МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ»
международные отношения и глобалистика
Пособие для абитуриентов МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО (У) МИД России Москва
2012
международные отношения и глобалистика Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации
Пособие для абитуриентов МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО (У) МИД России
Москва
2012 УДК 327(075.3)
ББК 66.4я729
М43
Авторы-составители:
И.А. Алешковский, В.А. Змеев, А.А. Крамар, С.А. Татунц, А.Н. Чумаков, Е.В. Халипова, Т.Л. Шестова
Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации. Учебно-методическое пособие для абитуриентов МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО (У) МИД России. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 44 С.
В пособии содержатся образцы заданий, которые предлагались участникам олимпиады школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «международные отношения и глобалистика» в 2011 году, ответы и критерии оценок. Настоящее пособие адресовано, прежде всего, участникам олимпиад школьников по истории России, международным отношениям и истории внешней политики, а также учителям истории и обществознания, членам методических комиссий и жюри олимпиад школьников. Пособие будет полезно всем, кто интересуется историей международных отношений, мировой экономикой и политикой, а также новой междисциплинарной областью научного знания — глобалистикой.
УДК 327(075.3)
ББК 66.4я729
© МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012
© Коллектив авторов, 2012 ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная цель настоящего учебного пособия — помочь молодежи подготовиться к олимпиаде школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «международные отношения и глобалистика» (профиль олимпиады — история и обществознание)1, оптимально распределить свои силы, а также рационально организовать работу на Олимпиаде, чтобы в условиях ограниченного времени добиться наилучших результатов.
Настоящее учебное пособие является логически продолжением учебно-методического пособия «Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2009 и 2010 годов», опубликованного в 2011 году2. В прошлогоднем сборнике содержатся образцы заданий, которые предлагались участникам олимпиады школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «международные отношения и глобалистика» в 2009 и 2010 годах, ответы и критерии оценок, образцы творческих работ участников Олимпиады c рецензиями членов жюри Олимпиады, а также приводятся рекомендации, как эффективно организовать свою работу при подготовке к Олимпиаде и во время ее проведения, как правильно вести себя на показе работ и как подать обоснованную апелляцию. Если Вы еще не знакомы с этим пособием, то постарайтесь познакомиться с ним и внимательно изучить его.
В настоящем пособии представлены образцы заданий, которые предлагались участникам отборочного и заключительного этапа олимпиады «Ломоносов» по международным отношениям и глобалистике в 2011 году. В пособие включены таблицы ответов и комментарии к ним, критерии оценок.
Для успешной подготовки к Олимпиаде «Ломоносов» по международным отношениям и глобалистике необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу. Советуем изучить материал, приведенный во всех указанных учебниках и учебных пособиях, но особое внимание уделить работе с базовыми учебниками и учебными пособиями 3.
Напомним еще одну важную рекомендацию:
Не смотрите в таблицу ответов, не попробовав сначала самостоятельно ответить на вопросы!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
М.В. ЛОМОНОСОВ, МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МГУ В ноябре 2011 года Россия и весь цивилизованный мир отметили 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
С особым размахом юбилей великого русского ученого праздновался в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В своем выступлении на торжественном заседании 19 ноября 2011 года ректор МГУ, вице-президент РАН, академик В.А. Садовничий сказал: «Ломоносов — это тот символ, который соединяет великие интеллектуальные силы России. И для успеха у нас сейчас есть все, включая великое Ломоносовское наследие».
Сегодня, в связи с юбилеем М.В. Ломоносова, мы, прежде всего, вспоминаем о его личном вкладе в создание Московского университета — крупнейшего в России центра образования, науки и культуры.
Многие гениальные идеи, воплощенные в многочисленных публикациях и активная научно-педагогическая деятельность академика М.В. Ломоносова подвели выдающегося просветителя И.И. Шувалова и императрицу Елизавету Петровну к пониманию необходимости создания в сердце России первого классического университета. Поэтому Михаила Васильевича Ломоносова можно образно назвать архитектором Московского университета!
Принципиальное решение о создании в Москве классического университета Елизавета Петровна приняла в 1754 году под влиянием образовательных идей своего покойного отца императора Петра Великого и убедительных доводов генерал-адъютанта императрицы Ивана Ивановича Шувалова.
