Скачать 117 Kb.
|
Федорова В. А. Учитель русского языка и литературы КОММЕНТАРИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс (2011 – 2012 уч.г.) Билет № 1
ПЛАН - КОНСПЕКТ Вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.
Рукопись открыта в конце 18 века собирателем древностей графом Мусиным – Пушкиным. С оригинала было сделано несколько копий, в том числе копия для Екатерины Второй. Во время пожара Москвы (Отечественная война 1812 года) оригинал погиб. Это вызвало споры вокруг подлинности произведения. Множество переводов (Н. Карамзин, В. Жуковский, Майков, Заболоцкий, Д. С. Лихачев)
В основе сюжета «Слова...» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.
Композиционно «Слово...» делится на три части:
«Слово...» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове...» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты». Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове...» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова...», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».
«Слово» - лиро – эпическое произведение, которое вобрало в себя черты разных жанров: Воинская повесть (рассказ о военном походе князя Игоря) Поучение (черты звучат в «Золотом слове» Святослава) Лирическая песня (плач Ярославны) Глубокий лиризм и эпический характер позволяют назвать «Слово» ПОЭМОЙ.
Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало... Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья... сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Эта важнейшая для «Слова...» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.
Одним из выдающихся исследователей «Слова» является Д. С. Лихачев. Лихачев писал, что ««Слово» выросло на плодотворной почве русской культуры 12 века». «Слово» пронизывает призыв к единению русского народа накануне татаро – монгольского нашествия».
Опера Бородина «Князь Игорь». Бородин проникся духом старины, подчеркнул народно – эпические черты произведения. Игорь близок по духу былинным богатырям. Ему противопоставлен князь Галицкий (олицетворяет княжеские раздоры). Особый лиризм опере придает развитие любовной линии: Кончаковна – Владимир Игоревич. Опера пронизана глубоким патриотическим духом. Вопрос 2: Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).
Баллада и элегия – два основных жанра русского романтизма. Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века под влиянием немецкой романтической поэзии.
Главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский, которому современники дали прозвище «балладника» и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Мура, В. Скотта. Всего написано 39 баллад («русские», «средневековые», «античные»).
Оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». В балладе героиня погружена в размышления о женихе, от которого нет вестей. В крещенский вечер девушки гадают. Светлане то ли во сне, то ли наяву видится возвращение жениха, который забирает ее с собой. Сохраняется атмосфера тайны, страха, плохого предчувствия. Но Светлану ожидает чудесное пробуждение и соединение с женихом уже в реальности. Баллада светлая, пронизана старинными поверьями. Дорога, луна, таинственная ночь, черный ворон – мифологические художественные образы. В балладе соединяются явь и сон, день и ночь, серьезное и ироничное, что делает ее необыкновенно яркой, жизнеутверждающей.
Жуковский – основоположник русского романтизма; открывает плеяду поэтов «золотого века» русской поэзии. Вопрос 3: С какой целью автор поэмы «Василий Теркин»2 подчеркивает «обыкновенность» своего героя? Поэма «Василий Теркин» создавалась на войне и была адресована простому солдату. Поэт начал создавать свои заметки в 1939 году (Советско – финская война), продолжил во время ВОВ, когда работал военным корреспондентом. Писал отдельными главами и печатал в армейской газете. Читателями были простые солдаты, такие же, каким был Василий Теркин. Герой полюбился миллионам простых солдат именно своей «обыкновенностью». ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 В. А. Жуковский Краткая биография Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II. Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей. Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину. Перед концом своей жизни Жуковский с семьей переехать в Россию. Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку” , чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу” , “Илиаде” , а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию. Приложение 2 А. Т. Твардовский «Василий Теркин» «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны. Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем). Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»). В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой. Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику. Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь. Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль. Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле. Города сдают солдаты, генералы их берут. Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди. О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын. Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме: Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова! 1 В. А. Жуковский. Краткая биография см. Приложение 2 А. Т. Твардовский «Василий Теркин» см. Приложение |
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс (2011 – 2012 уч г.) Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших... | ||
Пояснительная записка к экзаменационным билетам по биологии 9 класс А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,... | Экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Нумерация... Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы... | ||
Пояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,... | Пояснительная записка к экзаменационным билетам по физике в 9 классах в 2012 2013 уч году Устный Устный экзамен по физике – экзамен по выбору, форма проведения которой может быть различной: ответ по билету, защита реферата, собеседование,... | ||
Пояснительная записка к экзаменационным билетам по курсу «Обществознание» Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования | Ответы и критерии оценивания Часть 1 Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы... | ||
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы... | Практические задания к экзаменационным билетам ( для всех отделений) ... | ||
Задачи к экзаменационным билетам по дисциплине хирургия (4 курс) Задача 1 Считает себя больным в течение 7 часов. Заболел остро. Появились боли в эпигастральной области, которые затем переместились в правую... | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель... Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель русск языка и литературы моу гимназии им. А. Л. Кекина, 2011-2012... | ||
Рабочая программа По литературе 5 класс Учитель Попова О. Н В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся... | Рабочая программа по литературе 5 класс Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература... |