Олимпиадные задания





НазваниеОлимпиадные задания
страница1/9
Дата публикации08.05.2015
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Всероссийская олимпиада школьников по географии

Муниципальный этап

Нижегородская область

2014/2015 учебный год

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

7 класс

Составители:

д.п.н., профессор Н.Ф. Винокурова

к.г.н., доцент С.Н. Пияшова

к.г.н., доцент А.Г. Вознесенская

к.г.н., доцент С.А. Соткина

к.п.н., доцент И.Ю. Кривдина

Нижний Новгород

2014

ЗАДАНИЯ ТЕСТОВОГО РАУНДА
Ответы на тестовые вопросы запишите в бланк ответов.

Время, отведенное на тестовый раунд – 45 минут.

Тестовый раунд включает 30 вопросов.

Сумма баллов по всем тестам – 44 балла.
При работе над тестами не разрешается пользоваться:


  • Учебниками

  • Географическими атласами

  • Справочными материалами

  • Интернетом

  • Электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме калькуляторов).


1. Исследователь намерен измерить высоту горы. Назовите все приборы, какие ему следует взять с собой?

  1. Гигрометр

  2. Нивелир

  3. Термометр

  4. Барометр

  5. Анемометр

2. Какой научной гипотезе посвящены строки Владимира Высоцкого?

«Сначала было слово печали и тоски,

Рождалась в муках творчества планета –

Рвались от суши в никуда огромные куски

И островами становились где-то»

1) поиски Атлантиды

2) гибель Помпеи

3) дрейфа материков

4) формирование солнечной системы

3. В каком из предложенных случаев географические координаты указаны верно:

1) 550 с.ш. и 1880 в.д.

2) 910 ю.ш. и 350 з.д.

3) 860 с.ш. и 1110 з.д.

4) 00 ш. и 1900 д.

4. Какие три особенности характерны для плана местности?

1) сохраняются точные очертания отображаемых объектов

2) используется масштаб 1: 200 000

3) не учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли

4) направление север-юг указывает стрелка

5) составляется на основе космических снимков Земли

5. На какой из перечисленных параллелей 22 декабря наблюдается полярная ночь?
1) 50° с.ш.
2) 80° с.ш.
3) 50° ю.ш.
4) 80° ю.ш.
6. Установите соответствие.

Форма рельефа

Фактор образования

1) Дюна

А) Подземные воды

2) Террикон

Б) Эоловые процессы

3) Карстовая пещера

В) Антропогенные процессы

4) Моренные гряды

Г) Текучие воды

5) Курумы

Д) Ледники

6) Овраги

Е) Выветривание

7. Какое утверждение о циркуляции воздушных масс по сезонам субтропического климатического пояса верно?

  1. Зимой и летом господствуют тропические воздушные массы

  2. Зимой – умеренные воздушные массы, летом - тропические

  3. Зимой – тропические воздушные массы, летом – умеренные

  4. Зимой – тропические воздушные массы, летом – экваториальные

8. Линии тропиков и полярных кругов являются границами…

  1. климатических поясов

  2. природных зон

  3. географических районов

  4. поясов освещенности

9. Укажите строку холодных океанических течений.

  1. Куросио, Бразильское

  2. Лабрадорское, Перуанское

  3. Аляскинское, Северо-Атлантическое

  4. Соя, Восточно-Австралийское

10. Рассмотрите розу ветров. Какое утверждение будет верным?

http://festival.1september.ru/articles/631137/01.gif

  1. Преобладающие ветра за этот период времени имели северо-западное направление

  2. В этом месяце всего 4 дня ветер дул с юга

  3. Наименьшей силой (в 1 балл) обладал северо-восточный ветер

  4. Северо-западный ветер имеет самую высокую скорость.

11. Линии на географической карте, соединяющие точки местности с одной и той же высотой над уровнем моря…

1) горизонтали

2) вертикали

3) изогиеты

4) изобары

12. На какой широте солнце дважды в год бывает в зените

  1. Экватор

  2. Северный и южный тропик

  3. Северный и южный полярный круг

  4. Северный и южный полюс

13. Что такое шуга?

1) Внутриводный лед.

2) Донный лед.

3) Наросты льда в виде напластований.

4) Полосы воды, свободные ото льда.

14. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого).


1) АБВ

2) АВБ

3) БВА

4) ВБА

15. Какую главную опасность для человека представляет возникновение «озоновых дыр»?

1) Увеличение интенсивности вредного для живых организмов

ультрафиолетового излучения.