Будучи весьма образованным человеком, Шувалов творчески воспринимал советы своего друга Ломоносова, и умело реализовывал их в русле государственной образовательной политики второй половины XVIII века. Это проявилось в концепции строительства Императорского Московского университета, разработанной Михаилом Васильевичем. Главные образовательные идеи Ломоносова были поняты Шуваловым, что доказывают два важных документа: «Письмо академика М.В. Ломоносова обер-камергеру И.И. Шувалову» от июля 1754 года и «Проект об учреждении Московского университета», подписанный императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 года.
В этих основополагающих документах были сформулированы следующие принципы ломоносовской концепции развития Императорского Московского университета:
– светский характер российского университетского образования;
– полисословный состав учащихся (в университет принимались юноши различных сословий, за исключением крепостных крестьян);
– преобладание классических предметов в обучении студентов;
– ориентация студентов на будущую государственную службу;
– многоступенчатость университетского образования (дворянская и разночинная гимназии, подготовительный философский факультет и специальные факультеты – медицинский и юридический).
М.В.Ломоносов лично разработал нормативные документы гимназии Московского университета — Регламент и Инструкцию, где описал порядок работы этого структурного подразделения, права и обязанности сотрудников и учеников. Благодаря этому гимназия успешно готовила юношей для университета.
К сожалению М.В. Ломоносову не удалось посетить Императорский Московский университет в силу чрезвычайной занятости в Петербургской Академии наук. Однако свое позитивное воздействие Ломоносов осуществлял через своих учеников, которые составили костяк русских профессоров и преподавателей университета. Ломоносов предложил Шувалову направить в Московский университет своих учеников – первых русских магистров, получивших эти ученые звания в Петербургской Академии наук. В марте 1755 года, по ордеру куратора университета И.И. Шувалова, в Москву прибыли молодые магистры А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и Ф.Я. Яремский.
Николай Никитич Поповский стал первым профессором российского красноречия, читавший студентам лекции по филологии, философии и математике. Поповский первым стал читать лекции в Московском университете на русском языке, что вызвало острое недовольство профессоров-иностранцев. Он повторил начинание своего учителя – Ломоносова, который за 10 лет до этого начал читать лекции на русском языке студентам Академического университета в Петербурге, что также вызвало протест профессоров-иностранцев.
Антон Алексеевич Барсов был первым лектором математики в Московском университете. В 1761 году он занял место профессора филологии, после умершего Н.Н. Поповского. Профессор Барсов внес огромный вклад в развитие русского литературного языка, став прямым продолжателем Ломоносова в филологии и языкознании. За успехи в развитии русского литературного языка А.А. Барсов был избран членом Петербургской академии.
Филипп Якимович Яремский начинал работу в качестве преподавателя русского и латинского языков в университетской гимназии. В 1760 году он был переведен в Типографию Московского университета, где успешно выполнял функции редактора научной и учебной литературы. Магистр Яремский участвовал в издании научных трудов своего учителя академика Ломоносова.
В Петербургскую Академию наук часто приезжали студенты и гимназисты Московского университета, которые встречались и беседовали с академиком Ломоносовым. Летом 1758 года М.В. Ломоносов беседовал со студентами Петром Вениаминовым, Семеном Зыбелиным и Данилой Ястребовым перед их отправкой на учебу в Кенигсбергский университет. В декабре 1759 года группа студентов и гимназистов Московского университета находились на экскурсии в Петербурге. Здесь состоялась встреча М.В. Ломоносова с гимназистом Денисом Фонвизиным, которая во многом определила дальнейший жизненный путь будущего дипломата и литератора.
М.В. Ломоносов оказывал постоянное влияние на Московский университет через свои научные, учебно-методические и литературные произведения. Гимназисты и студенты учились по книгам профессора Ломоносова. В каталогах фундаментальной библиотеки Московского государственного университета значатся следующие издания М.В.Ломоносова:
– Элементы математической химии (1741);
– Краткое руководство по риторике (1743);
– Риторика, переработанное издание (1748);
– Введение в истинную физическую химию (1752);
– Российская грамматика (1757);
– Краткий российский летописец с родословием (1760);
– Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года (1766) и многие другие.
Академик Ломоносов являлся примером для гимназистов, студентов и сотрудников Московского университета. Подобно Ломоносову, многие из них завершали образования в европейских университетах, защищали там диссертации, а затем возвращались в Москву для продолжения научно-педагогической работы. В их числе следует назвать профессоров Московского университета: ботаника А.М. Афонина, медика С.Г. Зыбелина, правоведов С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова. Эти и другие профессора много сделали для становления Московского университета и подготовили плеяду учеников.
Среди выпускников Московского университета было довольно много дипломатов, которые успешно защищали интересы Российской империи на международной арене. Среди первых дипломатов следует назвать Аркадия Ивановича Моркова, который в 1764 году окончил философский университет и был направлен на службу в Коллегию иностранных дел. В 1783 году А.И. Моркова назначили послом России в Стокгольме. С 1786 года он стал членом Коллегии иностранных дел. Вскоре под его контроль перешла вся иностранная переписка императрицы Екатерины II. Посол А.И. Морков участвовал в заключение шести трактатов с различными государствами Европы, весьма выгодных для России. В 1801 году император Александр I назначил его послом России во Франции, где русский патриот проявлял твердую позицию против политики Наполеона. С 1821 года А.И. Морков являлся членом Государственного совета.
Среди выпускников Московского университета дипломатов такого уровня достаточно много, что говорит об оптимальной структуре вуза, правильной организации учебно-воспитательного процесса, высоком качестве работы его профессоров, преподавателей и сотрудников.
Разрабатывая Проект об учреждении Московского университета, академик М.В. Ломоносов предложил предусмотреть штатного «профессора политики, который должен показывать взаимное поведение, союзы и поступки государств и государей между собой, как были в прошедшие века и как состоит в нынешнее время». В структуре Императорского Московского университета эта профессорская должность предусматривалась на юридическом факультете. Становлению будущих международников способствовали также профессора философского факультета университета, которые в своих лекциях освещали различные аспекты международных отношений и внешней политики России.
В последующие годы это направление деятельности Московского университета было усилено. В Уставе Императорского Московского университета 1804 года предусматривалось Отделение нравственных и политических наук, в котором была должность штатного профессора дипломатики и политической экономии. На завершающем этапе Великой Отечественной войны в МГУ имени М.В. Ломоносова был создан самостоятельный факультет международных отношений, который вскоре был преобразован в Московский институт международных отношений (ныне МГУМО (У) МИД РФ).
В начале XXI века в МГУ имени М.В. Ломоносова по инициативе его ректора академика РАН В.А. Садовничего были созданы факультет мировой политики и факультет глобальных процессов, которые готовят бакалавров и магистров по направлению «международные отношения».
Сегодня мы можем смело сказать, что МГУ имени М.В. Ломоносова, все его факультеты, в том числе факультеты глобальных процессов и мировой политики, рождены гениальной прозорливостью первого русского ученого-энциклопедиста. Новые поколения студентов Московского университета будут чтить наследие великого Михаила Васильевича Ломоносова, в своих практических делах следовать его заветам!
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ»
2010–2011 учебный год ЗАДАНИЕ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА
ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И ГЛОБАЛИСТИКЕ
Дорогие друзья!
Мы приглашаем Вас принять участие в олимпиаде школьников «Ломоносов» по международным отношениям и глобалистике.
Отборочный этап Олимпиады школьников «Ломоносов» по международным отношениям и глобалистике предусматривает два задания.
Ответив правильно на вопросы первого задания Олимпиады, участники получат из букв ответов термин, произошедший от древнегреческого слова, означавшего письмена, специфически выполненные на дереве и выдававшиеся государственным мужам в качестве верительных грамот, а ныне характеризующий деятельность государств по осуществлению целей и задач внешней политики.
Объем ответа на второе задание не должен быть более четырех страниц формата А4. Краткость — одна из черт современного аналитического стиля, которым вам предстоит в будущем овладеть.
При оценке ответа на второе задание Олимпиады оцениваются: а) знание фактов, терминологии и исторических сведений в области международных отношений, мировой политики и глобальных процессов; б) полнота раскрытия проблемы; в) знание различных точек зрения по выбранному вопросу, обоснование своей позиции; г) аргументированность, четкость и структурированность ответа; д) смысловое единство ответа.
В случае использования цитат работа должна содержать ссылки на цитируемое произведение. Желательно представить в конце работы библиографический список (список использованной литературы и источников).
Желаем удачи!
Задания отборочного этапа Задание №1. Специалист в области международных отношений должен хорошо разбираться в истории внешней политики России. Ответьте на ниже приведенные вопросы.
(1) Первым международным договором, заключенным Древнерусским государством, был:
И) договор с ганзейскими городами;
С) договор с Золотой Ордой;
М) договор с Германской империей;
Д) договор с Византийской империей;
Р) договор с Хазарским каганатом.
(2) Укажите правителя (великого князя или царя), дочь которого, благодаря династическому браку, стала женой французского короля Генриха I и после его смерти около 15 лет управляла Францией. В одном из своих писем она писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал! Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны».
Е) Алексей Михайлович;
К) Иван Калита;
Н) Владимир Мономах;
О) Всеволод Большое Гнездо;
И) Ярослав Мудрый.
(3) Какому правителю Московии германский посол кавалер Поппель предложил ходатайствовать перед императором о присвоении ему титула короля, «если твоей милости угодно быть королем в своей земле, и тебе, и детям твоим»?
М) Лжедмитрию I;
Т) Борису Годунову;
П) Ивану III;
Г) Василию III;
С) Василию Шуйскому.
(4) Первый отдельный орган управления, ведавший текущей работой по сношениям с иностранными государствами, был основан в период правления:
О) Владимира Мономаха;
Е) Петра Великого;
Л) Ивана IV Васильевича;
Т) Михаила Федоровича;
Р) Алексея Михайловича.
(5) Одной из основных целей Великого посольства 1697–1698 годов являлось:
Г) признание России Империей европейскими странами;
О) отыскание союзников по антитурецкой коалиции;
Р) заключение соглашения об образовании антишведской коалиции;
А) установление торговых контактов с Англией и Нидерландами;
И) отыскание невесты для царя Петра Алексеевича.
(6) Какое из перечисленных положений относится к «восточному вопросу» во внешней политики России XIX века?
А) споры с Китаем из-за территориальной принадлежности Монголии;
М) противоречия между Россией и Турцией из-за проливов Босфор и Дарданеллы;
Р) споры с Японией из-за протектората над Манчжурией;
Ш) борьба России с Англией за влияние в Афганистане и Персии;
П) противоречия между Россией и США относительно принадлежности Аляски.
(7) Кто из указанных исторических персонажей дольше всех возглавлял работу внешнеполитического ведомства России?
Н) И.М. Висковатый;
Е) А.А. Громыко;
О) Г.И. Головкин;
А) К.В. Нессельроде;
У) Г.В. Чичерин.
(8) В какую из нижеперечисленных международных организаций Россия вступила раньше, чем в другие:
Д) Международный валютный фонд;
Ц) Международный банк реконструкции и развития;
Т) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;
Н) Совет Европы;
Л) Шанхайская организация сотрудничества?
(9) Какое из перечисленных словосочетаний не относится к истории внешней политики?
У) «нота Милюкова»;
С) «доктрина Монро»;
Р) «ультиматум Керзона»;
К) «циркуляр Горчакова»;
И) «парадокс Леонтьева».
(10) Какое из перечисленных понятий характеризует события международных отношения 1990-х годов?
М) «Берлинский кризис»;
Е) «Венгерский кризис»;
Й) «Карибский кризис»;
Я) «Косовский кризис»;
Ы) «Суэцкий кризис». Задание №2.
Под влиянием процесса глобализации жизнь современного общества сильно изменилась. При этом глобализация вызывает острые дискуссии. Одни говорят, что она содействует модернизации, развитию и расширению возможностей людей. Другие — что она ведет планету к социальному единообразию, потере «цветущей сложности» мира, порождает новые формы неравенства и обостряет глобальные проблемы. Какова Ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее поддержку. Перечислите и охарактеризуйте проявления процесса глобализации в различных сферах общественной жизни. ОЛИМПИАДА «ЛОМОНОСОВ» «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЛОБАЛИСТИКА» (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 2011 года)
ВАРИАНТ 1
Инструкция для участника Олимпиады
Олимпиада состоит из трех разделов.
|