Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего
школьного возраста Прогимназия №15 «Солнышко»
городского округа город Шарья Костромской области
Проект
«наши любимые книги»
Составитель проекта: воспитатель по развитию речи: Малышева Л.В. г.Шарья
2012 Название учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №15 «Солнышко» городского округа город Шарья Костромской области Адрес: г. Шарья, ул. Юбилейная, дом 6, телефон (факс): 5-42-40;электронный адрес: progimnazia15@mail.ru Автор проекта:Малышева Лариса Васильевна воспитатель по развитию речи Заказчик проекта:администрация МБОУ прогимназия №15 Исполнители проекта:Малышева Лариса Васильевна воспитатель по развитию речи, воспитатели дошкольных групп Сроки реализации проекта:2012-2013 г.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский Обоснование актуальности проекта:
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
На основании ФГТ одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей к совместной работе?
Для решения данной проблемы был разработанпроект «Наши любимые книги».
Цель проекта:Развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты;
Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Предполагаемый результат
Семья:
Владение родителей практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
Активное включение в родительский всеобуч и участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.
Дети:
В ходе реализации проекта дети к концу года
Владеет культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.)
Проявляет устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
Описывает состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя в своей речи средства интонационной выразительности.
Активно участвует в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
Способен продолжительно слушать чтение в коллективе сверстников не отвлекаясь (не менее 15 минут).
Способен творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки).
Называет любимые сказки и рассказы (три-четыре).
Способен много запоминать, читать наизусть два-три стихотворения.
Пользуется прямой и косвенной речью при пересказе литературных текстов, употребляет выразительные средства художественной речи.
Риски и способы их преодоления:
-
Риски
| Пути их преодоления
|
Недостаточное оснащение материально-технической базы
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие
|
Привлечение родителей к изготовлению пособий. Спонсорская помощь
Преподносить материал проекта на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «А я знаю сказку!»
Индивидуальная работа с детьми и родителями
| Технология внедрения
Объекты сопровождения
Развивающая среда Семья Ребенок
Механизм сопровождения семьи
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Сопровождение семей
Открытые мероприятия с участием родителей
«День открытых дверей» Мини-сочинения Конкурсы Презентация опыта семейного воспитания Арт-выставки семейных фотографий «Вместе с книгой я расту» Анкетирование
Методические рекомендации для родителей:
Буклеты
Брошюры
Оформление папок – передвижек
Домашняя игротека
Консультации
Механизм сопровождения детей
Проект «Наши любимые книги» осуществляет одно из четырех приоритетных направлений работы ДОУ – познавательно-речевое развитие воспитанников в соответствии с Федерально Государственными требованиями.
Работа с текстами в ходе реализации проекта используется не только для решения задач области «Чтение художественной литературы». В логике интегративного подхода чтение выступает в качестве средства для обогащения образовательного процесса в таких областях как:
- Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в ходе реализации проекта);
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
- «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений);
- «Труд» (формирование представлений о профессиях людей, создающих книги, умения взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности);
- «Художественное творчество» (развитие детского творчества) и пр.
Также в проекте систематизирована деятельность работы дошкольного учреждения с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детямавтором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Круг чтения детей постепенно расширяется и усложняется, вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организуются викторины, «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Детям предлагается широкий спектр игр:
сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
игры-драматизации – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании. Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Сопровождение развивающей среды
Книжный уголок в группе играет существенную роль в формировании у детей интереса к книгам, воспитания бережного к ним отношения. Это специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно рассмотреть иллюстрации к понравившейся книге, «перечитать» художественное произведение.
К его устройству предъявляется ряд требований:
Логичным и удобным (например: библиотеку, литературный центр, печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть столик, стулья, диван).
Отвечать возрастным особенностям и потребностям.
Расположение мебели, игрового оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности.
Отвечать санитарно – гигиеническим требованиям (рост ребенка, световой режим).
Отвечать эстетическим требованиям.
Соответствие представленного материала текущей образовательной работе в группе.
«Наша библиотека»
Детские книги по программе и любимые книги детей
Детские энциклопедии, журналы
Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
Выставка одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников
Альбомы или подборка иллюстраций по темам
Аудио кассеты с литературными произведениями
Портреты поэтов, писателей
Поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки), рисунки детей
Мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители
Репродукция картин, иллюстрации
Различные виды театра.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение:В прогимназии есть педагог имеющий опыт работы с детьми по данному направлению.
Материально-техническое обеспечение:
библиотека учреждения;
просторный легко проветриваемый музыкальный зал;
костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;
фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
видеотека: видеозаписи русских народных сказок и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;
книжный уголок в групповой комнате.
Методическое обеспечение:
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Технические средства обучения:
Музыкальный центр – SAMSUNG;
Телевизор – THOMSON;
Компьютер – LG;
Принтер – LaserJet 3015;
Мультимедийная установка.
План мероприятий по реализации проекта
1 этап: Организационный
(сентябрь 2012 год)
| Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
Познакомить родителей с целями и задачами проекта.
Обновить развивающую среду.
Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
| 2 этап: Практический
(октябрь 2012г. – апрель 2013г.)
| Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
Внедрить новые формы работы с детьми.
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
Осуществить контроль реализации проекта.
| 3 этап: Заключительный
(май 2013 года)
| Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации проекта.
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
| |