2) Уменьшение интенсивности ультрафиолетового солнечного излучения, в

малых дозах необходимого живым организмам; расширение зон его дефицита.

3) Усиление парникового эффекта и глобальное потепление климата.

4) Таяние арктических и антарктических льдов из-за увеличения приходящей

солнечной радиации.

16. Какое из следующих утверждений об атмосфере является верным?

1) В верхних слоях атмосферы давление выше, чем в тропосфере.

2) В составе атмосферы кислорода больше, чем азота.

3) Ветер возникает из-за разницы атмосферного давления.

4) В экваториальных широтах преобладает повышенное атмосферное давление.

17. Наибольшая часть запасов пресных вод на Земле содержится в…

1) ледниках

2) реках

3) озерах

4) болотах

18. Грунтовые воды – это…

1) вся вода, находящаяся в земной коре

2) воды, находящиеся в почве в связанном состоянии

3) воды, залегающие до глубины 100 м

4) воды, залегающие над первым от поверхности водоупорным горизонтом

19. Назовите главную причину распространения в Нижегородской области карстовых явлений:

1) обилие межпластовых подземных вод;

2) наличие в верхней части осадочного слоя земной коры известняков и гипса;

3) преобладание в верхней части осадочного слоя земной коры глины и песка;

4) высокий уровень грунтовых вод.

20. Какое соответствие «горная порода – её тип по происхождению» является верным?

1) Глина – магматическая

2) Гранит – осадочная

3) Мрамор – метаморфическая

4) Известняк – магматическая

21. Укажите правильное утверждение:

1) область биосферы простирается от первых километров в глубинах земной

коры до 1 км над земной поверхностью в атмосфере

2) биомасса суши меньше, чем биомасса океана

3) вся поверхность континентов покрыта почвой

4) почва – минеральное вещество

22. Какое соответствие «природная зона – климатический пояс, в котором она формируется» является верным?

1) Смешанные леса – умеренный

2) Саванны и редколесья – экваториальный

3) Тайга – субэкваториальный

4) Тундра - субтропический

23. Назовите основную причину существования поверхностных течений в Мировом океане:

1) рельеф дна океанов;

2) характер очертания материков;

3) различия в солености воды в океанах;

4) постоянные ветры Земли.

24. Образование пустынь на Земле происходит благодаря…

1) сильному прогреванию воздуха;

2) крайне недостаточному увлажнению;

3) отсутствию растительности;

4) отсутствию постоянных водотоков.

25. В какой день на Земле продолжительность дня равна продолжительности ночи?

1) 22 декабря

2) 22 июня

3) 23 ноября

4) 21 марта

26. Установите соответствие.

Денежная купюра

Город, изображенный на купюре

1) 10 рублей

а) Москва

2) 50 рублей

б) Ярославль

3) 100 рублей

в) Хабаровск

4) 500 рублей

г) Красноярск

5) 1000 рублей

д) Санкт-Петербург

6) 5000 рублей

е) Архангельск

27. По этой звезде можно ориентироваться в полдень.

1) Полярная

2) Солнце

3) Сириус

4) Альфа

28. Море без берегов, в котором самая прозрачная вода и множество островов из водорослей.

1) Росса

2) Бофорта

3) Саргассово

4) Тасманово

29. Укажите особо охраняемую природную территорию, которой нет в Нижегородской области:

1) заповедник;

2) заказник;

3) памятник природы;

4) национальный парк.

30. Установите соответствие.

Поселение Нижегородской области

Изображение на гербе города

1) Урень

А) Белка

2) Кстово

Б) Медведь

3) Сергач

В) Пирамида брёвен

4) Семенов

Г) Конь

5) Починки

Д) Земляника


ЗАДАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО РАУНДА

Ответы на задания оформляйте на листах бумаги формата А4.

Время, отведенное на аналитический раунд – 90 минут.

Аналитический раунд включает 5 заданий.

Сумма баллов по всем заданиям – 56 баллов.

При работе над заданиями разрешается использовать:


  • карандаш

  • линейку

  • транспортир

  • калькулятор.


Не разрешается пользоваться:


  • Учебниками

  • Географическими атласами

  • Справочными материалами

  • Интернетом

  • Любыми электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме калькуляторов).


Задание 1.

Для выполнения задания используйте топографическую карту.

1) Что обозначает надпись над верхней рамкой карты «Мирцевск 55 км»?

