огромной территории Дальнего Востока к началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т. е. 100 тысяч офицеров и солдат. Подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам сквозных поездов в сутки. Между тем, с точки зрения чисто военной, нужно было или не выходить к Порт-Артуру, или, решившись на этот шаг, необходимо было тогда же сосредоточить крупные силы в Приамурском крае и в Квантуне.
А. А. Брусилов. Мои воспоминания
Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905—1907 гг., была ужасна для наших вооруженных сил еще в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнем на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен. Только в самое последнее перед японской войной время мы наспех сделали кое-что «на фуфу», рассчитывая лишь попугать Японию, но отнюдь с нею не воевать. Когда же вследствие нашей неумелой, ребяческой политики и при усердном науськивании императора Вильгельма война с Японией разразилась, наше военное министерство оказалось без плана мобилизации и без плана действий на этом фронте.
Вопросы к документам: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?
4. Самостоятельная работа учащихся В ходе изложения нового материала учащиеся составляют краткий конспект по следующей схеме (она заранее готовится на доске):
Причины войны.
Характер войны.
Основные события войны.
Дата
| Событие
| Итог и значение
| 4. Итоги русско-японской войны.
Рассказывая об итогах русско-японской войны, можно использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте. отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли. Что же касается того военного положения, в котором мы нынче находимся, то я должен поехать к главнокомандующему войсками Петербургского округа и председателю обороны великому князю Николаю Николаевичу, который мне и разъяснит положение нашей армии на Дальнем Востоке.
Великий князь мне довольно обстоятельно объяснил положение дела... 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200—250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что во всяком случае невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий Морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен. Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили.
Закрепление.Затем учитель перечисляет условия русско-японского мирного договора и предлагает обсудить вопросы: какое условие, на ваш взгляд, было самым тяжелым для России? Можно ли считать Портсмутский мирный договор успехом русской внешней политики? Затем учащиеся обсуждают задание 1 в учебнике.
Итог урока.
Задание на дом: § 4, вопросы к нему. Задания 2—5 к § 4 рабочей тетради. Тест 1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к
а) введению народных представителей в органы государственной власти;
б) немедленному принятию в стране конституции;
в) сохранению самодержавной власти.
2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было
а) разрушение крестьянской общины;
б) введение 8-часового рабочего дня;
в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.
3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название большевиков потому, что
а) их было большинство на съезде;
б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;
в) они имели большинство в низовых партийных организациях.
Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП? а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.
Кто выдвинул проект муниципализации земли? а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.
6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Национализация помещичьей земли;
б) конфискация помещичьей земли;
в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) передача земли в распоряжение местных органов власти.
7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Изъятие земли из товарного оборота;
б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) конфискация помещичьей земли.
Тест.
1. Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к
а) введению народных представителей в органы государственной власти;
б) немедленному принятию в стране конституции;
в) сохранению самодержавной власти.
2. Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было
а) разрушение крестьянской общины;
б) введение 8-часового рабочего дня;
в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов.
3. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название большевиков потому, что
а) их было большинство на съезде;
б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии;
в) они имели большинство в низовых партийных организациях.
Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП? а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г.
Кто выдвинул проект муниципализации земли? а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты.
6. Что из перечисленного входило в программу муниципализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Национализация помещичьей земли;
б) конфискация помещичьей земли;
в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) передача земли в распоряжение местных органов власти.
7. Что из перечисленного входило в программу национализации земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Изъятие земли из товарного оборота;
б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) конфискация помещичьей земли.
ТЕМА Возникновение самостоятельных княжеств в XII-XIII вв.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: смешанный
Цели урока:
1) Образовательная - выявить причины феодальной раздробленности на Руси; - определить основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом; - охарактеризовать Киевское и Чернигово-Северское княжества.
2) Воспитательная – формирование такого качества личности как самостоятельность, самооценка своих знаний.
3) Развивающая – развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать собственные выводы.
Методы: обучения - диалогический; преподавания – объяснительный, стимулирующий;
учения - репродуктивный.
