Скачать 186.73 Kb.
|
Литература 50-60-х годов ХХ века (период «ОТТЕПЕЛИ»). 1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» - доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы. - подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; - возникают новые литературные объединения, поэтические школы; - появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.); - расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества; - романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям; - гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам); - возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой); - «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.), - «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н.Рубцов, Н.Яшин, Ю.Кузнецов. - «деревенская» проза: - А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.; *проблема жизни на селе, *сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности, *человек и природа, *недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием», *интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру, *идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации», *экологическая проблематика. -«городская» проза: - В.Астафьев, Ю.Трифонов и др. * проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий; * анализ внутреннего мира человека, его проблем; *проблемы одиночества и неустроенности жизни; *тема разочарования в прежних идеалах; *герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью; *проблема нравственности человека и обстоятельств; - популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.; - развивалась драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья». Задания:
Литература периода Великой Отечественной войны (1940-1945) и период послевоенных лет о войне. Я знаю, никакой моей вины, В том, что другие не пришли с войны, В том, что они, кто старше, кто моложе, остались там. Но не о том речь, что я их мог, но не сумел сберечь. Речь не о том, но все же, все же, все же… А.Т.Твардовский. Не потому ли мы живем, что умерли они… Цель литературы: «ковать» и укреплять волю народа к победе.
Произведения для чтения и анализа: В хрестоматии (2 часть) очерки о войне (стр.7-14), стихи А.Суркова, С.Орлова, Ю.Друниной, М.Кульчицкого, рассказы (К.Воробьев «Гуси-лебеди»; В.Некрасов «Сенька»; В.Быков «Одна ночь»). ЗАДАНИЯ:
Анализ произведений. «Фро» (1936год). Относится к новеллам на вечную тему (любовь и смысл жизни человека, борьба между чувствами и долгом). Главная героиня – Фрося, муж которой (Федор) работает на Дальнем Востоке, относится в типу чеховской «душечка». Она стремится традиционному мещанскому женскому счастью, не может понять новое время «строительство новой жизни», она может лишь пытаться подражать (курсы, работа и т.п.). Героиня, как сказочная Ассоль, находится в вечном ожидании своего счастья. Победа идеи семейственности, Дома над Дорогой и призрачными надеждами на всеобщее счастье и строительство новой жизни (муж предпочел труд во имя идеи, государства). ЗАДАНИЯ:
«Епифанские шлюзы» (1936 год). Главная тема: человек и природа, губительность всякой идеи «усовершенствования» природы, населения над природой и людьми как творениями природы. Обращение к петровским временам и его реформам неслучайно, т.к. 20-30-е гг. в советской России наблюдались алогичные тенденции: стремление улучшить природу и человека любыми средствами. ЗАДАНИЯ:
«Сокровенный человек» (1928 год). Главный герой – Фома Пухов, стихийный созерцатель, «сокровенный» тип человека. Пухов – большой ребенок, сохранивший в себе качества «естественного» человека, непосредственность, прямоту и открытость, но он одинок и тяжело переживает свое душевное сиротство в этом жестоком и бессмысленном мире. Финал произведения открыт. Произведение символично: дорога, поезд в никуда, природные явления (снег, шторм, ветер) и т.д. ЗАДАНИЯ:
«Котлован» (1930 год). Жанр: антиутопия разоблачение несбыточных, бессмысленных мечтаний о строительстве «Общепролетарского Дома» (коммунизма в России). Символическое произведение. Тема: строительство «светлого» будущего в России, индустриализация и коллективизация, судьба человека в этот переломный период. Главный герой – Вощев, уволенный с работы за то, что он много думал, в том числе и о смысле «своего существования». Он «сокровенный человек», анализирующий все происходящее, попадает на грандиозное строительство котлована для будущего общепролетарского дома, где все будут счастливы, а также в колхоз имени Генеральной линии, где происходит коллективизация (создается этот колхоз). Котлован – символ несбыточных надежд на всеобщее счастье и равенство (утопия) превращается в могилу для ребенка (т.е. обречена на гибель надежд на будущее). Автор пытается предупредить современников и потомков, что превращение человека в винтик механизма для реализации несбыточных и абстрактных идей, приведет к гибели, обезличиванию человека. «Человек – художник, а не глина для творчества». Традиции Достоевского об идее всеобщего счастья и «слезинке замученного ребенка». ЗАДАНИЯ:
ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЛАТОНОВИЧА ПЛАТОНОВА (1899-1951). Он влечет нас вперед, одновременно заставляя осмысливать свое прошлое, вознося к самым высоким понятиям, требуя вдумываться в их глубинную сущность. Т.Шеханова.
Судьба очень трудна, во многом трагическая. Настоящая фамилия – Климентов.
