Скачать 131.77 Kb.
|
Проектная деятельность на уроках биологии Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение. Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель практикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то. Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект. Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении. Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через эту пропасть. Учитель
С помощью проектного метода можно:
Основные требования проектного метода:
Схема проекта:
Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта:
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Основные требования к использованию метода проектов.
Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения. Предлагаю разработки нескольких уроков по проектным технологиям. Урок «Черенкование и посадка комнатных растений» Сроки выполнения – с 15.02 по 30.04 (2.5 месяцев) Задачи:
Оборудования и материалы:
Ход работы: (более подробно смотри в рабочей тетради, часть№2, стр. 6)
Вывод по работе: Ребята пишут самостоятельно, указывая плюсы и минусы данной работы. Примечание: После того как ученики сдают работу (растения в горшочках + описание работы на листе А4 ), учитель ее оценивает не сразу. Ребята с учителем в течение 1-2 недель наблюдают за растениями в классе, ухаживают за ними, наблюдают, как они приживаются. Если растение болеет или гибнет, стараемся определить причину. Примерно в середине мая выставляются 2 оценки: 1-я за правильное оформление работы и дельный вывод, 2-я за состояние растений на данный момент. По своему опыту могу судить, что детям эта работа нравиться и делают они ее с удовольствием. Дети приобретают опыт по выращиванию комнатных растений и, как правило, хорошие оценки, и второй плюс этой работы – озеленение кабинета биологии и других кабинетов. План проекта для 8 класса «Мое здоровье» Цель: Выявить основные показатели своего организма и сделать выводы о своем здоровье. Работа делается на протяжении всего 8 класса и оценивается в конце года.
Общий вывод по работе: Динамика показаний здоровья в течении года (улучшилось, ухудшилось, причины). Обобщающий урок по теме « Клетка – структурная и функциональная единица жизни» Задачи: 1.Обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов цитоплазмы клетки, их взаимосвязях как основе целостности клетки; 2.Взаимосвязях строения и функций органоидов и частей клетки, особенностях ее строения функций эукариотических и прокариотических клеток. Оборудование: таблицы, учебники, компьютер, мультимидеопроектор. Темы для обобщения:
Учащиеся делятся на группы: 1-4.
Урок- презентация «Многообразие высших, или плацентарных, млекопитающих» 7 класс, рассчитан на 2 часа. Задачи:
Оборудование: учебник, дополнительная литература, справочники, компьютеры Ход урока: Тема рассчитана на 2 часа, уроки проводятся в компьтерном классе. Учащиеся разбиваются на пары на 1 уроке и сами выбирают тему для работы. На 1 уроке идут только наработки проекта и его оформление в виде презентации по плану. Используют учащиеся в основном учебник и ресурсы интернета. Чтобы ученики лучше ориентировались при составлении презентации, тему лучше дать им заранее. Темы работ:
План презентации (то, что обязательно должно быть в работе)
На втором уроке идет защита презентаций. Учащиеся представляют свои проекты и получают оценки. Небольшая проектная работа (в качестве домашнего задания) к уроку «Заболевания пищеварительной системы» Существуют так называемые «профессиональные» заболевания и вероятность заболеть той или иной болезнью не у всех одинакова. Предлагается следующий перечень литературных персонажей: *Фрекен Бок *Илья Муромец *Паганель *Санчо Панса *Печорин Для каждого героя приведите примеры заболеваний, вероятность заболеть которыми у них больше, чем у других, а также примеры болезней, вероятность которыми заболеть меньше, чем у остальных. Кто из этих героев будет наиболее подвержен желудочно - кишечным заболеваниям и почему. Ответы обоснуйте. (на работу дается 1 неделя, работа сдается в напечатанном виде, после чего она обсуждается и оценивается) |
Реферат Эволюция звезд «умирают». Чтобы понять их жизненный путь, надо знать как они появляются. В прошлом это было загадкой, но сейчас ученые легко могут... | Пояснительная записка Согласно теории Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева... Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | ||
Пособие по тому, как работать в aiesec и хорошо учиться Вуз, жениться (выйти замуж), найти хорошую работу, сделать 2х детей и на этом успокоиться, считая, что жизнь прошла не зря. Aiesec’еры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дорогие друзья! Если вы хотите сами придумывать, сами решать, сами оценивать интересные дела, подружитесь с Флюшей | ||
Реферат по дисциплине «Классический танец» на тему: «История балетного костюма» Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Но все они существуют в балете не сами по себе и... | Анализ проведения предметных недель учителями пс фито Они готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах.... | ||
«Технология изготовления тряпичной куклы» Я попросила бабушку купить мне её, на что бабушка ответила, что это кукла слишком дорогая, а вот в старину девочки сами делали для... | Cценарий Последнего Звонка 2010-2011 год Дорогие друзья! Сегодня в нашем аэровокзале торжественное событие. Мы отправляем в путь авиалайнер, экипаж которого выпускники 2011... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Невозможно создать хороший продукт, основываясь на опросах людей или пользуясь фокус-группами. Люди сами не знают чего они хотят,... | ||
«Еще в апреле я лично собеседовала будущих участниц первого Бала... Им нужно доказывать, что они сами, без фамилии, чего-то стоят. «Альтернативные» друзья, серьга в носу и двойки в дневнике вместо... | Реферат по биологии Тема: Жизнь после смерти или тайны иного бытия И, наконец, попробуем ответить на некоторые из них сами. И поэтому данный проект является исследовательским, включая в себя научные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Абсолютно рано ожидать от младших школьников, чтобы они сами находили правильное решение в той или иной ситуации по отношению к своему... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы | ||
«Газета. Ru», которую лучше было бы назвать «Газета. Вру», взялась... «Обманутые дольщики – это болезнь», пишет Реалист в «Газете. Ru». И с этим нельзя не согласиться, только не болезнь самих граждан,... | Темы вашего учебного проекта В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как традиции и обычаи народа влияют на исторический путь развития, как они продолжают... |