Скачать 99.84 Kb.
|
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов (школьный тур олимпиады 2008-2009 учебный год) Вариант с ответами для проверки. Пожелания для организаторов олимпиады по истории.
Критерии оценивания для учащихся 10-11 классов: Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-75. 1 место - от 50 баллов и выше. 2 место - от 42 баллов до 49 баллов. 3 место - от 35 баллов до 41 балла. Критерии оценивания для учащихся 9 классов: Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-75. 1 место - от 45 баллов и выше. 2 место - от 37 баллов до 44 баллов. 3 место - от 30 баллов до 36 баллов. Задание на грамотность написания исторических терминов 1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (10 баллов) 1. Хр…ст…матия; 2. Ц…л…бат; 3. Д…льм…ны; 4. …встрал…п…тек; 5. М…м…р…альный; Ответ: 1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов; 2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства; 3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб; 4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна. 5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо. Документ с внешней и внутренней политикой 2.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем: (1 балл)
Ответ: 3 3. Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он». О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте. (2 балла) Ответ: Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он». 4. О каких российских монархах это сказано?(4балла) А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины». Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения». В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее». Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве». А)___________________________________________________________ Б)____________________________________________________________ В)___________________________________________________________ Г)____________________________________________________________ Ответ: А) Алексей Михайлович Б) Александр III В) Николай I Г) Алексей Михайлович
Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:
Ответ: 3. 6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!! (13 баллов) Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян). Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами. Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____. Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему. В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов. 1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр Ответ: 2;8;16;5;13;4;1;14;6;10;20;15;11. Диаграмма. Графики
(Сумма – до 10 баллов. До 4 баллов за правильный ответ на вопрос 1, до 2 баллов за каждый правильный термин, до 2 баллов за правильный ответ на вопрос 3.) 1 – 1850 г. 2 – 1889 г. 3 – 1913 г. 4 – 1920 г. 5 – 1939 г. 6 – 1959 г. 1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения. 2) Какие (-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения. А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности. Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны. В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью. Ответ: 1) 1920 – 1939 гг., что было связано с процессом «культурной революции» и борьбой с неграмотностью. Могут быть приведены термины: культурная революция, борьбы с неграмотностью, ликбез, трудовая школа, рабфак и др. 2) В. Составление генеалогической схемы 8.Заполните пропуски в таблице (5 баллов) Михаил Федорович (1613-1645) Мария Милославская = Алексей = Наталья Нарышкина (1645-1676) Евдокия = Петр I = Екатерина I Софья Федор Лопухина (1682 – 1725) (1725 – 1727) (1682 – 1689) (1661 – 1682) (1682 – 1696) Анна Алексей Анна (1730 – 1740) (1741 – 1761) (1727 – 1730) (1761 – 1762) = (1762 – 1796) Павел I (__________) Ответ: Иван V, Елизавета, Петр II, Петр III, Екатерина II, 1769 – 1801. «Лингвистический конструктор» 9. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (3 балла) 1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга. 2. Глава, управление, Древний, выборный, в, городской, Новгород. 3. Высокий, хан, в, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник. Ответ: 1. Урок – в Киевской Руси со времен княжения Ольги установленный размер дани. 2. Посадник - выборный глава городского управления в Древнем Новгороде. 3. Баскак - ордынский чиновник высокого ранга, представитель хана в покоренных землях. Расположение в хронологической последовательности 10. Расположите события в хронологической последовательности: (2балла)
Ответ: 1, 4, 2, 3 11. Расположите в хронологической последовательности.(2 балла)
Ответ: Е, В, А, Д, Г, Б Соответствие событий, дат, персоналий 12. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами (укажите сочетание букв и номеров) (2 балла) А. Иван IV 1) Указ о вольности дворянства Б. Екатерина II 2) Жалованная грамота городам В. Пётр III 3) Судебник Г. Анна Иоанновна 4) Кондиции Ответ: А – 3, Б – 2, В – 1, Г - 4 13. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. (2 балла) 1) Владимир Немирович-Данченко А) театр 2) Исаак Дунаевский Б) балет 3) Вера Мухина В) кинематограф 4) Вера Холодная Г) скульптура Д) музыка 1) __; 2) __; 3) __; 4) __. Ответ: 1) А; 2) Д; 3) Г; 4) В. Познавательные задачи (решение 2балла) 14. Представьте себе такую ситуацию. На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных наделов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, – отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И все по закону!» – вздохнул первый помещик. Почему первый помещик имел, согласно условиям крестьянской реформы 1861 г., на «отрезки», а второй помещик – не имел. …………………………………………………………………………………. Ответ: Первый помещик имел земли в нечерноземной или черноземной полосе, а второй помещик – в степной полосе. Использование государственной символики 15. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества: (3 балла)
Ответ:
16 . Написать Эссе на одну из предложенных тем. Примеры тем-сочинений-эссе (примеры охватывают отдельные исторические периоды) (10 баллов) - Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов). - «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов). - «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед». (И.Л. Андреев). - «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер). - «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко). Взлёты и падения великой судьбы (на примере одной исторической личности) 17. Региональный компонент Дайте краткую характеристику роли Костромской земли в свете праздника народного единения (4 ноября). (3балла) |
Олимпиадные задания Электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме калькуляторов) | Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают... | ||
Рабочая программа по курсу «История» Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального... | Олимпиадные задания для 8 класса Задание 1 Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Олимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1 Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце») | Из года в год олимпиадные задания с «ключами» к ответам и критериями... | ||
Рабочая программа по курсу «История» (профильный уровень) Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального... | Загладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник... Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов... | ||
Методическая разработка олимпиады по русскому языку «Возникновение письменности»; совместное создание со студенткой презентации, дополняющей сообщение; создание презентации, разъясняющей... | Домашние задания для 2-11 классов на время внеочередных каникул с 05. 02. по 11. 02. 2013г Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | ||
Методические указания и задания по курсу Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит... | Международные отношения и глобалистика Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации. Учебно-методическое... | ||
1 Введение в логистику Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы... | Пояснительная записка Сборник содержит программы к линии учебников... Сборник содержит программы к линии учебников по курсу всеобщей истории для 5—9 классов. Программы соотносятся с учебниками | ||
Олимпиадные задания по обществознанию 6 класс 2011 – 2012 учебный год I часть Тест «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,... | «Согласовано» «Утверждено» Руководитель шмо заместитель директора Директором мбоу Рабочая программа по курсу «История» для 11 класса предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на... |