Скачать 175.98 Kb.
|
Конспект урока с метапредметным подходом Пояснительная записка Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Принципиально технология формирования ключевых компетентностей представляет собой формирование более (компетентностно-ориентированное задание) или менее (применение метода проектов) формализованных образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие . Особой структурной единицей учебной деятельности является учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры. Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку. Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели: - формирование коммуникативной компетенции: развитие умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. - формирование лингвистической компетенции: освоение основных норм русского литературного языка в рамках изучения темы «Глагол»; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Интернет-ресурсами. - формирование культуроведческой компетенции: освоение норм русского речевого этикета. Планируемые результаты изучения темы:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, 4 ноутбука с выходом в Интернет, раздаточные бланки (опорный конспект) для учащихся, пазлы для складывания лингвистических терминов. Класс разделен на 4 группы. Описание учебных ситуаций Слайд 1. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Вступительное слово учителя (введение в ситуацию, вызов интереса). Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности. Мы уже знакомы с нормами употребления в речи имен существительных, прилагательных, каков же предмет нашего исследования сегодня? (ответ учащихся: «Мы будем учиться правильному употреблению глаголов в речи). Верно, это тема нашего урока. - Какой лингвистический термин тесно связан с понятием правильного употребления слова в речи? (норма) - Что такое «норма»? (ответы учащихсяся) -Сопоставьте ваши ответы с определениями из Википедии и толкового словаря Ожегова: Слайд 2 Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период ; фиксируется в нормативных словарях и грамматиках Материал из Википедии — свободной энциклопедии Норма — это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. С. И. Ожегов Смогли ли вы отразить основные составляющие понятия «норма»? Какие? (ответы учащихсяся) Верно, это образцовость, общепризнанность, возможность изменения, фиксация в словарях. -Какие виды норм вам известны? (ответы учащихся). -Проверим, все ли нормы вы назвали: Слайд 3 Виды норм:
- Итак, сегодня на уроке мы постараемся систематизировать некоторые нормы литературного произношения, касающиеся употребления глаголов в речи, познакомимся с трудными случаями постановки ударения в глаг.формах, лексическими и грамматическими нормами. Слайд 4 Учебные задачи:
Учебная ситуация 1 Игра «Следствие ведут знатоки» (наблюдение языковых явлений, их анализ, сопоставление, вывод, оформление опорных бланков) - Начинаем соревнование команд знатоков русского языка. Слайд 5 Нормы произношения глагола - Обратимся к особенностям произношения глаголов Сегодня устная речь играет в жизни многих людей более важную роль, чем письменная. Каждый из нас говорит чаще и больше, чем пишет. Поэтому многие считают, что не важно, как говоришь, а важно, что говоришь. Опровергните это утверждение (ответы учащихся). Подытожим сказанное вами: навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи; любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи; нормы произношения носят обязательный характер для каждого носителя языка и отношение к ним свидетельствует об общем культурном уровне человека. Красивая речь – признак развитого мышления. Обладателю правильной речи легче адаптироваться в обществе, реализовать себя в профессии. Вот почему учебный материал, который будет вам предложен сегодня, актуален для каждого из вас. Начнем соревнование! Задание 1. Слайд 6 - Используя различные источники информации (Словарик «Говорите правильно» С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык. Справочные материалы, М., «Мнемозина», 2008, Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004, Справочно-информационный портал «Грамота.ру» и другие источники, ответьте на вопрос: [c] или [с’]? Учащиеся работают в группах. В каждой группе есть ноутбук с выходом в Интернет, словари и справочники. Дополнительных инструкций по поиску информации не даем. Спрашиваем того, кто справился первым, просим прокомментировать, каким источником информации пользовался, каким способом осуществлял поиск. Вывод учащихся: оба варианта произношения правильны, [c] или [с’] – варианты нормы. Далее учащиеся произносят слова, соблюдая орфоэпические пометы. - Запишите в опорный конспект(задание №1) то, что вы узнали о произношении данных глаголов. - Найдите в &37 информацию о вариантах данной нормы. Ученик читает: « Произношение твердого согласного в суффиксе - СЯ, -СЬ – примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого – примета современной речи. Запишите в опорный конспект то, что вы узнали о произношении данных глаголов. Слайд 7 - Сколько глаголов, произносимых в старой, классической актерской манере, прозвучало? Читали ли вы повесть Пушкина «Пиковая дама?» Просмотрев этот отрывок, заинтересовались? Кто может назвать фамилии актеров, снимавшихся в этом кинофильме? (И.