Основные понятия: бояре, дворяне, феодальный иммунитет.
Важнейшие даты: 1125-1132 гг. - правление князя Мстислава Великого в Киеве;
1185 г. - битва Игоря с половцами; 30-е годы XII века - начало политической
раздробленности Руси
Выдающиеся личности: Святослав Всеволодович, Святослав Олегович.
Оборудование урока: карта «Русские земли в XII - начале XIII вв.», атласы, карточки-задания
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент
II. Актуализация
Учитель сообщает: Давайте вспомним основные тенденции русской истории предыдущего периода. Киевская Русь, как единая держава, сплотила, все восточнославянские племена в древнерусскую народность Государство сумело создать систему обороны от печенегов и половцев, но дальнейшее развитие феодальных отношений, городов и всей страны приводило к серьезным переменам: все чаще вчерашние княжеские дружинники стали оставаться в своих владениях, больше заниматься хозяйственными делами. При слабых экономических связях, при господстве натурального хозяйства, при постоянном стремлении бояр отсидеться в своих вотчинах, управлять огромным государством было очень трудно.
Отдельные крупные города, вроде Новгорода, Полоцка, Смоленска, Ростова, Суздаля, Рязани, удаленные от Киева и достаточно уже развившиеся, стремились обособиться от власти великого князя и стать самостоятельными центрами своих областей. Такое обособление земель было невыгодно в военном отношении, но для развития самих земель в мирных условиях имелось много преимуществ. Княжеством меньших размеров легче было управлять, легче навести в нем порядок и следить за его поддержанием.
После смерти таких сильных правителей как Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, между их детьми разворачивалась борьба за власть.
Вопросы классу:
- Как называется такая борьба? (усобицы)
- Что такое усобица? (борьба за великокняжеский престол)
- Как вы думаете, что сдерживало усобицы?
Усобицы между князьями и княжествами сдерживались только наличием военной силы у великих киевских князей, превосходивших по могуществу других правителей.
III. Сообщение темы урока, цели урока.
IV. Изучение нового материала
1. Причины распада единого государства.
Феодальная раздробленность – закономерный этап исторического развития человеческого общества.
Запись в тетрадях:
Хронологические рамки периода феодальной раздробленности на Руси - XII-XVвв.
Учитель продолжает: Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь - около 50, а в XIV в., когда уже начался обратный процесс - процесс консолидации, их число приближалось к 250.
Работа учащихся с картой:
- Покажите на карте наиболее крупные княжества (Киевское, Черниговское и Северское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское).
Учитель сообщает: Необходимо отметить, что дата начала феодальной раздробленности является условной и связана со смертью великого князя Мстислава Великого. Однако с этого момента происходит осознание того, что реальное соотношение сил между многочисленными княжествами приблизительно равное, и великий киевский князь не мог диктовать свою волю другим. Это «выравнивание» княжеств было вызвано экономическими, социально-политические, внешними причинами.
Учащимся предлагается: используя материал § 14 стр. 92-94 выделить причины феодальной раздробленности, разделив их на экономические, социально-политические и внешние.
Совместная работа: учащиеся называют причины, и совместно с учителем записывают их в тетрадь.
Экономические причины:
а) Господство натурального хозяйства;
Пояснение: приводило к возможности существования различных регионов страны без постоянных торговых и обменных контактов вотчинное феодальное хозяйство обеспечивало себя и своего собственника всем необходимым, укрепляя, таким образом, его иммунитет, а с другой ослабляло экономическую зависимость удельного князя и или его боярина от великого князя.
б) Интенсивное развитие и повышение уровня сельскохозяйственного производства; Пояснение: как следствие более широкого освоения земель, роста культуры земледелия и урожайности.
в) Смещение основных торговых путей.
Пояснение: обусловило падение значения Киева, тесные связи с З. и Ц. Европой
Социально-политические причины:
а) Формируются более определенные и устойчивые группы населения;
Пояснение: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, а также зависимое и свободное крестьянство.
б) Усиление местной аристократии;
Пояснение: Князья при этом делают своей опорой городские слои знати, а также возникающую новую группу феодалов - дворянство.
в) Дуализм политической власти в государстве;
Пояснение: причина — своеобразие феодальной иерархии (великие князья раздавали «окняженные земли» зависимым от них более мелким князьям, боярам сначала в форме столов-кормлений (т. е. права сбора податей), а затем и в виде поземельных пожаловании).
г) Механизм наследования верховной власти;
Пояснение: передача власти князей не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему сначала приводил к усобицам, вызванным стремлениями захватить верховную власть великого князя и самый богатый удел. Но возникало новое мировоззрение правящей верхушки: князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества. Они уже не стремились менять княжения на более богатые, а прежде всего заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов.
Внешние причины: отсутствие XII в. серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.
Как оценить распад Руси? Учащимся предлагается используя материал на карточках из предложенного перечня характеризующего феодальную раздробленность выделить положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности. На доске учитель заранее готовит заготовку в виде схемы, учащиеся заполняют ее самостоятельно, после чего результаты проверяются
Характеризуется Положительное Отрицательное
1. Рост городов, ремесла, торговли 1. Слабая централизованная власть
2. Культурное и хозяйственное раз- 2. Самостоятельность местных
витие отдельных земель князей и боярства
3. Распад государства на отдельные
Княжества и земли
4. Уязвимость от внешних врагов Вывод: Мы с вами выяснили, что среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче и Владимире-Волынском, Владимире-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме.
Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых, племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия.
На примере двух княжеств предлагаю вам рассмотреть особенности развития княжеств и сравнить их, с целью выявления общих и отличительных черт. Оформите результаты работы в виде таблицы.
Вопросы для сравнения
| Киевского княжества
| Чернигово-Северское
княжество
| Владимиро-
Суздальское княжество
| Галицко-Волынское
княжество
| Новгородские земли
| Экономическ-ие особенности
|
|
|
|
|
| Социально-политический
особенности
|
|
|
|
|
| 2. Киевское княжество.
Выступление учащегося: с сообщением о Киевском княжестве. Учащиеся слушают и заполняют первый столбец «Киевское княжество», после чего один из учеников выходит и заполняет на доске столбец, остальные проверяют.
3. Чернигово-Северское княжество.
Учитель сообщает: об особенностях экономического, политического, социального развития княжества.
Совместная работа: дальнейшее заполнение таблицы
Работу выполняют учащиеся: сравнивают два княжества
Вывод: Феодальные княжества XII в. были вполне сложившимися государствами. Их князья обладали всеми правами суверенных государей, они распоряжались внутренними делами и имели право войны и мира, заключения любых союзов. Киев не мог помешать им в этом.
V. Итог у рока
Политическая раздробленность была закономерной и наиболее благоприятной на данном этапе развития формой организации общества, она не означала деградации, запустения и тем более остановки в развитии. Преимущества относительно небольших компактных государственных образований достаточно явно сказались и на Руси, процесс феодального раздробления на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Власть великого киевского князя, хотя и номинально, но сохранялась. Он оставался старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов на половцев, периодически совершавших набеги на пограничные русские области. Окончательного разрыва между княжествами в культурном, церковном и иных отношениях не наступило.
VI. Оценивание работы учащихся
VII. Домашнее задание
Записи в тетради, §14 в. 1, 2;
Задание № 1
Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности: Слабая централизованная власть
Рост городов, ремесла, торговли
Самостоятельность местных князей и боярства
Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель
Распад государства на отдельные княжества и земли
Уязвимость от внешних врагов
Задание № 2 Заполни таблицу «Русь в период феодальной раздробленности»:
Вопросы для сравнения
| Киевское княжество
| Чернигово-Северское
княжество
| Владимиро-Суздальское княжество
| Галицко-Волынское княжество
| Новгородская земля
| Экономическ-ие особенности
|
|
|
|
|
| Социально-политический
особенности
|
|
|
|
|
| |