Задания:
Художественный мир писателя:
Герои Платонова «странные» люди (страдальцы, искатели правды, люди из народа, сироты в душе). Типы героев:
Личность и творчество Михаил Александровича Шолохова (1905-1984). В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи…слово, взятое у народа… С.Н.Сергев-Ценский. 1. Биографические сведения:
ЗАДАНИЯ:
Цикл «Донские рассказы» (1923-26). ЗАДАНИЯ: Прочитать произведения «Шибалково семья», «Родинка», «Чужая кровь». Жанровые особенности: Цикл (несколько произведений на одну тему) из 20 рассказов о Гражданской войне. Произведения трагические по содержанию, но при этом жизнеутверждающие. Идея: Показать бесчеловечность братоубийственной войны и одновременно прославит общечеловеческие ценности (любовь, преданность, долг и т.п.), попытка осмысления закономерностей народной жизни, характеров. Автор задумывается над проблемой: оправданы ли насилие, убийства, классовая борьба. Поэтика: Символичность образов детей (будущего), пейзажа (соответствует происходящего). языковая характеристика героев (казачий говор, сказ). «Родинка» (1923). Белогвардеец-отец Кошевой на поле боя убивает сына (Николай), а по родинке понимает это. Идея: Политика, война разрушает семья, приводит к детоубийству. А семья – ячейка объединенного общества. «Шибалково семя». Яков Шибалок (пулеметчик-красноармеец) влюбляется в Дарью, которая оказывается осведомительницей «белых», у них рождается сын. Яков, знав об обмане Дарьи, убивает ее, а ребенка хочет воспитать. Идея: Вечные ценности являются всепобеждающими –жизнь, любовь. Но долг перед Родиной – выше. Война разъединяет людей, приводит к невозможности личного счастья «Чужая кровь» (1926) Дед Гаврила и его жена, потеряв на войне «белого» сына, выходили раненого «красного» продотрядчика Николая и полюбила как сына. Идея: Победа гуманистических ценностей: несмотря на политику, люди не разучились любить и помогать ближним. ЗАДАНИЯ:
Роман «Поднятая целина» (1932-60 гг.) Читать главы: Книга 1 (гл. 1,2,3-появление героев, 4-собрание,6,7,9-раскулачивание, 28-статья Сталина, 31,36-Щукарь; Книга 2 (гл. 29-финал). История создания: Шолохов сам участвовал в коллективизации и хотел доказать людям необходимость этих преобразований на селе. Первое название у романа «С потом и кровью», но издательство «Нового мира» отвергло его. В романе изображается строительство колхоза на Дону в казачьей станице. Жанровые особенности: Роман-хроника(1 год), социально-психологический роман. Идея: показать реалистично коллективизацию, доказать ее необходимость и неодолимость перемен, ног одновременно и трагические стороны этого процесса. Семен Давыдов - бывший заводской слесарь, участник гражданской войны назначен в Гремячий Лог, чтобы создать там колхоз. Человек умный, преданный идее, но реально видит и недостатки происходящего, в личной жизни несчастлив и одинок. Трагически погибает в финале, но колхоз создает. Макар Нагульнов - председатель партячейки, фанатично предан делу партии, мечтает о мировой революции. Он несчастлив в личной жизни, жесток и беспощаден к «врагам». Погибает в финале. Андрей Разметнов – очень несчастлив, потерял семью в войну, влюблен в женщину, которая не поддерживает его взгляды, Андрей способен к состраданию и задумывается о правильности происходящего. Яков Лукич Островнов – хитрый двуличный человек, хотел помочь организовать бунт в Гремячен Логе, мечтает о прежней богатой жизни. Сотрудничает с новой властью, очень хитер и жесток, но хороший хозяин. Дед Щукарь – комический персонаж, пародия на фанатиков идеи (Давыдова и Нагульного), герой далек от политики. Смех читателей должен был разрядить тяжелую атмосферу происходящего в романе. ?? ?? ВЛАСТЬ НАРОД ПРОТИВНИКИ ПЕРЕМЕН (Давыдов, Нагульнов, Разметнов) (Половцев, Лятьевский, кулаки) ЗАДАНИЯ:
|
Незаконнорожденных Предлагаемая читателю автобиография обнимает период почти в сорок лет-с первых годов века по май 1940 года, когда | Темы контрольных работ по истории России Противоречия теории и практики социалистического строительства в период «оттепели» | ||
Стратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект Охватывают в основном период президентств Билла Клинтона и Джорджа Буша-мл. – с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время | Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм) Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | ||
«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)» Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования... | Журнал «новый мир» иобщественные настроения в СССР в 50-нач. 70-х годов ХХ века Охватывают более ранний исторический период, некоторые выводы и заключения помогли сформировать четкую картину общественных настроений... | ||
Урок по теме: «Литература оттепели» Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля | Особенности ближневосточной политики США после «холодной войны» Охватывают период с начала 1990-х годов XX века до конца 2008 г. В работе осуществляется анализ и сопоставление особенностей формирования... | ||
Обычаи, традиции и обряды казахов аула каразюк в период XX века Каразюк обычаев, традиции и обрядов в период XX века. Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили... | Название «порухи 70-80 годов XVI века» получил Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века | ||
Льва Троцкого «Литература и революция» Это Розанов, Замятин, Мережковский, Кузмин и др. Читатель получит возможность познакомиться с оценкой Троцкого многих произведений... | «История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 19 века. Литература... Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология» | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | ||
«Зарубежная литература ХХ века» Учебно-методический комплекс дисциплины «Зарубежная литература ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Диплом Образ США и СССР 90-х годов Ссср и США в представлении американского подростка начала 90-х годов прошлого столетия, а также охарактеризовать важный для обеих... |