Смоктуновский, В.Проскурин и др., фильм снят в 1982 г. на киностудии «Ленфильм», режиссер Игорь Масленников Задание 2. Учитель читает отрывок из книги Л.Раковского «Чувство языка»: «Патриарх ТЮЗа А.А. Брянцев рассказал мне об одном телефонном разговоре. Ему позвонили из школы: -Вам звОнит преподавательница… -Не верю!- прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: …Товарищ Брянцев, Вам звОнит преподавательница… Почему вы не верите?- Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить - звОнит, - ответил в последний раз А.А.Брянцев». О какой ошибке идет речь? (ответы уч-ся) Слайд 8 - Подготовьтесь устно проспрягать глаголы. Чтобы не ошибиться, проведите аналогию между глаголом «звонить» и всеми остальными глаголами. Что такое аналогия? (сходство). Что значит проспрягать аналогично? ( подобно, сходно с …). Следим за правильным ударением. Вывод учащихся : оно должно быть во всех формах на последнем слоге. Запишите в опорный конспект (задание2) данный вывод. Обменяйтесь конспектом с сидящим рядом, обсудите правильность записи. После этого организуем хоровое (по парам) проговаривание личных форм глаголов с ударными окончаниями Задание 3. Используя эти и другие глаголы из упражнения 527 (стр.18), создайте текст – инструкцию; прежде чем вы приступите к работе, прочтем запись и объясним, почему все глаголы разделены на 2 группы? Прочтите слова первой группы, образуя формы прошедшего времени мужского рода; слова второй группы; дома в опорном конспекте сделаете необходимую запись (на доске заранее написано задание на дом: опорная запись по №527, орф.минимум, упр540). Приступаем к созданию инструкции (опорный конспект (задание3) Слайд 9 Инструкции прочитываются, комплекс упражнений выполняется учащимися в качестве физкультразминки. Учитель выполняет разминку вместе с учащимися. Пример инструкции: поставьте ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох. Поставьте руки на уровне груди, сделайте несколько рывков перед собой. Вернитесь в исходное положение. Поднимите руки вверх, посмотрите на кончики пальцев, встаньте на носочки и потянитесь вверх. Сделайте выдох и, наклонившись, опустите руки. Повторите упражнение. Поставьте руки на пояс, сделайте поочередно по три поворота вправо-влево. Выполните 5 прыжков на месте. Вернитесь в исходное положение. Руки вверх- вдох, наклон, руки вниз – выдох. Вверх-вниз. Зарядка окончена. Грамматические нормы употребления глаголов Слайд 10 Грамматические нормы употребления глаголов регулируют правильное изменение слов, а также правильное построение словосочетаний и предложений Задание 4. Брейн – ринг Слайд 11 Каждой команде учитель предлагает по 2 слова:
Обратим внимание, что каждый глагол может управлять определёнными падежными формами существительных или местоимений. Кроме того, отметим, что некоторые глаголы в сочетании с определёнными существительными требуют только предложного или, наоборот, только беспредложного управления, например: оплатить (что?) проезд, заплатить за проезд. Слайд 12 Правильно ответившая команда получает пазл. Задание 5. Слайд 13 Форму какого лица и числа образовать невозможно? Составьте с этими глаголами предложения так, чтобы выразить значение 1 лица единств.числа. (дадим возможность учащимся самостоятельно подобрать возможные варианты) Опорный конспект (задание5) Возможные варианты: Я постараюсь убедиться в этом Я должен убедиться в этом Я сумею … Слайд 14 Лексические нормы употребления глаголов - Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учёта его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости; необходимо учитывать ситуацию общения и не допускать, например, употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов Задание 6. Прочитайте отрывки из письменных работ школьников (упражнение 533). Замените неудачно употребленные слова соответствующими лексическим нормам (команда, выполнившая задание быстрее других, получает пазл). Результатом работы с упражнением 533 должен стать вывод учащихся о необходимости точного словоупотребления (допустить две ошибки, закрыть окно, преодолеть препятствие, дворец раскинулся, борцы тренировались, на репродукции изображена девушка). Задание 7. Рекомендуем ученикам отредактировать и записать в тетрадь то предложение из упражнения 534, в котором был неправильно употреблён глагол одеть( опорный конспект (задание6, 7) Слайд 15 Одеть / кого-то/ Надеть /что-то/ - Ребята, назовите источник информации, который всегда поможет справиться с лексическими трудностями употребления глагола (перечисляют словари, в том числе ресурс «Грамота.