2) Найдите в пределах изображенной территории горизонталь с максимальным значением, укажите ее абсолютную высоту, местоположение на карте и определите направление в градусах и расстояние от бергштриха на ней до пристани (по прямой).

3) Определите абсолютные высоты, на которых располагаются домик лесника и сарай, какой объект расположен выше и на сколько метров?

4) Судоходна ли река Соть? Каким образом это можно установить? Приведите ее основные характеристики: направление и скорость течения, ширину и глубину русла, характер грунта дна.

5) Какой из трех участков, обозначенных на карте буквами А, Б, В, больше подойдет для проведения соревнований по туризму и спортивному ориентированию. Назовите не менее двух его преимуществ.

Максимальное количество баллов – 15.

В

Б

А


Масштаб 1:25 000

Основные горизонтали проведены через 5 метров
Задание 2.
В современном мире наряду с социально-экономичекими кризисами, войнами и терроризмом активизировались стихийные природные явления. Население многих регионов мира ощущает на себе негативное влияние природной стихии. Для человечества - это страшное бедствие, часто сопряженное с разрушениями и жертвами. В таблице приведен ряд стихийных природных явлений. Выявите причины возникновения и приведите примеры географии распространения природных катастроф на Земле.

Стихийные природные явления

Причины возникновения


География распространения (примеры регионов или стран)

Землетрясения







Опустынивание







Наводнения







Максимальное количество баллов – 12.

Задание 3.
Болота являются типичными и широко распространенными экосистемами лесных районов Нижегородской области. Ряд ученых называли болота «болезнью биогеоценоза», которую необходимо «лечить» путем осушения. Докажите, что болота являются исключительно важной частью природного комплекса и имеют значение для человека.

Роль в природе_____________________________________________________________________?

Значение для человека_______________________________________________________________?

Максимальное количество баллов – 8.
Задание 4.
Известный нижегородский поэт и писатель Юрий Андреевич Адрианов (1939-2005) восхищает нас своим творчеством, которое пронизано любовью к родной нижегородской земле. В стихах и прозе Ю.А. Адрианов создал удивительно яркие картины природы, событий и жизни людей нижегородского края.

Внимательно прочтите строки стихотворения. Какая географическая закономерность отражена поэтом в художественном образе Нижегородской губернии? Как данная закономерность отражается в природе нижегородского края? Приведите 2-3 примера.

В судьбе своей всегда России верная,

Объятьем славных рек обручена

Моя Нижегородская губерния

Лесная и степная сторона.

Ведь здесь незримой связаны порукою:

Прозрачный Китеж и живая быль,

Таёжный шум над светлою Ветлугою,

И Болдина седеющий ковыль.

Юрий Адрианов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиадные задания iconИз года в год олимпиадные задания с «ключами» к ответам и критериями...

Олимпиадные задания iconОлимпиадные задания для 8 класса Задание 1
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Олимпиадные задания iconОлимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1
Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце»)
Олимпиадные задания iconМетодическая разработка олимпиады по русскому языку
«Возникновение письменности»; совместное создание со студенткой презентации, дополняющей сообщение; создание презентации, разъясняющей...
Олимпиадные задания iconОлимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов
Нумерация билетов соответствует примерным экзаменационным билетам по истории России для 9 кл. (24 билета), 2005/06 уч год, опубликованы...
Олимпиадные задания iconОлимпиадные задания по обществознанию 6 класс 2011 – 2012 учебный год I часть Тест
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Олимпиадные задания iconВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Олимпиадные задания iconОлимпиадные задания. 2 класс. Русский язык
Следующие условия проведения запроса предложений являются неотъемлемой частью настоящей Закупочной документации уточняют и дополняют...
Олимпиадные задания iconМеждународные отношения и глобалистика
Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации. Учебно-методическое...
Олимпиадные задания iconПримерные олимпиадные задания ситуационные задачи задача №1
Ской Федерации от 17 декабря 2009г. №1993-р об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг,...
Олимпиадные задания iconПедагогическая технология
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Олимпиадные задания iconПравила составления тестовых заданий
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Олимпиадные задания iconУрок алгебры в 10 классе. Учитель математики: Симонян С. М
...
Олимпиадные задания iconТестовая система нечеткого оценивания знаний по информатике
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Олимпиадные задания iconЗадания с выбором верного ответа чаще всего даются в повествовательной...
Панов М. В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., Просвещение,1964
Олимпиадные задания iconУрок целей достиг
Внедрять перспективные задания, дифференцировать задания по вариантам и по сложности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск