Скачать 210 Kb.
|
Учебно-методическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» Учителя истории Платоновой Ольги Арнольдовны Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2011 г. Разработка урока в 10 классе по теме Внешняя политика Николая 1. Крымская война. Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация сайта «Крымская война» (творческой работы, выполненной учеником предыдущих лет) как вспомогательный материал для ведения урока. За неделю до проведения урока дано опережающее задание: - повторить историю событий Крымской войны (по записям в тетрадях прошлых лет, учебникам, выложенному на сайте гимназии сайту «Крымская война»). - найти и рассмотреть на карте районы боевых действий. - вспомнить (прочитать) краткую биографию исторических личностей - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков Данный тип работы позволяет учащимся подготовиться к одному из элементов заданий ЕГЭ, сформировать необходимые ключевые компетенции для более полного восприятия учебной информации. Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной катастрофе. Задачи урока:
Опережающее задание:
по учебникам:
дополнительному материалу
Методическое обоснование Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний. Форма урока: комбинированный с элементами - объяснения учителя, - работы с таблицей, - выполнением опережающего задания, - работы в мини-группах над проблемным заданием, с использованием технологии критического мышления. - работы с компьютером (сайтом) – выборочное чтение, сравнение и анализ, работа с картой Термины, понятия: восточный вопрос, вооруженный нейтралитет, мюридизм, имамат, экспансия. Важнейшие даты: октябрь 1853 г. – начало войны, 18 ноября 1853 г. – Синопское сражение 15 (27) – 16 (28) марта 1854 г. – вступление в войну Англии и Франции, 8 сентября – сражение на реке Альме, 18 февраля 1855 г. – смерть Николая I, 27 августа 1855 г. – капитуляция Севастополя, Март 1856 г. – Парижский мирный договор. Выдающиеся личности: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Н.И Пирогов, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков, Дарья Александрова- сестра милосердия, лейтенант Н. А. Бирюлёв, боцман Степан Буденко, матросы Петр Кошка и Федор Заика, солдаты Афанасий Елисеев и Яков Махов, дочь матроса Даша Севастопольская. Учебно-методический комплект и оборудование:
Приемы деятельности учителя: - беседа, - мини-лекция, - дискуссия – подведение итогов, выводы, аргументированность ответов. - разработка и предложение раздаточного материала и компьютерных программ для самостоятельной работы учащихся. - пробуждение (на примере презентации работы учеников предыдущих лет) интереса и желания к дополнительной работе над историческими темами в сочетании с новейшими технологиями. Развитие умений учащихся: - проведение внутрикурсовых связей (отечественная, всеобщая история). - связи с другими дисциплинами (информатикой) - анализ европейских проблем, проблем кавказского региона и исламского мира, которые «дотянулись» и до настоящего времени. - умение делать прогнозы возможного развития внутренней политики России и международных отношений. Планируемый результат: Учащиеся узнают место Крымской войны в структуре предшествующей и последующей европейской Большой политики (крах Священного союза, переход к эпохе национальных войн, крах рукой монополии в решении так называемого «восточного вопроса»), а так же выявляют связь между результатами войны и последующей эпохой Великих реформ. План урока Знакомство с темой, основными учебными задачами урока и методами деятельности, планом урока, рабочими материалами. Мотивационная настройка. 1. Основные направления внешней политики России во время правления Николая 1. По табличкам «Внешняя политика Российской империи в XIX веке» и «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке» вспомнить основные задачи периодов правления Александра I и Николая I. Рассказать о
Совместно с учащимися сформулировать направления внешней политики России во второй четверти XIX века. Знакомство с таблицей «Внешняя политика России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX века». Мини-лекция учителя, комментарий таблицы. Пояснение термина «восточный вопрос». Реакция держав на подписание русско-турецкого договора о регулировании судоходства в черноморских проливах. Выводы учащихся о росте напряженности международной обстановки, возможном развитии международных отношений в начале 1850-х гг. Время работы – 10 минут.
Опрометчивость внешней политики царя и высших чиновников (Нессельроде, Горчакова и пр.) отчасти объяснялась и тем, что Россия, привыкшая со времен Петра считать себя в состоянии самостоятельно решать любые внешнеполитические проблемы с соседями, теперь уже была не в состоянии делать это, что и показала война.
Время работы – 15 минут. Постановка проблемных заданий:
Требование: запись вопросов и ответов (планов ответов) в тетрадь. Работа с сайтом «Крымская война» или раздаточным материалом - внимание к разделам: «Вооружение», «Предпосылки», «Причины войны», «Итоги войны», «Причины поражения» Время работы –10 минут. 3. Завершение урока: выступления учащихся с ответами на проблемные задания (зачитывают). Анализ ответов со стороны учителя и учеников. Время работы – 8-9 минут. 4. Подведение итогов урока, вывод – 1 минута. 5. Выставление отметок, объявление домашнего задания – 1 минута. Домашнее задание – п. 63, вопросы 3 и 6 после параграфа. Знакомство с документом «В.И.Колчак. Из воспоминаний о П.С.Нахимове», подготовка ответа на вопрос к тексту (с. 200-201) Список учебной литературы
Список дополнительной литературы к уроку
Приложение № 1 Внешняя политика Николая 1. Крымская война I. Основные направления внешней политики России во время правления Николая 1. 1. По табличкам «Внешняя политика Российской империи в XIX веке» и «Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке» вспомните основные задачи периодов правления Александра I и Николая I. Задание 1. Сформулируйте основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века.
Задание 2. Записать в тетрадь значение основных понятий: восточный вопрос, вооруженный нейтралитет, мюридизм, имамат, экспансия. Задание 3. Записать в тетрадь важнейшие даты: октябрь 1853 г. – начало войны, 18 ноября 1853 г. – Синопское сражение 15 (27) – 16 (28) марта 1854 г. – вступление в войну Англии и Франции, 8 сентября – сражение на реке Альме, 18 февраля 1855 г. – смерть Николая I, 27 августа 1855 г. – капитуляция Севастополя, Март 1856 г. – Парижский мирный договор. Задание 4. Записать в тетрадь - Выдающиеся личности: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Н.И Пирогов, Э.И.Тотлебен, С.А.Хрулев, А.С.Меншиков, М.Д.Горчаков, Дарья Александрова- сестра милосердия, лейтенант Н. А. Бирюлёв, боцман Степан Буденко, матросы Петр Кошка и Федор Заика, солдаты Афанасий Елисеев и Яков Махов, дочь матроса Даша Севастопольская. II. Крымская (Восточная) война (1853-1856): причины, ход, результаты. - смотрите раздаточный материал - «Предпосылки Крымской войны», «Причины Крымской войны» Вопросы: - Сформулируйте предпосылки войны. - Назовите причины войны? - Что послужило поводом к войне? - Вспомните основные события и результаты войны на Черном море, в Крыму, на Кавказе, на побережье Тихого океана, в акватории Балтийского и Белого морей. Проблемные задания:
Требование: запись вопросов и ответов (планов ответов) в тетрадь. Работа с сайтом «Крымская война» или раздаточным материалом - внимание к разделам: «Вооружение», «Предпосылки», «Причины войны», «Итоги войны», «Причины поражения» Время работы –10 минут. Домашнее задание – п. 63, вопросы 3 и 6 после параграфа. Знакомство с документом «В.И.Колчак. Из воспоминаний о П.С.Нахимове», подготовка ответа на вопрос к тексту (с. 200-201) Приложение № 2 Внешняя политика Российской империи в XIX веке
Приложение № 3 Пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIX веке
Приложение № 5 (при знакомстве с сайтом «Крымская война») 1 ВАРИАНТ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1. Что было причиной Крымской войны? А Стремление защитить интересы славянских народов Б Стремление России, Англии и Франции поделить владения Турции В Стремление расширпть влияние католической церкви в Крыму Г Борьба за испанское наследство 2.Что стало поводом к Крымской войне? А Борьба за независимость в Болгарии Б Вступление Украины в НАТО В Попытка захватить черноморские курорты Г Вопрос о "Святых местах" в Палестине, принадлежавшей Турции 3.Когда Россия ввела войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию? А октябрь 1853 г. Б май 1853 г. В декабрь 1853 г. Г январь 1854 г. 4.Когда состоялось Синопское морское сражение? А 18(30) ноября 1853 г. Б 1(13) ноября 1854 г. В 5(17) сентября 1853 г. Г 10(22) июля 1855 г. 5.