ру») Задание 8 Конкурс на самую яркую иллюстрацию фразеологизма. - Проиллюстрируйте данные фразеологизмы при помощи мимики и жестов. Команды соперников постараются отгадать значение фразеологизма. Группа 1: смотреть сквозь пальцы; Группа 2: заткнуть за пояс; Группа 3: водой не разольешь; Группа 4: хромает по математике. Подведём учащихся к выводу, что мимические иллюстрации относятся к сочетаниям глаголов с существительными, и именно поэтому возникает комический эффект, ведь фразеологизмы представляют собой нерасчленимые сочетания слов, и значение их не складывается из значений слов, которые входят в его состав. Учебная ситуация 2 «Академия речевого этикета» Приступим к главному. Все упражнения, касающиеся нормированного употребления глаголов в речи, мы выполняли для того, чтобы научиться ориентироваться в различных прктических речевых ситуациях. Сегодня мы обратимся к речевой ситуации выражения просьбы Практическая работа Речевая ситуация выражения просьбы Задание 8 Речевая ситуация выражения просьбы Слайд 17 Составь предложение, используя различные грамматические способы выражения просьбы (опорный конспект (задание 8)) Группа 1:глагол в форме повелит.наклонения (принеси, принесите); Группа 2: в форме будущего времени, употребленной в вопросительном предложении; Группа 3: в форме условного наклонения («Принес бы ты..!»;) Группа 4: форма инфинитива ( «Прошу Вас принести») Задание 9 Найдите языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (опорный конспект (задание9)) Слайд 18 Ребята называют свои варианты, затем поочередно в группах разыгрывают речевую ситуацию «просьба – отказ». Итоги. Рефлексия. Ребята заполняют графу «Рефлексия» (опорный конспект (задание10)). В заключение урока команды называют сложенные из букв-пазлов слова: Лексикология- раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка. Многозначность – наличие у слова нескольких лексических значений Лексикография- раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой создания словарей. Интерлингвистика- раздел языкознания, изучающий международные языки как средство межнационального общения. Еще раз повторяем домашнее задание, записанное по ходу урока: орфографические нормы употребления глаголы отработаем дома при подготовке к словарному диктанту (упражнение 540, орфографический минимум), завершим работу над опорным конспектом (задание 4). Оценка работы: команда, получившая больше всего пазлов за правильные ответы, считается победившей, её участники получают высший балл за работу, учитель отмечает и самых активных участников других команд. Литература:
Приложение к уроку Опорный конспект по теме «Культура речи. Правильное употребление глаголов» ученика (цы) 6 «Б» класса ___________________________________________________
Спасибо за работу! |
Это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они... Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность,... | ||
Ding an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), философский... Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности... | Пояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности... Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | ||
В. Г. Белинский «Когда людей станут учить не тому, что они должны... Ды становится идея формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения,... | Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на... Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий... | ||
А. Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть... А. Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» | Сказки в экологическом образовании дошкольников Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребёнка, к его внутреннему миру. Поэтому сказка... | ||
Сложно представить себе ребенка, который не интересуется компьютером.... Насилие, пустая трата времени это лишь некоторые ассоциации, которые возникают у взрослого при словосочетании «компьютерная игра».... | Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Взаимодействие доу и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы Нников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очень часто люди теряют друг друга из-за несказанных вовремя слов. Желая не причинить боль или же, как им кажется, зря не обнадеживать... | ||
Тема 17. Преобразование гильберта то, что не может произойти, никогда... Однако пока не создано строгой математической теории чудес, приходится наоборот не удивляться, когда они не осуществляются, и удивляться,... | Качества ребенка Разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос и является его методологической основой. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Видео-пособие структурировано согласно начальной, основной и средней (полной) ступеням образования и содержит в себе методические... |