Какой договор был заключен по окончании Крымской войны? А Лондонский мирный договор 1856 г. Б Китайское мирное соглашение В Палестинский мирный договор Г Парижский мирный договор 1856 г. 6.Когда и где был смертельно ранен адмирал Нахимов? А 17 февраля 1856 г. в Париже Б 28 июня 1855 г. на Малаховом кургане В 29 сентября 1854 г. в Москве Г 15 декабря 1855 г. в Англии 7.В каком году адмирал Истомин был переведен на Черноморский флот? А 1836 г. Б 1845 г. В 1850 г. Г 1856 г. 8.Когда состоялось сражение на реке Альма? А 12 декабря 1855 г. Б 13 августа 1853 г. В 20 сентября 1854 г. Г 4 мая 1854 г. 9.По условиям мирного договора Россия лишилась... А Западной Палестины Б Флота на Белом море В Восточной Палестины Г Южной Бессарабии 10.С какого года Наполеон Третий был императором Франции? А 1851 г. Б 1843 г. В 1880 г. Г Он не был французским императором 2 ВАРИАНТ. КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1.Когда состоялся Парижский мирный договор? А июнь 1856 г. Б март 1856 г. В сентябрь 1856 г. Г декабрь 1856 г. 2.Кто после сражения на реке Альме возглавил оборону Севастополя? А адмирал Нахимов Б адмирал Корнилов В генерал Тотлебен Г адмирал Истомин 3.Когда была бомбардировка Севастополя? А 10(22)января 1856 г. Б 1(13) ноября 1854 г. В 13(25) марта 1855 г. Г 5(17) октября 1854 г. 4.На каком море Россия потеряла право иметь флот по условиям мирного договора? А На Чёрном море Б На Каспийском море В На Белом море Г На Красном море 5.После заключения мира с Турцией генерал-губернатором какого города был назначен генерал Тотлебен? А Одесса Б Севастополь В Адлер Г Москва 6.Когда состоялось отражение нападения англо-французской эскадры на Петропавловск? А май 1855 г. Б февраль 1854 г. В декабрь 1853 г. Г август 1854 г. 7.Чем был награжден адмирал Истомин за самоотверженность и отвагу? А Георгиевским крестом Б Орденом Святого Владимира 1-ой степени В Орденом Святого Георгия 3-й степени Г Орден Святой Анны 2-ой степени 8.Когда и где был смертельно ранен адмирал Корнилов? А 5 октября 1854 г. во время бомбардировки Севастополя Б 20 сентября 1854 г. во время сражения на реке Альме В 18 ноября во время Синопского сражения Г После окончания войны во Франции 9.Какая династия правила в Австрии во время Крымской войны А Гогенцоллеров Б Габсбургов В Бурбонов Г Романовых 10.Кто был главнокомандующим русской армией, действовавшей за Балканами? А адмирал Нахимов Б адмирал Корнилов В генерал Тотлебен Г адмирал Истомин ОТВЕТЫ К ТЕСТУ 1 вариант 2 вариант Приложение № 4 Внешняя политика России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX века.
Приложение № 6 Тест. Крымская война
А) Австрия а) Виктория Б) Англия б) Николай 1 В) Россия в) Луи Бонапарт Г) Франция г) Франц Иосиф
Ключ к тесту Крымская война 1 – в; 2 – б; 3 - б; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – А-Г; Б-А; В-Б; Г-В; 8 - г; 9 – а; 10 – б; 11 – б,д; 12 – г; 13 – г; 14 – б. |
Истории в 8 классе с использованием информационных технологий по... Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» | Урок в 8 классе Внешняя политика Николая Крымская война Цель урока:... Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
План урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война» Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР | Методическая разработка урока. Тема: Внешняя политика СССР в период перестройки Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки | ||
Конспект урока по истории в 8 классе мбоу «Кушелгинская оош» Тема:... Термины: самодержавие, крепостное право, сословный строй, консерваторы, либералы | История отечественная. Урок “внешняя политика россии. Русско-японская война” Предмет Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века | ||
Урок по теме «Крымская война» Цель урока: закрепить знания и представления об основных событиях Крымской войны | Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | ||
Тема. Внешняя политика Николая 2 Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Ключи Кирово-Чепецкого района... | Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.» Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила... |